Южнокорейские фильмы ужасов завоевали репутацию одних из лучших в мире, и многие кинокритики и любители жанра хвалят их за уникальное сочетание психологического ужаса, жестокости и так называемой «социалочки». Самым серьезным конкурентом корейского хоррора можно считать разве что j-horror (японские ужасы), а любые ремейки на Западе чаще всего оборачиваются полным провалом.
Сегодня я расскажу тебе об особенностях корейского хоррора, о его истории и фишках. Прочувствовать последние ты можешь, посмотрев фильм «Призрачная станция», показ которого состоится в конце августа в рамках фестиваля «Корейский киноквартал». Картина Чон Йон Ки будет особенно интересна она тем любителям ужастиков, которые залипали на крипипасты и городские легенды. Но пока… Начнем с начала 😉
💀 История хоррора в кинематографе Южной Кореи
Многие критики объясняют популярность корейских ужасов появлением серии фильмов «Шепот стен» в 90-х годах, но, если разобраться, то история данного жанра в Корее уходит своими корнями гораздо дальше в прошлое. Первые «звоночки» грядущего успеха прозвучали в период между 1955–1979 годами, когда корейское кино процветало благодаря увеличению числа кинозрителей и желанию государства вывести местное кино на новый уровень.
В то время на свет появилась сверхъестественная классика Ли Ён Мина «Дьявольское убийство» (1965) и новаторский триллер Ким Ки Ёна «Горничная» (1960). Последний фильм известный корейский режиссер, Пон Чжун Хо называет главным вдохновением для его «Паразитов», удостоенных премии «Оскар».
При этом корейский хоррор все еще остается чем-то свежим для международного зрителя. Любители кино могут даже не задумываться о том, что ряд их любимых западных фильмов — это ремейки! «История двух сестер» (2003) легла в основу голливудского фильма «Незваные» (2009), а «Зазеркалье» (2003) вольно пересказали румынские «Зеркала» (2008).
Несмотря на то, что сейчас практически каждый хоть раз в жизни смотрел корейский фильм ужасов или дораму с элементами хоррора, не каждый понимает, почему ему хочется посмотреть еще что-то. Какие элементы цепляют зрителя и неоднократно используются кинематографистами Южной Кореи, работающими в этом жанре? Что делает корейские хорроры такими особенными? Сейчас разберемся.
Корейские ужасы которые не оставят равнодушными любителей азиатского кино:
Внезапно темной ночью (1981)
Остров (2000)
Телефон (2002)
Жажда (2009)
Я видел дьявола (2010)
Осатаневшая (2010)
Гость (2015)
Психиатрическая больница Конджиам (2018)
💀 Главные элементы корейского хоррора в фильме «Призрачная станция»
Новые корейские хорроры выходят почти каждый год, так что найти себе на вечер или ночь можно почти любой сюжет, менее или более страшный, фантастический или очень даже реальный (что даже страшнее 😱). «Призрачная станция» или «Призрак станции „Оксу“» — хороший выбор в том случае, если ты хочешь классический, но бодрый ужастик, в котором есть годные скримеры, уникальная атмосфера и будоражущие повороты сюжета. Кстати, у руля хоррора стоят создатели того самого «Звонка» 😉
Для начала введем тебя в курс дела: таинственные и пугающие инциденты снова и снова портят репутацию станции метро «Оксу». Чхве У Вон (Ким Джэ Хён) — государственный служащий станции Оксу, который готовится к экзамену на государственную службу. Став свидетелем шокирующего события на своем рабочем месте, он просит свою подругу — журналистку На Ён (Ким Бо Ра) — помочь ему отыскать правду о станции Оксу и положить конец ужасу, что на ней происходит.
Больше о сюжете говорить не буду (хорроры проспойлерить слишком легко). Что тебе действительно стоит знать о «Призрачной станции», так это то, что от жанра «триллер» ее отделяет пара действительно пугающих скримеров. Если ты умеешь вовремя зажмуриться, то вполне можешь посмотреть этот фильм даже вечером. Это ли не плюс для тех, кто обычно старается обходить хорроры стороной? 😏
Сила корейского ужаса — в сюжете и героях
Одним из ключевых факторов, отличающих южнокорейские хорроры от других, можно считать особое внимание их создателей к персонажам и историям, которые они собираются показать. Многие фильмы ужасов полагаются на «жуткие звуки», чтобы создать чувство страха, но хорроры из Южной Кореи, как правило, используют более вдумчивый и многоуровневый подход.
Зачастую корейские хорроры легко принять за триллеры, потому что они насыщенны напряжением и ожиданием страха, которые подстегивает соответствующие истории и обстоятельства, в которых оказываются герои. В «Призрачной станции» этот эффект достигается за счет места действия (в пустом метро ночью бывали многие) и проблем персонажей (лишенных сверхспособностей людей, которым тоже страшно). Сложные и детально проработанные герои, которые борются со своими внутренними демонами, добавляют истории дополнительную глубину и эмоционального отклика.
Открытость к экспериментам
Другой выигрышной фишкой корейских хорроров можно считать открытость ко всему новому, в том числе к нестандартным языкам повествования и стилям. «Призрачная станция» напоминает, но не копирует японские ужастики, что могло стать результатом влияния «Звонка» Садоко Сасаки, в особенности его сценариста, Хироси Такахаси. Городская легенда (Япония) и призрак в женском обличии (Корея) становятся идеальной комбинацией, рождающей привлекательную историю, развязка которой может удивить многих
Дань традициям
Третий фактор, делающий южнокорейские фильмы ужасов уникальными, — это то, как они опираются на богатые культурные традиции и историю страны. Многие картины пропитаны элементами корейского фольклора и мифологии, что делает их узнаваемыми для тех, кто уже погружен в культуру и необычными для тех, кто только с ней познакомился.
В «Призрачной станции» мифология тоже присутствует: корейцы издавна любят истории о девушках-призраках, которые возвращаются в наш мир, дабы отомстить по самым разным причинам. Метро в Южной Корее тоже нередко становится героем ужасов или легенд: так в кадр одного k-pop клипа попал «призрак», стоявший рядом с машинистом поезда.