Загадочные убийства, маньяки и копы давно уже стали основными элементом кино и телевидения (Боже, храни «Шерлока»). Но успех фильмов «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) Кеннета Браны и «Достать ножи» (2019) с Дэниелом Крейгом, похоже, привели к перерождению жанра. Так что пришло время узнать больше о кинематографическом осмыслении убийц и тех, кто за ними охотиться. О, поверь, это то еще расследование 😎
Сегодня я проанализирую общие элементы фильмов детективного жанра. Ты узнаешь, как менялся жанр с течением времени, как архетип детектива способствовал популярности жанра, а еще получишь несколько отличных фильмов, которые стоит посмотреть, чтобы быть в теме. Доставай лупу и прихвати своего Ватсона — мы начинаем!
Детективный фильм — это какой?
Как правило, такая картина посвящена расследованию убийства/серии убийств, совершенных в ее начале или продолжающихся по ходу действия. Детектив (профессиональный/частный/любитель) или кто-то другой пытается раскрыть это дело и найти убийц. Бывает и наоборот: поветствование ведется от лица преступника, маньяка или неудачника, которомы не повезло попасть в такой переплет.
На протяжении всего сюжета данные о мотивах и личности убийцы собираются в ходе осмотра места преступления и выслушивания показаний актеров второго плана (регулярно пытающихся одурачить зрителей какими-то деталями, словами или даже манерой поведения). Фильм заканчивается тем, что личность убийцы/убийц раскрывается. В основном жанр предлагает зрителям угадать, кого же все ловят, используя улики еще до раскрытия дела детективом.
Несмотря на то, что общие элементы в этом жанре все еще присутствуют, играть с ними никто не мешает. За время своего существования формула детектива использовалась для показа и рассказа множества различных историй в разных стилях. От адаптаций произведений Артура Конан Дойла и Агаты Кристи до фильмов-нуаров, комедийных боевиков, захватывающих экшн-триллеров, хоррор-триллеров и так далее — жанр невероятно пластичен, так что с его помощью можно рассказать любую историю.
Как менялся детективный жанр в кино?
С течением времени герои использовали все более современные методы раскрытия преступлений и технологии, а смысл фильмов и их смысловая наполненность обогащись. Например, после выхода фильма «Психо», основанного на преступлениях Эда Гейна, жанр стал больше исследовать мышление убийц и последствия их деяний.
Это, в сочетании с ослаблением цензуры, привело к большей откровенности: насилие, секс и психологический анализ стали своими в детективах самых разных мастей. При этом жанр в равной степени готов критиковать и нарушать свои собственные правила. Иногда в фильмах убийцу не удается поймать или идентифицировать, и даже детективы показаны злодеями, что опять же делает происходящее более реальным.
Гибкость и простота формулы (убийство --> охота --> истина) дает творцам огромное поле для игры со зрителем. И это дает последнему что-то уютно знакомое, но никогда не повторяющееся и интригующее. Легко понять, почему этот жанр не теряет актуальности и по сей день. Загадки могут быть невероятно увлекательными 😉
Эволюция детектива: от Пуаро до Блана
Интересно, что использование личности детектива в новой волне кинематографических «ребусов» — это дань прошлому и в то же время то, что позволяет жанру легко подстраиваться под современного зрителя.
Такие сыщики, как Эркюль Пуаро («Убийство в Восточном экспрессе» и «Смерть на Ниле»), Бенуа Блан («Достать ножи») и инспектор Стоппард («Смотрите, как они бегут»), подают себя как джентльмены-следователи и суровые вершители справедливости. Кеннет Брана, Дэниел Крейг и Сэм Рокуэлл справляются со своими ролями великолепно, ведь они служат нам добродушными проводниками. Это позволяет нам так переживать по поводу смерти, потери и даже чувствовать в себе силы все исправить и докопаться до истины.
