Молодые соискатели «принесли» на рынок труда новое понятие — карьерный кэтфишинг. Вообще, кэтфишинг — это вид интернет-мошенничества, когда человек создает фальшивую личность. Дословно это можно перевести как «ловля сома» или «рыбалка на сома». Намерения человека могут быть разными: и безобидный розыгрыш, и серьезное преступление.
Карьерный кэтфишинг, к счастью, не столь страшен, как интернет-мошенничество, но приносит серьезные хлопоты работодателям. Основатель HR-агентства «Favourite Partners» Наталья Дубинникова рассказывает, что это явление знакомо ей не понаслышке: «Клиенты нашего агентства все чаще задают нам вопрос: „Что я делаю не так? Почему люди проходят собеседование, устраиваются на работу и не приходят в первый же рабочий день?“ При этом работники никого не предупреждают, никому ничего не объясняют и просто не выходят на связь».
Тренд этот мировой. Например, британские издания в 2024 году выясняли, как часто работники игнорируют работодателей. 87% опрошенных молодых людей сказали, что не пришли в свой первый рабочий день. Взрослым людям такое поведение может показаться по меньшей мере странным и безрассудным. Но в случае с зумерами, как обычно, все сложно.
Зумеры и их отношение к работе
Зумеры, или поколение Z, — это люди, родившиеся после 1996 года. Есть мнение, что это первое поколение, родившееся в эпоху «дефицита дефицита». У них все было. Родители их защищали от трудностей и стрессов, задаривали игрушками и гаджетами. Большая часть коммуникаций джензеров проходит в интернете: там они заказывают ужин, покупают билеты на самолет и общаются друг с другом. И даже такое простое дело, как живой разговор с незнакомым человеком, для некоторых зумеров оказывается сложным испытанием. Очевидно, когда зумеры выходят на рынок труда, простой список задач может казаться им невыполнимым.
А еще это поколение ценит комфорт и больше всех прочих стремится к балансу работы и личной жизни. Они выбирают гибридный формат занятости, претендуют на высокую оплату труда на старте карьеры. При этом они более смелые в вопросе смены работы. Трудиться на предприятии 40 лет — не про них. Разонравилось работать в компании, надоело, возник конфликт — они легко уволятся одним днем и будут искать новое место.
Именно это поколение сейчас задает тренды на рынке труда. Это, например, «тихое увольнение», когда сотрудник физически находится на месте, но перестает вкладываться в работу. Это «кофейный бэйджинг» — когда сотрудник приходит в офис отметиться и выпить кофе, а потом возвращается работать из дома. Это и так называемый «гостинг» или «увольнение в обед», когда сотрудник внезапно в одностороннем порядке прекращает трудовые отношения. О сложностях работы с зумерами нам рассказывает каждый третий наш клиент среди топ-менеджеров или руководителей.
Карьерный кэтфишинг — это как раз разновидность гостинга. Тот случай, когда работник даже не дошел до работы.
Причины карьерного кэтфишинга
Несоответствие ожиданий
Устраиваясь на работу, соискатель имеет дело с внешним образом компании. Изучает отзывы бывших сотрудников и клиентов, мониторит деятельность компании в новостных сообщениях. Далее он встречается с HR-специалистом, который, конечно, представляет компанию, руководителя, команду и будущую работу в благоприятном свете. Но чем больше продвигается кандидат в этапах отбора, тем больше он наблюдает сам.
Наталья рассказывает: «Мы работаем и с компаниями, и с соискателями, поэтому имеем возможность оценить ситуацию с двух сторон. Например, однажды к нам за помощью в поиске работы обратился программист-аналитик, потому что его собственный опыт трудоустройства оказался неудачным. Ему предложили вакансию в крупной IT-компании со множеством положительных отзывов и наград за инновации. На первых собеседованиях ему пообещали участие в интересных проектах, гибкий график и поддержку профессионального развития. Далее было еще несколько интервью, и, наконец, ему предложили испытательный срок. И уже первый день стал для него настоящим открытием. Задачи не совпадали с теми, что были заявлены, команда была очень слабой, о гибком графике не было и речи. Конечно, человек разочаровался. Пошел к руководителю и уволился».
К сожалению, это типичная ситуация на рынке труда. По данным исследования hh.ru, 40% сотрудников уже в первые месяцы работы на новом месте задумываются об увольнении из-за несовпадения ожиданий с реальностью.
Отсутствие адаптации
Отпугнуть может и отсутствие адаптации. В любых компаниях и при работе с любым поколением важно помочь человеку вписаться в рабочий процесс. Познакомить с командой и офисом, помочь наладить коммуникацию, поддержать в решении непосредственных задач. Ну а зумеров вообще нужно окружать вниманием в первые дни, весь их воспитывали очень бережно. Практика наставничества очень в этом плане помогает.
