2 марта следующего года пройдет 97-я церемония вручения премии «Оскар». Номинанты будут известны только 17 декабря. Но мы уже сейчас можем предположить, кто составит шорт-лист и станет победителем. Конечно, со временем прогнозы могу меняться, потому что некоторые фильмы еще не вышли в прокат. Но на данный момент уже достаточно информации для того, чтобы увидеть примерную картину, которая кардинально уже не поменяется.
Главные критерии, на которые опираются жюри «Академии», можно свести к популярности в обществе (ее легко отследить по количеству упоминаний в СМИ и сумме денег, собранных с кинопроката, например) и мнению профессиональных кинокритиков. Есть также особые правила, которые должны соблюдаться, чтобы фильм смогли номинировать на «Оскар». Например, фильм должен идти в одном и том же кинотеатре в течение как минимум семи дней и не менее трех раз в день.
Лучший фильм: «Анора»
На данный момент «Анору» можно увидеть в первых строчках большинства зарубежных СМИ. Фильм режиссера Шона Бейкера сняла независимая продюсерская компания Neon, которой принадлежат фильмы «Паразиты» и «Анатомия падения». Переосмысление «Красотки» Гарри Маршалла с участием российских актеров покорило сердца зрителей и профессионалов. Марк Эйдельштейн и Майки Мэдисон колоссально увеличили ряды своих фанатов.
ScreenRant (Том Летбридж и Купер Худ)
«„Анора» уже является претендентом на «Оскар» и нашим прогнозируемым победителем в номинации «Лучший фильм». Нетипичный роман, проливающий свет на мир секс–бизнеса, «Анора», получил признание критиков: после премьеры зрители фестиваля в течение 10 минут аплодировали стоя».
Entertainment Weekly (Джоуи Нолфи)
«Пока еще слишком рано точно говорить о том, какие фильмы займут первое место, но лауреат фестивалей, такой как „Анора“ (обладатель „Золотой пальмовой ветви“ Каннского кинофестиваля), уже стал лучшим из лучших».
Хотя не все эксперты сходятся в едином мнении. Например, в рейтинге IMDb сейчас «Анора» занимает вторую строчку. А на первом месте — продолжение «Дюны» Дени Вильнёва. Согласно другому списку, заветную награду должна унести историческая драма «Бруталист» с Эдрианом Броуди в главной роли:
Variety (Клейтон Дэвис)
«После стремительного турне по кинофестивалям в Венеции, Торонто и Нью-Йорке недавно приобретенная компанией A24 историческая эпопея „Британик“ стала потенциальным тяжеловесом в списке номинантов на премию „Оскар“ в этом году».
Лучший режиссер: Шон Бэйкер («Анора») или Брэйди Корбет («Бруталист»)
На самом деле определить, кто получит «Оскар» за лучшую режиссерскую работу очень затруднительно не только поклонникам кинопремии, но и экспертам-аналитикам. На выбор каждого голосующего влияет большое количество субъективных факторов, среди которых вкусы и привычки, поэтому точно предугадать победителя из года в год бывает сложно. Тем более в 2025 году.
Среди предполагаемых номинантов оказались Дени Вильнёв («Дюна: часть вторая»), Корали Фаржит («Субстанция»), Шон Брэдли («Анора») и Брэди Корбет («Бруталист»). Последние два в рейтинге IMDb следуют друг за другом. Также вниманием экспертов окружен Ридли Скотт, снявший «Гладиатор 2». Фильм еще не вышел в прокат, из-за чего нельзя с уверенностью говорить о его положении среди других работ, но критики уже предрекают ему успех:
ScreenRant (Купер Худ)
«Ридли Скотт — еще одно имя, на которое стоит обратить внимание в этой категории, поскольку до этого он номинировался трижды, включая оригинального „Гладиатора“. Если предположить, что „Гладиатор 2“ окажется успешным, он наконец-то может получить свой долгожданный первый „Оскар“ за лучшую режиссуру».
