Предать могут друзья, любимые, семья. Предать можно друзей, любимых, семью – и самого себя. Не все герои этих книг перенесли предательства, которые подготовила им жизнь. Пусть для тебя эти события остаются исключительно на страницах, а эмоции, которые ты испытаешь, читая книги из этого списка, будут настолько живыми, что обязательно сделают тебя сильнее, крепче и, надеемся, мудрее.

«Бегущий за ветром», Халед Хоссейни

Это история взросления, дружбы и предательства, замешанная на социальных и межэтнических предрассудках. История, которая тянется с детских лет и до финала повествования. Будет ли продолжение в жизни героев за пределами книги –  решить тебе придется самостоятельно.

Жили-были в Кабуле два друга. Амир – сын обеспеченного человека, и Хасан – сын слуги отца Амира. Хасан был всецело предан другу, и тот в свою очередь ни разу не давал повод усомниться в своей дружеской любви. До одного дня. Летом в Кабуле проходит массовое соревнование по запуску воздушных змеев. Правила простые – выигрывает тот, чей змей дольше продержится в воздухе, «срезав» лески остальных змеев, и кто быстрее успеет подобрать последнего упавшего змея. Амир и Хасан одерживают победу, продержав змей в небе дольше остальных. Но для полного триумфа нужно еще найти упавшего змея. Хасан бежит его искать и пропадает на неоправданно долгое время. Амир ищет друга и застает шокирующую картину – сцену издевательства над ним парнями из дурной компании. Амир не выказал своего присутствия даже, когда надругание переросло в садизм. Амир не рассказал ни Хасану, ни отцу о том, что видел. Промолчал и Хасан. Чувствуя вину и злость на друга, Амир решается на подлость. Он подкидывает Хасану дорогие часы и деньги и обвиняет его в краже. Это становится отправной точкой дальнейших событий в жизни обеих семей.

История колесит из страны в страну, затрагивает несколько поколений, оставляет отпечаток на сердцах, забирает жизни, возвращает надежду и заставляет раскаиваться до конца жизни за проявленное малодушие. И учит, что невмешательство – это такое же преступление. Как полуправда – такая же ложь. Как молчание – такое же предательство.

«Бегущий за ветром», Халед Хоссейни
«Бегущий за ветром», Халед Хоссейни
Фото
Архивы пресс-служб

«Чучело», Владимир Железников

Если ты еще не смотрела одноименный фильм – не смотри! Сначала прочитай книгу. Потом обязательно качай экранизацию – и погрузись в этот мир надолго и всерьез. Влюбись в предателя Сомова, пожалей деда Заплаточника и завидуй Чучелу. Чему завидовать? Поймешь.

Лена Бессольцева переезжает в провинциальный город к своему деду, которого в городе считают чудаком и называют за глаза Заплаточником. Новые одноклассники принимают Лену в свой класс с улыбками, за которыми скрывается презрение и насмешка. Причина в том, что ее с первого дня считают такой же чудаковатой, как и деда. Попытки Лены добродушно реагировать на колкости одноклассников приводят к обратному эффекту – неприязнь усиливается и Лену нарекают «Чучелом». Мир уже предал девочку – несправедливо отреагировав на ее открытое и бесхитростное сердце. Контрольный выстрел остался за самым дорогим человеком. В красавчика Сомова влюблены полкласса и (сюрприз!) он отказывается насмехаться над новенькой. Высказывает поддержу и свое трогательное неравнодушие. События разворачиваются так, что в один из дней класс решает сбежать с урока в кино. Сомов случайно задерживается в классе, что приводит к выяснению ситуации с Маргаритой Ивановной, классным руководителем. После недолгих душевных колебаний Дима Сомов закладывает класс. Лена становится невольным и тайным даже для Сомова свидетелем этого разговора. В итоге произойдет так, что в ближайшее время Лена возьмет на себя ответственность за рассказанный секрет и отвоюет «право» быть предателем. Радостно возьмет, с улыбкой на лице – во имя любви же! Ответит перед всем классом за благородство, выстоит перед взглядами Сомова, злобой Железной кнопки, тычками Лохматого и ухмылками Шмаковой.

