Философия — сложная и увлекательная наука которая иногда может показаться пугающей для новичков. И хотя нет единого ответа, с которым согласятся все, все же важно знать некоторые из самых фундаментальных идей в философии. Ниже ты найдешь десять основных концепций, с которыми должен быть знаком каждый, независимо от своего образования.
Теория идей Платона
Платон первым отделил «мир вещей» от «мира идей». По Платону, идея (эйдос) есть источник вещи, ее прообраз, глубинная реальность любого конкретного предмета. Например, «идея стола» может как совпадать с конкретным столом в реальности, так и не совпадать. Но «идея стола» и «конкретный стол» продолжат существовать отдельно.
Яркой иллюстрацией разделения мира на «мир идей» и «мир предметов» можно назвать знаменитый платоновский миф о пещере, в котором люди видят не предметы и других людей, а лишь их тени на стене пещеры. В этой метафоре тени, проецируемые на стену пещеры, соответствуют отдельным объектам в мире, а объекты, тени которых находятся на стене, соответствуют идеям, которые, по мнению Платона, более фундаментальны и реальны.
Концепция интроспекции
Самоанализ (или интроспекция) — это способ достижения самопознания, в ходе которого человек наблюдает за своей внутренней реакцией на события внешнего мира. Самоанализ мотивирован фундаментальной человеческой потребностью тщательно изучить себя, объяснить себе, почему ты веришь в то, во что веришь, и есть ли вероятность того, что твои убеждения ошибочны.
Основоположником интроспекции как метода исследования является английский педагог и философ Джон Локк, который, опираясь на идеи Рене Декарта, считал, что есть только два непосредственных источника всякого знания: предметы внешнего мира и человеческая разум. В связи с этим все существенные психологические факты сознания открыты для изучения только самим субъектом познания. Очень может быть, что «голубой» для одного человека совсем не то же самое, что «голубой» для другого.
Доктрина солипсизма
Солипсизм — это философская концепция, согласно которой человек признает только свой разум единственной реальностью, которая всегда существует и всегда доступна. Марк Твен демонстрирует основной посыл солипсизма в своем рассказе «Таинственный незнакомец»:
«Нет ни Бога, ни вселенной, ни человеческого рода, ни земной жизни, ни рая, ни ада. Все это Сон, гротескный и глупый сон. Ничего не существует, кроме тебя. А Ты всего лишь Мысль — Мысль Блуждающая, Мысль бесполезная, Мысль бездомная, в одиночестве блуждающая среди пустых вечностей».
Теодицея или «проблема зла»
Если мир создан по какому-то высшему плану, то почему в нем столько нелепости и страдания? Большинство верующих рано или поздно начинают задаваться этим вопросом. Теодицея приходит на помощь отчаявшимся. Это религиозно-философская концепция, согласно которой Бог безоговорочно признается абсолютным добром, с которого снимается всякая ответственность за наличие зла в мире.
Лейбниц создал это учение для условного «оправдания» Бога. Главный вопрос этой концепции: почему Бог не хочет избавить мир от бед? Возможных ответов можно свести к четырем: либо Бог хочет избавить мир от зла, но не может, либо может, но не хочет, либо не может и не хочет, либо может и хочет. Первые три варианта не соотносятся с представлением о Боге как Абсолюте, а последний вариант не объясняет наличие зла в мире.
Моральный релятивизм
Жизнь была бы намного легче, если бы добро и зло были фиксированными, абсолютными понятиями. Но часто мы сталкиваемся с тем, что то, что хорошо в одной ситуации, может оказаться злом в другой. Мы приближаемся к моральному релятивизму, становясь менее определенными в отношении того, что хорошо и что такое плохо.
Этот этический принцип отрицает дихотомическое разделение понятий «добро» и «зло» и не признает существования обязательных, абсолютных нравственных норм и категорий.
Моральный релятивизм, в отличие от морального абсолютизма, не считает, что существуют абсолютные универсальные моральные нормы и принципы. Не мораль господствует над ситуацией, а ситуация над моралью. То есть важен не просто сам факт какого-то действия, а его контекст.
Категорический императив
«Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или ее подобие. Мы обычно соглашаемся, что это воспринимается как нечто знакомое и само собой разумеющееся. Однако это не просто расхожее выражение или пословица; эта фраза похожа на важное философское понятие в этике, которое называется «категорическим императивом» или «золотым правилом» морали.
Термин «категорический императив» был введен немецким философом Иммануилом Кантом, разработавшим концепцию этики, основанной на автономии. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от внешней среды и должны постоянно соединяться друг с другом. Категорический императив гласит, что человек должен руководствоваться определенными принципами в своем поведении.
Индетерминизм
Если мы хотим исследовать свободную волю, судьбу и предопределение, мы должны рассмотреть концепцию детерминизма — философское учение о предопределении, взаимосвязи всего происходящего и наличии единой причины всего сущего. Все предопределено. Все будет происходить по заданной схеме — это главный постулат детерминизма.
Свободы воли, согласно этому учению, не существует, и в разных интерпретациях детерминизма судьба человека зависит от разных факторов: либо она предопределена Богом, либо обширной философски осмысленной категорией «природа».
«Мыслю, следовательно существую»
«Я мыслю, следовательно, я существую» — это философская концепция, восходящая к философу-рационалисту Рене Декарту, и хорошая отправная точка для тех, кто во всем сомневается. Эта формула возникла, когда Декарт пытался найти первичную, бесспорную и абсолютную истину, на основе которой можно построить философскую концепцию абсолютного знания.
Декарт подвергал сомнению все: внешний мир, свои чувства, Бога и общественное мнение. Единственное, что не могло подвергаться сомнению, — это собственное существование, поскольку сам процесс сомнения в собственном существовании был доказательством этого существования. Отсюда появилась формула «сомневаюсь, следовательно, думаю», которая трансформировалась в «я мыслю, следовательно, я существую». Эта фраза стала метафизической основой современной философии.
«Бог мертв»
«Бог мертв. Бог остается мертвым. И мы убили его. Чем утешимся мы, убийцы всех убийц? Что было самым святым и самым могущественным из всего, что когда-либо принадлежало миру, истекло кровью под нашими ножами: кто сотрет с нас эту кровь?»
Говоря «Бог умер», Ницше не имел в виду смерть Бога в буквальном смысле. Он имел в виду, что в традиционном обществе существование Бога было фактом, он находился в единой реальности с людьми. Но в эпоху модерна он перестал быть частью внешней реальности, став внутренней идеей.
Это вызвало кризис в системе ценностей, которая ранее основывалась на христианском мировоззрении. Значит, пришло время пересмотреть эту систему — собственно, этим и занимается философия и культура постмодерна.
Экзистенциальный кризис
Экзистенциализм, одно из основных философских течений 20-го века, фокусируется на уникальности человека. Ее также называют «философией существования». Предтечей экзистенциализма был датский философ Сёрен Кьеркегор. Еще в XIX веке он впервые сформулировал понятие «экзистенция», противопоставив его «системе» немецкого идеалиста Гегеля.
Экзистенциальный кризис может быть спровоцирован сложной ситуацией в мире, неопределенностью в экономической сфере, болезнью близкого человека, непосредственной встречей со смертью, большими жизненными потрясениями.
Экзистенциальный кризис всегда связан с тем, как человек проживает свою жизнь, насколько полно и глубоко, и возникает либо тогда, когда эта жизнь находится под угрозой — прямо или косвенно, либо в ситуации, когда жизнь не устраивает живущего ее человека.