Variety (Клейтон Дэвис)
«К тому времени, когда будут объявлены номинанты на „Оскар“, Скотту исполнится 87 лет, и если он будет номинирован, то станет самым возрастным человеком, когда-либо получавшим эту премию…»
Лучшая мужская роль: Рэйф Файнс («Конклав»)
В этой категории тоже достаточно претендентов на победу. Получив номинацию на «Оскар» в прошлом году за фильм «Растин», Колман Доминго претендует на премию и в этот раз за главную роль в фильме «Синг-синг». Тимоти Шаламе снимался сразу в двух ожидаемых на «Оскаре» фильмах: «Дюна: Часть вторая» и «Никому не известный» о новаторстве Боба Дилана. Хотя в этой номинации он будет выдвинут, скорее, за роль в байопике.
Упомянутый выше Эдриан Броуди («Бруталист») в 2003 стал самым молодым обладателем «Оскара» за главную роль в фильме «Пианист». Из-за этого у кинолюбителей и аналитиков есть опасения, ведь вероятность получить вторую статуэтку ниже, чем первую. Хотя подобные случаи не раз случались, и гениальная игра актера создает уверенность в том, что он станет достойным номинантом на премию «Оскар».
Variety (Клейтон Дэвис)
«Я считаю, что для того, чтобы получить второй „Оскар“, актер должен обладать одной из двух „неофициальных“ черт: его фильм должен быть лучше первого (каким является этот) и/или он должен быть „непререкаемым“ (то есть получить награды критиков и телевизионные премии). Это может быть случай Броуди».
Но главный претендент на победу на данный момент Рэйф Файнс, сыгравший главную роль в фильме «Конклав» о заговоре в Ватикане и смене папской власти. Актер дважды номинировался на «Оскар», но так и не получил заслуженной награды. В этом году у него есть все шансы.
ScreenRant (Купер Худ)
«Поскольку его игра в „Конклаве“ выделяется на фоне остальных, было бы логично, если бы он получил шанс от Академии киноискусства в знак признания его карьеры и знаменитого фильма».
Лучшая женская роль: Анджелина Джоли («Мария»)
Согласно всем рейтингам и ожиданиям, Анджелина Джоли («Мария») на данный момент находится в более выигрышной позиции. Роль в жанре байопик дает еще больше шансов актрисе на успех. За свою плодотворную карьеру Анджелина Джоли успела получить две номинации на «Оскар» и стать обладательницей награды «За лучшую женскую роль второго плана».
Variety (Клейтон Дэвис)
«Ее игра произвела фурор среди зрителей и критиков, обеспечив ей лидирующую позицию в борьбе за вторую премию „Оскар“».
ScreenRant (Купер Худ)
«Анджелина Джоли долгое время считалась фавориткой в номинации „Лучшая актриса“ на „Оскаре“ в 2025 году благодаря фильму „Мария“. Роль в биографическом фильме, которая изменила ее жизнь, принесла ей большое признание, что выглядит как гарантия того, что Джоли получит свою третью номинацию на „Оскар“.
Несмотря на лидерство, у нее много достойных соперниц, которые одинаково заслуживают номинации и победы на «Оскаре». Это и Тильда Суинтон («Комната по соседству»), Карла Гарсон («Мария Перес»), Николь Кидман («Малышка»), Фернанда Торрес («Я все еще здесь»), Деми Мур («Субстанция») и Сирша Ронан («Выгон»).
Среди остальных стоит выделить Майки Мэдисон («Анора»), которая в рейтингах идет сразу следом за главной претенденткой. Учитывая возрастающую популярность фильма и интерес к молодой актрисе, можно легко предположить, что расстановка сил скоро изменится.
Entertainment Weekly (Джоуи Нолфи)
«Однако главная роль Майки Мэдисон в фильме „Анора“ — это другая сторона медали, поскольку главная роль восходящей звезды станет для нее первым шагом на пути к многообещающей карьере».