Книга полна стереотипов, типичных образов, знакомых ситуаций – только финал у каждого несчастного случая несчастен по-своему. Жалей одноклассников, плач вместе с дедом Лены и завидуй Чучелу – ее характеру и красоте ее души.

«Чучело», Владимир Железников
«Чучело», Владимир Железников
Фото
Архивы пресс-служб

«Тайная история», Донна Тартт

Ты думаешь, только дети настолько жестоки? Ну да, это же всем известный факт, что дети – самые беспринципные и инстинктивно злые существа. И британские ученые давно доказали садистские наклонности малолетних. Представляем твоему вниманию книгу про студентов, сплошь благородных кровей, из элитарных кругов и с исключительно добрыми намерениями по отношению к миру.

Действие романа разворачивается в небольшом колледже, куда главный герой Ричард приезжает изучать древнегреческую культуру. Там он встречает новых друзей и соучастников будущего убийства одного из своих. Роман начинается сразу с кульминации: мы знаем, кто убил, кого убили и как. Осталось разобраться, почему. Как думаешь, можно ли считать коллективное убийство друга предательством? Извини, это не мы тебя спрашиваем, это автор истории задает такой вопрос. И еще миллион других вопросов, чем превращает роман в психологический, мистический, псевдобиографический триллер. В каком месте происходит «точка невозврата»? Как понять, что пора остановится? Ричард, от лица которого ведется рассказ, раскручивает события книги вплоть до его приезда в колледж и первой встречи с дорогими друзьями. Стоит упомянуть еще про одного персонажа. Или не стоит? Вдруг он и является первопричиной драмы? Твои выводы будут меняться каждые 100 страниц. Да, объем у романа внушительный. Но чтение пролетит быстрее, чем время на весь список литературы за 8 класс. Не зря же Донна Тартт писала его семь лет. Представь, насколько там выверено и взвешено каждое слово.

«Тайная история», Донна Тартт
«Тайная история», Донна Тартт
Фото
Архивы пресс-служб

«Девятнадцать минут», Джоди Пиколт

Массовые убийства в школах – это истории из-за океана. Нам не близкие, не трогающие сердца. А вот события, которые этому предшествуют, возможно, происходят рядом с тобой каждый день. Скрестили пальцы, чтобы мы ошибались! И ты на самом деле далеко от всего ужаса травли, даже в роли наблюдателя или свидетеля. Пусть максимальной формой негатива в твоем классе будут дружеские подколы и милые шуточки. Ни на миллиметр больше.

В обычном американском городке происходит катастрофа – ничем не приметный, тихий и спокойный старшеклассник Питер устраивает бойню в собственной школе. Расстреливает 10 школьников, многих оставляет инвалидами. Городок в шоке. Ближайшая подруга Питера Джози Корниер, дочь судьи, становится главным свидетелем по делу. Она оказалась в эпицентре событий, это на ее глазах Питер застрелил ее парня. Более рьяного свидетеля, казалось бы, сложно найти. Но вдруг Джози говорит, что она в шоке и не помнит, что произошло. Ты веришь ей, конечно же, но что-то тебя смущает – Джози тянет, Питер молчит, ситуация закручивается. Автор предлагает тебе раскрутить весь клубок событий в обратном порядке – начать с начала. Отношения в классе, отношения между Питером и Джози, предательство окружения, инертность родителей, намерения Питера за неделю до побоища, за день, в то утро. Буквально по шагам разбирает его перемещение по школе, следит за движением рук при каждом выстреле...

Чему учит книга, зачем тебе, нежной и красивой, читать про жуткие трагедии? Чтобы их предотвратить, нет? Чтобы уловить намеки, пресечь даже попытки нарушить эту нежную и красивую жизнь. Чтобы понять, что последняя капля никогда не бывает последней. Плотину пробил поток воды, который накопился за многие годы до часа Х.

