На протяжении более 45 лет режиссер Ридли Скотт покоряет исторические пейзажи Рима, Средневековья и библейского Египта, пустоты космического пространства и открытой воды и задыхающихся смогом Лос-Анджелеса и Осаки. Есть мнение о том, что Скотт слишком рано достиг пика, но даже самые худшие фильмы в этом списке — это миры, в которых стоит потеряться, потому что этот режиссер вкладывает столько творческой и технической энергии в атмосферу своих фильмов, что это будет круто всегда.
Ганнибал (2001)
За исключением Энтони Хопкинса, оскароносная команда «Молчания ягнят» отказались от «Ганнибала» после выхода романа Томаса Харриса в 1999 году. Экранизация — хороший показатель почему: в первом фильме истинным фокусом была Клариса Старлинг, начинающий агент ФБР, пытающаяся самоутвердиться в мире, где доминируют мужчины. Тут же случился рекаст Джоди Фостер Джулианной Мур, а затем ее используют для жуткой игры между Ганнибалом Лектером и его предыдущей жертвы (Гэри Олдман). Съемки во Флоренции отдают дань уважения жанру «джалло», но погружаются в грубую эксплуатацию женского персонажа.
Исход: Цари и боги (2014)
Снимая «Десять заповедей» в эпоху 3D, Скотт потратил 200 миллионов долларов, чтобы инсценировать библейские чудеса и бедствия в массовом масштабе, но, похоже, его больше интересует зрелище само по себе, чем выражение истинной духовности. Моисей (Кристиан Бэйл) и Рамзес (Джоэл Эдгертон) сражаются друг с другом, пока один возглавляет 600 000 еврейских рабов в опасном бегстве из Египта, а другой, фараон, который собирает против брата свои силы. Стремление Скотта к исторической точности заставило его объяснять кровавый Нил и раскол Красного моря скорее природными явлениями, чем стихийными бедствиями.
Царство небесное (2005)
У некоторых фильмов Скотта есть «режиссерская версия», и все они представляют собой усовершенствования театральной версии, причем некоторые из них реально отличаются. Версия режиссера «Царства Небесного», его массивной эпопеи о крестовых походах, добавляет целых 50 минут к фильму и создает более связное, захватывающее и сложное прочтение религиозного конфликта XII века и того, чему он может научить нас об отношениях между христианами и мусульмане. Его сочувственное отношение к исламскому миру считается политически смелым решением, учитывая как прошлое, так и будущее Иерусалима.
Гладиатор (2000)
Единственный фильм Скотта, получивший главный «Оскар», «Гладатор» представляет собой возвращение к классике вроде «Бен-Гура» и «Спартака», обновленная компьютерной графикой. Грубая харизма Рассела Кроу одерживает победу, поскольку его павший генерал переживает предательство и порабощение и прокладывает себе путь через различные смертельные дуэли, чтобы отомстить тирану (Хоакин Феникс). Несмотря на то, что фильм наполнен цифровыми пейзажами, сам по себе он представляет собой классический квест, основанный на семейной трагедии и представляющий собой искупленную добросовестность и решительность.
Наполеон (2023)
В роли Наполеона Скотта Хоакин Феникс переосмысливает культовую историческую личность, чьего военного гения недостаточно, чтобы взобраться на крепостные валы собственного мелкого высокомерия. «Наполеон» дает Скотту возможность усовершенствовать техники из «Царства Небесного» и «Исхода Боги» (битва при Аустерлице полностью соответствует предполагаемой тактике раскола замерзшего озера пушечным огнем). Игра Феникса объединяет воедино все элементы, особенно его бурные отношения с императрицей Жозефиной (Ванесса Кирби).
Прометей (2012)
Возвращение Скотта к научно-фантастическому хоррору, бустанувшему его карьеру, приквел «Чужого» перелопачивает лор и философию этой истории, исследуя фундаментальные вопросы существования человека. Работая с соавтором и шоураннером «Остаться в живых» Дэймоном Линделофом, который переработал оригинальный сценарий Джона Спейхтса, Скотт насыщает «Прометея» сложной мифологией об астронавтах, отправляющихся в путешествие, чтобы встретиться со своими создателями, называемыми «Инженерами», и рассказывает об опасностях, с которыми сталкивается их экспедиция.
Советник (2013)
Один из худших фильмов в карьере Скотта также оказался и одним из лучших. Все благодаря Кормаку Маккарти, написавшему оригинальный сценарий и чей голос звучит здесь более ярко, чем в фильмах братьев Коэнов. В стандартной истории о преступнике-любителе (Майкл Фассбендер), пытающемся организовать поставку наркотиков на 20 миллионов долларов, Маккарти смотрит в бездну человеческого зла, а бездна безжалостно смотрит в ответ. Скотт подчеркивает атрибуты и искушения богатства и власти, как только он может, но по мере того, как схема начинает разваливаться, философские монологи Маккарти берут верх, обладая собственной красотой и жестокостью.
Марсианин (2015)
Фильмы часто делают добродетелью решимость и волю к выживанию, но «Марсианин», основанный на романе Энди Вейра, добивается большего, подчеркивая важность знаний для достижения невероятного в самых экстремальных условиях. Когда Марка Уотни (Мэтт Дэймон) оставляют умирать на Марсе, измученного истощающимся запасом кислорода, ему приходится искать способы продлить свою жизнь на необитаемой планете в слабой надежде, что его спасут. Просмотр этого фильма, в котором простое решение проблем кажется героизмом, приносит невероятное удовлетворение.
Бегущий по лезвию (1982)
Невозможно переоценить влияние, которое «Бегущий по лезвию» оказал на жанр антиутопии, а еще на внешний вид многих жанровых фильмов о сверкающих городских пейзажах, полных дождя и теней. Первые кадры изображают Лос-Анджелес 2019 года как неузнаваемое место, преобразованное технологиями (летающими автомобилями!) и вездесущей рекламой. Декард (Харрисон Форд), мрачный и решительный полицейский, которому поручено выследить банду роботов-репликантов, вышедших из-под контроля. Вопрос о том, кто сам Декард — человек или репликант, представляет собой отдельный философский курс о природе человека.
Чужой (1979)
Сиквелы «Чужого» представляли собой такие беспощадные сражения между людьми и смертоносными инопланетянами, что можно легко забыть леденящую кровь простоту оригинального фильма, в котором достаточно было всего одного существа, чтобы уничтожить экипаж космического добывающего судна, больного -оборудован для борьбы с ним. Игра Сигурни Уивер в роли Эллен Рипли, офицера, которая готова принимать трудные решения, которых требует настоящее лидерство. Этот фильм представляет собой мощный кошмар о том, какой может быть настоящая встреча с инопланетянами.