Актеры и кинорежиссеры оказались людьми суеверными: малейший форс-мажор на площадке порой получает мистическое объяснение. Как замечает «КиноРепортер», любое неосторожное действие незнакомого с индустрией человека «может стать причиной неприятностей или вовсе полного краха проекта». Поэтому на российских съемках соблюдают множество неписаных правил — от пожеланий «ни пуха» до ритуального разбивания посуды.
Разбитая тарелка — к удаче
Традиция бить тарелку на удачу уходит корнями в русские представления о начале дела. На первой отснятой сцене режиссер собирает всю команду и символически разбивает керамику с названием фильма и именами участников съемочной группы. Считается, что расколовшаяся на осколки тарелка приносит счастье, а если она осталась целой — это дурная примета.
Массово бить тарелки на съемках начали лишь в 1990-е. Многие верят — если тарелка не разлетелась с первого удара, то ждут неудачи. Говорят, режиссеры даже собирают все осколки «до последней крупинки» — из них, мол, можно попытаться «собрать» удачу после окончания работы над фильмом.
Семечки и табу на свист
На площадке существует множество бытовых табу. Одно из самых известных — никаких семечек. В советские времена верили, что шелуха может попасть на пленку или «прощелкать» зрителя, лишив фильм кассового успеха. Даже в наши дни многие режиссеры на дух не переносят семечки: в прошлом те, кто осмеливался их грызть, даже могли оказаться уволенными, а сцены — переснятыми с нуля. Впрочем, был забавный случай. Актер Андрей Панин вспоминал, как он специально подсадил всех на семечки — и в итоге стал лауреатом Каннского фестиваля. Вот и верь после этого в приметы.
Еще один «запрет» перекочевал из театра: на съемках не принято свистеть. В театральных суевериях свист считался дурным знаком. Перенесенная на кинематографистов традиция гласит то же: свист на площадке якобы накликает беду, поэтому режиссеры строго пресекают любые такие акты. Естественно, за этим стоит и прагматизм — на площадке и так хватает шума.
«Ни пуха, ни пера» и другие ритуалы
Русские кинематографисты не желают друг другу удачи открытым текстом — вместо этого принято говорить «ни пуха, ни пера». Любят в кино и обходить слово «последний»: например, «последний дубль» никто не произнесет — говорят «крайний дубль» или «крайний кадр», чтобы не навлечь неприятностей. Точно так же на хлопушке обычно не пишут заранее номер следующей сцены — верят, что это может «накликать» лишние пересъемки.
Существуют и более «индивидуальные» приметы. Говорят, что актеры с давних пор кладут под одежду булавку от сглаза, крестят пальцы перед выкриком «мотор!», а зацепиться за случайный гвоздь в коридоре — к неожиданной роли. Даже режиссеры «старой школы» не чужды ритуалам. К примеру, Эльдар Рязанов считал, что фильм не получится, если он сам хоть на секунду не появится в кадре (что он и делал в каждой картине). А Георгий Данелия в качестве «талисмана» снимал Евгения Леонова во всех своих фильмах.
Ритуалы, связанные со смертью
Сцены гибели вызывают у кинозвезд особое трепетное отношение. Если актеру положено лежать в гробу или умирать на экране, он непременно кладет с собой напиток — обычно бутылку водки или коньяка. Например, актер Ян Цапник на съемках фильма «Горько! 2» требовал класть в гроб запечатанную бутылку водки (она должна остаться нетронутой). Режиссер Святослав Подгаевский рассказывал, что для своего фильма «Невеста» они победили суеверие, вдохновившись примером Умы Турман: в «Убить Билла 2» она сама выкапывалась из гроба.
Некоторые роли в кино традиционно считаются «проклятыми». Так, образ Ивана Грозного у многих российских актеров вызывал ужас: Николай Хмелёв и Сергей Боярский (отец Михаила Боярского) погибли во время репетиций спектаклей, где им предстояло играть царя. Поэтому многие артисты и режиссеры предпочитают обходить опасные мистические темы стороной или с уважением относиться к сопровождающим их традициям.
Как приметы влияют на процесс съемок
В целом эти суеверия вносят на площадку толику легкого ритуала и объединяют команду. С одной стороны, все это кажется забавными обычаями, с другой, участники киносъемок нередко действительно перестраховываются и следят за приметами. В результате съемочный процесс обрастает своими маленькими обрядами: они помогают снять нервное напряжение, сплотить людей и дать ощущение контроля над хаотичным творческим делом. Как шутят сами кинематографисты, всем легче, когда неудачи сваливают на капризы «неконтролируемых сил», а не на профессию.
Таким образом, на российских киностудиях суеверия — от ритуального разбивания посуды до «не свисти на площадке» — живут в параллели с техническими регламентами. Эти приметы унаследованы от театра и старого кино, они отражают культурный колорит и добавляют атмосферу сказки.