«Девятнадцать минут», Джоди Пиколт
«Девятнадцать минут», Джоди Пиколт
Фото
Архивы пресс-служб

«Яма», Гай Берт

Ты уже догадалась, что с каждой следующей книгой предательства становятся мрачнее, а последствия от них – необратимее. Если ты еще не смотрела фильм «Яма», посмотри. Перед тем, как читать книгу. Он заканчивается более однозначно. Не скажем, что хорошо, потому что хорошо ни одно предательство не заканчивается, если ты еще не поняла. Плохо – но в книге еще и открыто. Сама решай, кто виноват и чьи руки по локоть в… Все, больше ни слова про финал!

В конце семестра ученики британской школы должны выбрать, куда отправиться отдохнуть на каникулы. С любимыми одноклассниками в поход по Скалистому краю или каждый к себе домой посвятить время родителям. Компания друзей решает провести три дня в добровольном заточении – в бункере времен Второй мировой войны. Много еды, выпивки, возможность сбежать от мира взрослых, от условностей и запретов. Рисков никаких – ведь общий друг Мартин обещал через три дня открыть дверь в убежище и выпустить их наружу. Вот так приключение! Через три дня, как в плохом ужастике, из бункера выбирается одна Лиз. Что же случилось в этот промежуток времени, пытается выяснить школьный психолог у Лиз и у Мартина – единственных выживших. Правда, рассказанные подростками истории, расходятся в главном. По версии Лиз – все четверо выбрались из «ямы» живые-здоровые. По версии Мартина – он не представляет себе, о чем вообще идет речь. По заключению экспертизы – девушка скончалась от кровоизлияния в желудок, первый парень от удара острым предметом по голове, второй парень от тяжелого предмета, упавшего сверху. Предательство или халатность? Или уже отклонения в психике? Отклонения, возникшие до или после «ямы»? У Лиз или у Мартина? Мы тебя огорчим – вопросы останутся без ответов. Данных будет больше, но вынесенных приговоров – нет. Когда закончишь читать, пришли свою версию финала – мы хотим наконец-то понять, что случилось.

«Яма», Гай Берт
«Яма», Гай Берт
Фото
Архивы пресс-служб

«Чтец», Бернхард Шлинк

Как многие лучшие книги – эта тоже экранизирована. Но книга однозначно шире и полнее. Тебе не хватит полутора часов, чтобы понять трагедию предательства во имя исторической справедливости – или вопреки справедливости. Или вопреки любви – или в отместку нелюбви. Читай. Это займет больше времени. И в этом плюс.

1958 год, Западная Германия. Между главными героями разница в возрасте 20 лет. Мальчик 15 лет влюбляется в 36-летнюю Ханну Шмиц, которая работает кондуктором трамвая. Нахлынувшие чувства не дают опомниться, и между ними возникает роман. Квартира Ханны, куда приходит Михаэль, затянет тебя в атмосферу скрытности и чувственности одновременно. Столкнет опыт первого поцелуя с одной стороны и жизненную искушенность с другой. Но эта книга не о романтике. Эта книга о предательстве длинною в жизнь. Через какое-то время Ханна пропадает, и герои вновь встретятся только через 8 лет. В зале суда, во время следствия над бывшими надсмотрщицами концлагеря Освенцим. Ханну и других надсмотрщиц обвиняют в том, что во время бомбежки и пожара они не открыли дверь в церковь, где находились узницы, и таким образом позволили им сгореть заживо. Ханна выступает, как главная обвиняемая, так как ей, по версии следствия, принадлежит авторство рукописного раппорта об этом событии. Михаэль вспоминает, что во время их романа 8 лет назад Ханна просила читать ей книги вслух. Следовательно, Ханна неграмотная и не умеет читать, а значит не могла написать раппорт. Он хочет об этом немедленно сказать, смягчить обвинение Ханны – но не делает этого. В итоге Ханна получает наказание в виде пожизненного заключения. Михаель вновь вернется к этой истории только через 10 лет. Возвращение будет болезненное и бесполезное. Для одного из них роковое. Но это всего лишь наше мнение. У тебя есть отличная возможность сложить собственное.