Пуаро и Блан при этом не копы. Они — «частники», которые будто бы априори круче официальных инспекторов, которые частенько вызывают у нас не самые положительные эмоции. Кроме того, они вызывают гораздо больше симпатии, когда выслушивают точку зрения подозреваемых. Например, Блан в конечном итоге помогает Марте доказать свою невиновность. Обе истории позволяют избавиться от беспокойства по поводу работы полиции. Тот же угрюмый характер Стоппарда показывает, что жизнь копа далеко не счастье и радуга. И да, актерская игра критически важна для жанра, ведь герой должен быть харизматичен и интересен.
Что мы имеем? Использование знакомых детективных элементов позволяет зрителям легко проникнуться тайной и включить сыщика внутри самих себя. При этом штампы могут послужить отличным трамплином, чтобы затронуть множество различных вопросов о наших отношениях с законом. Все зависит от фантазии сценариста и режиссера!
Хроника преступлений: лучшие детективные фильмы всех времен
Тонкий человек (1934)
Ник и Нора Чарльз (основанные на отношениях автора оригинального романа с Лилиан Хеллман) были сыграны Уильямом Пауэллом и Мирной Лой настолько превосходно, что фильм о светском детективе и его жене получил аж четыре продолжения. Что по сюжету? Недавно разведенный Клайд Винант узнает, что его новая девушка украла 50 000 долларов и встречается с другими мужчинами. Вскоре после этого он исчезает. Дочь Винанта, желая найти своего отца, обращается за помощью к частному детективу Нику Чарльзу.
Глубокий сон (1946)
Экранизация романа Реймонда Чандлера показывает, как Филип Марлоу (Хамфри Богарт) в паре с Вивиан Ратлидж (Лорен Бэколл) расследуют дело, которое начинается с шантажа дочери богатого лос-анджелесца Кармен (сестры главной героини), но вскоре приводит к рисковым азартным играм, похищениям и убийствам.
Целуй меня насмерть (1955)
Однажды вечером частный детектив Майк Хаммер (Ральф Микер) подбирает странную женщину Кристину (Клорис Личман), которая стоит на шоссе в одном лишь плаще. Дальше их останавливают незнакомцы, которые вырубают Майка и убивают Кристину. Хотя полиция предупредила его не расследовать это дело, Майк и его подруга и помощница Вельда (Максин Купер) оказываются втянутыми в темный заговор с участием ученого доктора Соберина (Альберт Деккер) и перепуганной соседки Кристины, Лили (Габи Роджерс).
Психо (1960)
Секретарша из Феникса по имени Мэрион Крейн (Джанет Ли), находящаяся в бегах после кражи 40 000 долларов у своего босса, чтобы сбежать со своим парнем Сэмом Лумисом (Джон Гэвин). Путешествуя по бездорожью, чтобы сбежать от полиции, она останавливается на ночь в ветхом мотеле и знакомится с вежливым, но очень нервным владельцем Норманом Бейтсом (Энтони Перкинс), молодым человеком, увлекающимся таксидермией и имеющим сложные отношения со своей матерью.
Харпер (1966)
Пол Ньюман играет частного детектива Лью Харпера, который, уклоняясь от подачи документов на развод, устраивается на работу к Элейн Сэмпсон (Лорен Бэколл), которая ищет своего пропавшего мужа. В поисках богача Харпер сталкивается с бывшей звездой-алкоголичкой (Джули Харрис), лаунж-певицей (Шелли Уинтерс), несколькими бандитами из преступного мира и даже лидером религиозного культа.
Муки невинных (1972)
В итальянской деревушке Акцендура пропадает мальчик Бруно, и инспектор полиции, местный комиссар и глава деревни расследуют это дело. Когда его отец получает требование о выкупе, полиция арестовывает местного жителя Джузеппе и понимает, что он невиновен. Затем люди находят тела мальчиков Микеле и Тонино, и полиция подозревает, что убийцей может быть местная ведьма Макиара, которая практикует черную магию, но выясняется, что она тоже невиновна. Кто же убийца? Ответ тебя шокирует!
