Ровно 25 лет назад, 21 января 2000 года, состоялась премьера триллера «Американский психопат» режиссера Мэри Хэррон по одноименному роману Брета Истона Эллиса. В ленте рассказывается о 27-летнем банкире Патрике Бэйтмане, который днем ведет светский образ жизни и готовится к свадьбе, а ночью превращается в безжалостного убийцу.
Фильм с Кристианом Бэйлом в главной роли полюбился многим зрителям (особенно зрительницам) и был отмечен Национальным советом кинокритиков США за мастерство кинопроизводства. Сегодня, в день юбилея, вспоминаем историю легендарной картины.
Неоднозначный роман
Брет Истон Эллис всегда объяснял, что его роман «Американский психопат» — мрачно-комическая сатира на поверхностных, жадных людей, с которыми он слишком часто сталкивался, будучи молодым писателем на Манхэттене в 1980-х. Однако понять это сразу удалось далеко не всем.
Кристиан Бэйл мало знал о романе и, впервые читая сценарий, оказался в растерянности. Он совершенно не понимал, как на него правильно реагировать. Актер постоянно смеялся, но не мог определить, нормально ли это, такую ли реакцию пыталась вызвать Мэри Хэррон. Во время разговора с постановщицей актер тщательно подбирал слова.
Речь об экранизации романа шла задолго до появления утверждения Мэри. В числе прикрепленных к проекту режиссеров побывали Дэвид Кроненберг и Оливер Стоун, а главную роль мог исполнить Леонардо Ди Каприо — ради него даже ощутимо увеличили бюджет фильма. Да и вообще студия Lion's Gate, казалось, была согласна почти на любого известного актера, а Бэйл тогда в этот список не входил. Мэри же видела в главной роли только его.
Именно общее понимание проекта Хэррон оказалось наиболее подходящим, и с ее приходом работа наконец началась в полную силу. В качестве сценаристки присоединилась Гвиневер Тёрнер, которая тоже понимала, как сделать историю смешной, а не оскорбительной — а то роман активно критиковали феминистки.
В Lion's Gate в итоге утвердили Кристиана Бэйла, но выдвинули условие — бюджет не превысит $10 млн, а на второстепенные роли постановщица пригласит узнаваемых актеров. Ими оказались Хлоя Севиньи, Джаред Лето, Риз Уизерспун и Уиллем Дефо.
За Кристиана Бэйла ей пришлось побороться, но Хэррон не отчаивалась. И сам актер почему-то был уверен в том, что получит эту роль, и просто продолжал ждать и качаться.
Гениальный Кристиан Бэйл
Кристиан попал в яблочко не только благодаря тому, что понял произведение именно так, как было нужно постановщице. То, что он отлично подходит на роль, было очевидно еще на первых пробах. Тогда Мэри Хэррон даже не могла их нормально снять — она постоянно смеялась и трясла камеру, от этого Бэйл смеялся вместе с ней.
По мнению постановщицы, этот мэтч случился, поскольку Кристиан полностью принял часто игнорируемую сторону Патрика Бэйтмана, тот факт, что герой — большой придурок (а это очевидно, исходя из его поведения и разговоров окружающих). На эту роль рассматривалось много актеров, но они все видели в Патрике крутого парня.
Кристиан Бэйл настоял на том, чтобы получить одобрение Брета Истона Эллиса в отношении его кандидатуры, и договорился о встрече с писателем. Туда актер пришел при полном параде — в образе Патрика, даже представился его именем. Через 10 минут Истон Эллис умолял Бэйла остановиться, потому что его руки тряслись, и он больше не мог этого выносить. Писатель рассказывал, что это был самый жуткий момент в его жизни.
К съемкам Кристиан Бэйл, сегодня уже известный своими экспериментами с телом при подготовке к ролям, впервые набрал мышечную массу и перенес серьезное стоматологическое вмешательство. Во время работы над фильмом он следовал утренней рутине, описанной в начале фильма, а на площадке все время находился в образе и даже ни с кем не общался, что немного задело на тот момент совсем молодую и неопытную Хлою Севиньи, которая мало знала об актерских методах.
Коллеги были поражены профессионализмом Бэйла. Уиллем Дефо говорил, что Кристиан «был как машина»: невероятно точен и идеально владел телом. Когда снимали выдающуюся сцену с визиткой, другие актеры отмечали, что в каждом дубле Бэйл умудрялся покрываться потом в один и тот же момент.
«Думаю, после сцены с визиткой мы все поняли, что участвуем в чем-то, что может стать культовым», — вспоминал актер Мэтт Росс.