«Чтец», Бернхард Шлинк
«Чтец», Бернхард Шлинк
Фото
Архивы пресс-служб

«Искупление», Иэн Макьюэн

В большой и крепкой семье есть место радости и счастью, но случаются и раздоры. Недомолвки, недопонимания, и зависть – особенно младших к старшим, маленьких к взрослым, одной к другой. Да, мы о сестрах. Она твоя лучшая подруга на всю жизнь, только, возможно, ты еще не поняла этого.

Первая сцена книги погружает нас в солнечный прозрачный легкий день и мы буквально наблюдаем зарождение любви между Сесилией, дочерью богатого политика, и Робби, сына их бывшего садовника. Наблюдает за этим и младшая сестра Сесилии, Брайони. Она истолковывает ситуацию на свой манер, делает на основе этого выводы и впоследствии обвиняет Робби в изнасиловании их двоюродной сестры. Обвиняет ложно, как ты догадалась. Обрекает себя на нелюбовь сестры и долгие годы расплаты за свое предательство. Робби отправляется в тюрьму, а после становится участником военных действий английской армии во Франции. Сесилия и Брайони работают медсестрами, младшая из них таким образом пытается искупить вину за порушенные судьбы. Мы не можем тебе раскрыть суть финала – пусть сохранится интрига. Она грустная, она реалистичная, попробуй предугадать сама. Более того, автор дает нам две концовки на выбор. Ты можешь выбрать ту, которую выбирать легче. И жить потом с этим. А можешь принять то, что в жизни не все так, как в романах. Книга снова про то, как мелкие события могут развернуть жизнь на 180 градусов. Думай о последствиях, всегда, даже если тебе 12 лет, даже если очень горько и завистливо, всегда думай наперед – предугадай, к чему все приведет через год, пять, десять. И помни про презумпцию невиновности. Никто ни в чем не виновен, пока не доказано обратное. 

«Искупление», Иэн Макьюэн
«Искупление», Иэн Макьюэн
Фото
Архивы пресс-служб

«Овод», Этель Лилиан Войнич

Еще одна книга, которая затрагивает исторические события. Если она у тебя в списке зарубежной литературы, ни в коем случае не пройди мимо. Она про взрослых и мужественных людей. Про отца и сына. Про религию и историю. И про предательство страшного вида – когда родитель отрекается от своего ребенка.

Череда мелких предательств приводит к негативным сдвигам с самого начала истории. Священник предает тайну исповеди, главный герой Артур выглядит предателем в глазах любимой девушки, каноник нарушает обет целомудрия, что имеет последствия в будущем – он и есть отец Артура. Артур предает свою веру за то, что религия отвернулась от него первая. Внезапно события прерываются на 13 лет, после чего мы вновь встречаемся уже с другим Артуром – обезображенным внешне и внутренне. Теперь он пишет антицерковные статьи под псевдонимом «Овод» и, в конце концов, после вооруженного конфликта попадает в тюрьму. Его отец Монтанелли уже кардинал и он, нет, не предает его в этом месте повествования. Он вопреки своим убеждениям предлагает ему бежать. И обещает свою помощь. Артур соглашается, только если тот откажется от сана. Произойдет ли непоправимое? На чьей стороне останется правда, а на чьей реальность. Какие муки совести и раскаяния и, главное, во время ли будет испытывать отец. И, конечно, основной вопрос – а будет ли испытывать.

Книга из-за исторического контекста кажется сперва очень далекой от тебя. Но вне времени она поставит тебя в ситуацию, когда ни один из вариантов не лучший. А выбор сделать все же придется. Считается ли это в таком случае предательством? И предательством кого?

«Овод», Этель Лилиан Войнич
«Овод», Этель Лилиан Войнич
Фото
Архивы пресс-служб

«История одного предательства», Тони Магуайр

Если ты думаешь, что у тебя в семье проблемы – то ты не знаешь, что такое проблемы. На самом деле, мы не правы. Любая проблема – это проблема. И все они важные. Даже если тебе показалось, что что-то пошло не так, у тебя или у кого-то из твоих друзей, бей тревогу. Есть большая доля вероятности, что что-то действительно пошло не так. 