Китайский квартал (1974)
Джек Николсон достиг статуса культового актера в роли частного детектива Джейка Гиттеса в классическом психологическом нео-нуаре Романа Полански. В серой фетровой шляпе и дубленом костюме, с перевязанным носом после того, как гангстер, сыгранный Полански, сделал ему подсечку, Гиттес расследует неверность супруга своей клиентки, чтобы выяснить, что поговорка «муж и жена — одна сатана» — чистая правда.
Ужин с убийством (1976)
Этот фильм — крутейшая пародия на романы в стиле Агаты Кристи. Это чуть более взрослая версия настолки Clue, в которой пять частных детективов и их спутницы приглашены на выходные в таинственный загородный дом неким Лайонелом Твеном (Трумен Капоте). Каждый детектив создан по образцу вымышленного: Мэгги Смит и Дэвид Нивен — Ник и Нора Чарльз из «Тонкого человека», Питер Селлерс — Чарли Чан, Питер Фальк — Сэм Спейд, Эльза Ланчестер — мисс Марпл, а Джеймс Коко — Эркюль Пуаро.
Просто кровь (1984)
Дебютный фильм братьев Коэнов до сих пор остается одним из лучших. В главной роли Фрэнсис Макдорманд — Эбби, замужняя женщина, у которой роман с барменом Рэем (Джон Гетц), подчиненным ее мужа. Муж Эбби — Джулиан (Дэн Хедайя) нанимает частного детектива Лорена Виссера (М. Эммет Уолш), чтобы тот предоставил ему доказательства их отношений. В итоге Джулиан поручает Виссеру убить парочку. Что дальше? Смотри сама!
Умереть заново (1991)
Кеннет Брана снялся в этом романтическом нео-нуаре вместе со своей женой Эммой Томпсон. По сюжету Брана играет роль Майка Черча, частного детектива, которому поручено прояснить личность женщины с амнезией, сыгранной Томпсон. Ее фотографию публикуют в газете, и к Черчу обращается гипнотизер по имени Фрэнклин Мэдсон (жутковатый Дерек Джейкоби) с предложением помочь. Во время сеанса регрессии героиня Томпсон, которую Черч прозвал Грейс, рассказывает о прошлой жизни и… убийстве.
Подозрительные лица (1995)
«Величайший трюк, который когда-либо проделывал дьявол, — убедить мир в том, что его не существует», — говорит мошенник Кинт (Кевин Спейси), проводя сравнение с самым загадочным преступником всех времен Кайзером Созе. Кинт пытается убедить федералов, что мифический повелитель преступности не только существует, но и несет ответственность за то, что втянул Кинта и его четырех партнеров в ограбление, закончившееся взрывом в гавани Сан-Педро, после которого мало кто остался в живых.
Зодиак (2007)
В конце 1960-х и в 1970-е годы город Сан-Франциско охвачен страхом: серийный убийца по кличке Зодиак преследует его жителей. Следователи (Марк Руффало, Энтони Эдвардс) и репортеры (Джейк Джилленхол, Роберт Дауни-младший) становятся одержимы идеей узнать личность убийцы и предать его правосудию. Тем временем Зодиак убивает жертву за жертвой и дразнит власти загадочными посланиями, шифрами и угрожающими телефонными звонками.
Достать ножи (2019)
Частный детектив Бенуа Блан (Дэниел Крейг) нанимается неизвестными расследовать дело убийства главы семьи, каждый член которой, кажется, имеет свой мотив — как в лучших романах Агаты Кристи! С таким актерским составом (Кристофер Пламмер, Джейми Ли Кертис, Майкл Шеннон, Крис Эванс и Тони Колетт) Блану было бы легко быть второстепенным персонажем, но Крейг наделяет детектива хитрым южным шармом, который делает его настоящей звездой истории.
Смотрите, как они бегут (2022)
В лондонском Вест-Энде 1950-х годов планы по созданию киноверсии нашумевшей пьесы резко обрываются после того, как умирает из членов съемочной группы. Когда за дело берутся уставший от жизни инспектор Стоппард (Сэм Рокуэлл) и новичок-констебль Сталкер (Сирша Ронан), они оказываются втянутыми в загадочное расследование в гламурном и грязном мире театра, расследуя загадочное убийство на свой страх и риск.