Лучшая мужская роль второго плана: Дензел Вашингтон («Гладиатор 2»)
На нынешнем этапе есть немалое количество потенциальных победителей в этой номинации. Однако явного лидера, выделенного критиками или зрителями, пока не нашлось. Поэтому сформированные сейчас рейтинги критиков и зарубежных СМИ не стоит принимать на веру, как и другие прогнозы. Но есть два выдающихся актера, которые еще поборются между собой за звание лучшего.
«Бруталист» в этом сезоне получает благосклонность критиков, из-за чего можно смело предположить, что Гай Пирс заслуженно получит награду. Сейчас в номинации «Лучший актер второго плана» пока нет явного лидера, что может сыграть ему на руку.
Дензел Вашингтон («Гладиатор 2») тоже конкурирует за победу в номинации. Он уже получал «Оскар» за лучшую мужскую роль и лучшую мужскую роль второго плана и несколько раз был выдвинут на получение премии.
Variety (Клейтон Дэвис)
«„Гладиатор 2» может стать его самой серьезной попыткой войти в элитный клуб трехкратных обладателей «Оскара“"
Entertainment Weekly (Джоуи Нолфи)
«Фаворит индустрии Дензел Вашингтон, сыгравший в хорошо принятом зрителями фильме „Гладиатор 2“, также кажется беспроигрышным вариантом».
Также на победу, по прогнозам киноманов, могут претендовать Киран Калкин («Настоящая боль»), Джон Туртурро «Комната по соседству», Кларент Маклин («Синг-синг»), Стэнли Туччи («Конклав»). По мнению Джоуи Нолфи, Юра Борисов может привлечь к себе внимание кинокритиков в рамках этой номинации.
Лучшая женская роль второго плана: Даниэль Дадуайлер («Урок (игры на) фортепиано»)
Среди претенденток на номинацию «Лучшая женская роль второго плана» постоянно идет конкуренция, чаши весов клонятся то к одной, то к другой стороне, а строчки рейтингов кинокритиков меняются. Но сейчас уже можно предположить, кто получит номинацию и, возможно, станет победительницей.
Даниэль Дадуайлер блестяще сыграла роль Бернис в фильме Малкольма Вашингтона. Эта картина — очередная экранизация пьесы Августа Уилсона, написанной в 1987 году. Предыдущий фильм по этой истории был снят в 1995 году и получил одобрение критиков. А Элфри Вударт, сыгравшая ту же роль, получила за нее награды от киносообщества.
Variety (Клейтон Дэвис)
«Исторически сложилось так, что роль Бернис выдвигалась в категории „Лучшая актриса второго плана“, и, скорее всего, Дэдуайлер получит эту награду в этом сезоне».
Entertainment Weekly (Джоуи Нолфи)
«Даниэль Дэдвайлер пережила один из крупнейших провалов в истории „Оскара“ за последнее время, когда ей не дали номинацию за работу в фильме 2022 года „Тилл“. Теперь все признаки указывают на то, что организаторы премии исправят свою ошибку и наконец-то дадут ей заслуженное признание…»
Сирша Ронан рассчитывает на звание лучшей обладательницы «Лучшей женской роли» («Выгон») и «Лучшей женской роли второго плана» за роль в фильме «Блиц» о Второй мировой войне. Если это произойдет, то актриса станет тринадцатым обладателем этого статуса за всю историю «Оскара».
Селена Гомес и Зои Салдана могут быть номинированы за роль в одном фильме, что случается не так уж редко. Однако, если героиня «Эмилии Перес» получит «Оскар», то, скорее всего, это будет Зои Салдана, притянувшая на себя больше внимания.
ScreenRant (Купер Худ)
«В число самых сильных претенденток входят Зои Салдана за „Эмилию Перес“, Даниэль Дьюайлер за „Урок игры на фортепиано“ и Сирша Ронан за „Блиц“"
За награду поборются Ариана Гранде («Злая: Сказка о ведьме Запада»), Изабелла Росселлини («Конклав»), Моника Барбаро («Никому не известный»), но, по мнению специалистов, сейчас у них меньше шансов победить.