«Недавно для одной промышленной компании мы разрабатывали систему онбординга новых сотрудников. Штат компании был большой и разнообразный, офисные и производственные помещения огромные, задачи сложные. И мы посоветовали включить не только позицию наставника, но и бадди. Наставник — это опытный работник с серьезными компетенциями, который будет помогать разбираться с функционалом. А бадди — это „свой парень, который все знает“ — он погрузит в корпоративную культуру, поможет вписаться в коллектив, расскажет о традициях офиса, поможет сориентироваться в логистике компании», — объясняет Наталья.
Взрослые сотрудники приучены преодолевать трудности самостоятельно. В любой непонятной ситуации они будут задавать вопросы, не боясь показаться глупыми. Они будут привыкать и терпеть, чтобы остаться в компании. Зумеры же этим заниматься не будут — они просто уволятся. Причем это не дело принципа. Для молодых людей любые переговоры и выяснения обстоятельств — дополнительный стресс, которого они избегают. Уровень тревожности, который они испытывают на новом рабочем месте, и так на пределе, поэтому им проще молча уйти в комфортную для себя среду, то есть домой.
Последствия
Со стороны кажется, что невыход сотрудника на работу — раздражающий, странный, но не слишком болезненный факт для компании. Но на самом деле такое поведение новых сотрудников создает множество проблем для работодателей.
Компании тратят огромное количество времени на подбор персонала: проведение собеседований, проверку резюме, тестирование кандидатов. Когда сотрудник не выходит на работу, эти ресурсы оказываются потраченными впустую, приходится начинать процесс поиска заново. Работодатель несет и финансовые убытки, если размещает вакансии на платных платформах, оплачивает работу рекрутеров или использует профессиональные инструменты оценки.
Еще из опыта Натальи: «В нашей практике был случай, когда новички сорвали план маркетингового агентства просто тем, что внезапно не вышли. Компания планировала большое мероприятие и под этот проект открыла несколько вакансий. Люди прошли этапы отбора, собеседования, познакомились с командой. И в нужное время несколько человек просто не вышло. Кто-то перестал брать трубку, кто-то сказался больным. В итоге пришлось перераспределять задачи между имеющейся командой, сроки сдвинулись, процессы нарушились. Мероприятие, к счастью, они провели, но это было крайне сложно, и нужных KPI не достигли».
Важный момент — проблемы с набором персонала могут негативно сказаться на репутации компании, ведь информация о подобных инцидентах быстро распространяется через социальные сети и профессиональные сообщества. Для других соискателей такие ситуации могут стать красным флагом, даже если работодатель ни в чем не виноват.
Более того, и внутри компании могут возникнуть негативные настроения. Руководство может начать сомневаться в надежности своего HR-отдела, а рядовые сотрудники — строить догадки, почему новенькие не хотят работать с ними. Все это влияет на корпоративную атмосферу.
Как избежать карьерного кэтфишинга
Можно, конечно, советовать зумерам быть более ответственными и думать не только о своем комфорте, но и о людях, которые делали на них ставку. Но они такие, какие есть, пока молоды. Поэтому профилактика внезапного увольнения или неявки лежит на плечах работодателей.
Зумеры предъявляют высокие требования к рабочим местам. Сотрудников, которые ценят свободу и комфорт, можно привлечь и удержать гибким графиком и удаленной работой. Необходимо создать условия для быстрого обучения и профессионального роста, важно предлагать программы наставничества, тренинги и курсы, которые помогут молодым специалистам развивать свои навыки. Зумеры нуждаются в постоянной оценке своих успехов и неудач, поэтому важно наладить обратную связь. Исследования говорят, что они не терпят авторитарного стиля управления. Зато атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе поможет молодым работникам чувствовать себя уверенно и комфортно.
«Один наш клиент, собственник ритейл-компании, смог наладить работу отдела продаж, внедрив только два новшества. Во-первых, он два раза в неделю на планерках делает „разбор полетов“, на котором отмечает прогресс зумеров и корректно дает конструктивную критику. Во-вторых, он смог выстроить по-настоящему гибкий график: буквально каждый работник в офисе трудится в своем режиме», — делится опытом Наталья.
Впрочем, существует мнение, что карьерный кэтфишинг — это осознанная месть молодых соискателей работодателям. Якобы их утомили долгие собеседования и тестовые задания, им надоело ждать звонка из компании. И вот когда, наконец, они получают предложение, они попросту бойкотируют его. Так они демонстрируют превосходство и намекают, кто на самом деле диктует условия на рынке труда.
Справедливости ради стоит отметить, что 2024-й год действительно был рынком соискателя. Компании, испытывающие дефицит кадров, боролись за специалистов, переманивали их друг у друга, предлагали самые комфортные условия. И некоторые соискатели, не только из числа зумеров, действительно стали капризными. Очевидно, что и среди взрослых людей есть легкомысленные работники, которые куда-то внезапно пропадают после обеденного перерыва, и среди юных специалистов есть ответственные трудоголики.
Прогнозы на 2025 год говорят о том, что главными на рынке станут работодатели. Будут сокращать сотрудников, срезать зарплаты, убирать пресловутые «печеньки и кофе» в целях оптимизации. Так что всем придется «впахивать» и, возможно, даже менять свои убеждения, чтобы получить место в компании.