Кстати, при работе над персонажем Кристиан Бэйл вдохновлялся Томом Крузом. Он увидел актера в телешоу и обнаружил в нем «это очень сильное дружелюбие с пустотой в глазах». Интересно, что Том Круз на самом деле фигурирует в романе. Он живет в том же жилом комплексе, что и Бэйтман.
Еще одним источником актерского вдохновения для Кристиана Бэйла стала игра Николаса Кейджа в фильме «Поцелуй вампира» — нетрудно заметить, что герои очень похожи.
После завершения съемок и, соответственно, изнурительной работы над собой, Кристиан Бэйл признался Гвиневер Тёрнер, что ему «чертовски надоело есть куриные грудки».
Протесты, бойкоты и другие будни производства
«Американский психопат» — роман спорный, и вокруг экранизации еще на этапе разработки начались аналогичные разговоры. Все это, конечно, привлекало внимание к грядущему фильму, но и провоцировало сложности. Так, незадолго до начала съемок в Торонто канадцы, обеспокоенные насилием в индустрии развлечений, начали протестовать против государственной поддержки картины.
Но это мелочи по сравнению с бойкотом крупных брендов. Косметичку Патрика Бэйтмана хотели заполнить лучшими средствами известных брендов, а одеть персонажа было необходимо в крутые костюмы, вот только сами бренды в этом участвовать не пожелали. Кое-где даже пришлось менять диалоги. Например, вместо «Не трогай Rolex» в фильме звучит «Не трогай часы».
Европейские компании оказались более лояльными, поэтому договориться о сотрудничестве с несколькими брендами команде все же удалось, но с оговорками. Cerruti разрешили одевать Кристиана Бэйла в их одежду, но не тогда, когда персонаж кого-то убивает. Часть вещей на экране также принадлежит бренду Vivienne Westwood. Rolex согласились, что все в фильме могут носить их часы, кроме Бэйтмана. Perry Ellis предоставили нижнее белье вместо Calvin Klein. Comme des Garçons отказались разрешить использовать одну из своих сумок для переноски трупа, поэтому вместо нее взяли Jean Paul Gaultier.
«Американские дизайнеры, такие как Calvin Klein и Ralph Lauren, „не хотели ассоциироваться с чем-то настолько ужасным“», — говорила Мэри Хэррон.
Трудности возникли и с саундтреком. Категорически запретила включать в фильм свои песни Уитни Хьюстон. В итоге команда все же получила права на использование необходимого минимума — «Hip To Be Square» Хьюи Льюиса и «Sussudio» Фила Коллинза, но «The Greatest Love Of All» Уитни Хьюстон пришлось перезаписать — в фильме звучит оркестровая версия.
Смешно или страшно?
Многие зрители после просмотра оказались в замешательстве, как и Кристиан Бэйл после чтения сценария. На премьере воцарилась тишина, поскольку никто не мог понять, как реагировать на фильм. Только съемочная группа хохотала до упаду — они увидели, что все, что они хотели сделать, получилось. Однако отсутствие понимания со стороны аудитории Мэри удивило.
Интересно, что многие зрители подумали, будто происходящее в картине случилось в голове у главного героя — уж слишком все сюрреалистично, чтобы быть правдой, пусть и киношной. Мэри Хэррон этого не отрицает, но и не подтверждает, поскольку сама не любитель таких поворотов. Вместе со сценаристкой они пытались создать ощущение реальности происходящего. Но, конечно, и без совсем странных моментов обойтись не удалось.
Сейчас фильм считается практически культовым. Он не только любим многими зрителями, но и разошелся на мемы.
Одни считают «Американского психопата» феминистским заявлением, а другие — женоненавистническим. Есть даже шутка, что это «адаптация романа, написанного женоненавистником, снятая феминисткой». Как бы то ни было, найти настолько неоднозначно воспринятую картину и сегодня довольно сложно.
Особенно интересной историю делает то, что в ее центре — столь любопытный персонаж, который, если подумать, не так уж и отличается от обычных людей. Многие, особенно мужчины, работая в офисах, чувствуют, что им нужно подавлять части своей личности, а потом их скрытые побуждения проявляются в другом месте. Часто это принимает форму зависимостей от порнографии, видеоигр или алкоголя.
Именно этот «кризис мужественности», который транслируется с экрана, помогает многим мужчинам ассоциировать себя с Бэйтманом. Хотя, конечно, эти проблемы и их последствия в картине очень сильно утрированы — все же не каждый парень попрощается с девушкой, потому что ему пора идти убивать.
Кстати, перед съемками очень много людей советовали Кристиану Бэйлу отказаться от проекта — якобы он убьет его карьеру. Актера это только раззадорило. Ну и случилось все ровно наоборот.
Смотрела фильм? 📽