Это самая страшная книга из списка. Она про самое тяжелое предательство. Предательство обоих родителей, в самой жестокой невыносимой физической форме. Заголовок первой части говорит сам за себя. «Только не говори маме», что делает с тобой папа. Эти слова обращены к девочке 7 лет. Это не опечатка. 7, потом 8, 9, 10 – и так до 14 и до беременности. Отца осудили, дочь свидетельствовала, мать наняла защитника. Осудили на 4 года. Он триумфально вышел уже через два. Следствием этого нежданного появления отца на их уютной кухне стала вторая часть книги – тоже с говорящим названием. «Когда вернется папа...». Да, книга автобиографическая. Автор пишет про саму себя и свое детство, если его можно так назвать. Начинает с больницы, где лежит уже старая умирающая мать. И ведет назад, делясь воспоминаниями, которые никогда в жизни не забудет. Потому что до сих пор слышит шепот отца, хотя уже давно потеряла с ним связь.

Мы пишем про эту книгу не для того, чтобы тебя испугать. Ты не такая маленькая и уже подозреваешь, что мы живем не в мире единорогов и радуг. Мы пишем про эту книгу, чтобы ты набралась эмоционального опыта. Вот так с наскока и с помощью всего одного романа-биографии мы предлагаем тебе развить и преумножить эмпатию к другим в сто раз. Сейчас речь не только о маленькой героине книги, которую – внимание! – ее окружение осудило. Речь о всех маленьких героинях, которых мы не замечаем или замечаем, но мало. И еще мы бы хотели, чтобы после «Истории одного предательства» ты открыла в себе дар предвидения. Способность рассмотреть будущие события в казалось бы незначительных странностях настоящего.

«История одного предательства», Тони Магуайр
«История одного предательства», Тони Магуайр
Фото
Архивы пресс-служб

«1984», Джордж Оруэлл

Все, больше ужасов не будет. Никакого насилия и жестокости. Всего лишь предательство самого себя. Страшно это или в общем-то никому не заметно, а потому вполне допустимо? Вопрос. Но мы тебе скажем сейчас как взрослые и скучные – жизнь за тебя никто не проживет. И предательство себя обязательно прирастет к тебе сиамским близнецом. В лучшем случае – одним.

Эта книга – классическая утопия. На дворе 1984 год. По меркам автора – далекое прекрасное будущее. Победило равенство, любовь без чувств, работа без призвания и жизнь без вкуса. Как в любом правиле есть исключение, так и в этом мире появляется противник системы. Его зовут Уинстон Смит. Он не разделяет партийные лозунги и идеологию, но старается не выпячивать свое инакомыслие. Другими словами, притворяется частью улыбчивого народа и живет, как все. По счастливому стечению обстоятельств он влюбляется в такую же «неправильную» девушку. Отношения набирают обороты, и пока их удается скрывать. На горизонте даже маячит возможность вступления в подпольное революционное общество. Но по несчастливому стечению обстоятельств дальше следует череда предательств. Неожиданных и подлых. Но, в общем, предсказуемых. Не будем раскрывать суть развязки. И зря я даже написала про предательство себя – вдруг догадаешься до того, как прочтешь последнюю строчку. Эта строчка в свое время заставила нас сейчас же, не вставая с места, начать перечитывать роман.

Что ты получишь в итоге, если сможешь вырваться из этого закольцованного чтения? Скорее всего мысль, что никто не знает себя до конца. И что познавать себя можно всю жизнь, а так и не предугадать поведение в той самой нестандартной ситуации. Это не должно огорчать. Это должно уверить, что твоя личность бесценна. Уникальна и неповторима. И пусть мы опять скажем скучно и взросло – береги свое я, чтобы никогда не позволить случиться самому подлому – предательству собственной себя.

«1984», Джордж Оруэлл
«1984», Джордж Оруэлл
Фото
Архивы пресс-служб