Сложно поискать более противоречивого режиссера, чем Даррен Аронофски. Его персонажи познают друг друга с жесткими и часто необратимыми последствиями. Особенно Даррен известен тревожным «Реквием по мечте», психологическим хоррором «Черный лебедь» и полным аллегорий и безумием триллером «Мама!».
В этом году Аронофски отметился премьерой его сентиментального «Кита — разрушающе пронзительной драмой с невероятным Бренданом Фрейзером, получившим свою первую номинацию на «Оскар». Аронофски — режиссер полноценный, со своим узнаваемым стилем, но на него, как и на любого творца, в свое время повлияли работы других режиссеров. С ними-то мы сейчас и познакомимся поближе!
Сердце Ангела (1987)
С Микки Рурком и Робертом Де Ниро в главных ролях, «Сердце ангела» — многогранный и глубокий фильм о частном детективе, которому загадочная фигура приказывает найти пропавшего человека (что на самом деле означает отправиться в сверхъестественное путешествие к самореализации).
Аронофски неоднократно заявлял о своей любви к фильму в соцсетях: «В 18 лет я путешествовал по Европе и спасался от дождя в кинотеатрах. Там я увидел „Сердце ангела“. Это был первый раз, когда я высидел титры и потом посмотрел фильм еще раз, не двигаясь».
Бразилия (1985)
«Бразилия» — это концептуальная площадка для резкой критики бюрократии. Дикая природа фильма начинается еще с завтравки истории, так как остроумие его сюжета отлично играет в пользу сатиричности происходящего.
Аронофски поместил картину в свой список лучших фильмов как фаворита. В антиутопическом будущем «Бразилии» есть доля комичности, но на самом деле там все очень грустно: бюрократ становится врагом государства, желая добиться женщины своей мечты.
Бандиты во времени (1981)
«Бандиты во времени» — это глупое, но веселое приключение, в котором к юному любителю истории пристают шесть карликов, которые однажды ночью появились из его туалета.
Когда они пытаются вернуться в прошлое и украсть сокровища из разных исторических эпох, история превращается в какой-то сюр. Отчаянное неприятие обычности, наблюдаемое в «Бандитах времени», отзывается в сюжетах и персонажах самого Аронофски.
Уходя в отрыв (1979)
«Уходя в отрыв» — это фильм про группу выпускников средней школы, получивший премию «Оскар» за лучший сценарий. В нем ребята достигают совершеннолетия в ходе анализа их отношений друг с другом через спорт.
Несмотря на беззаботность, Аронофски назвал этот фильм одним из своих любимых фильмов и черпал в ней вдохновение при работе над «Рестлером». Последняя картина — одна из самых приземленных работ в его каталоге, но в отличие от фильма 979 года он имеет мрачный и драматический тон.
Однажды на Диком Западе (1968)
Провозглашенный одним из величайших вестернов всех времен, «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне — это фильм, где Чарльз Бронсон и Генри Фонда противостоят друг другу на фоне старого западного города Флагстоун.
Аронофски отметил этот фильм в списке своих любимых, и это неудивительно — напряженное, тревожное повествование произвело огромное впечатление на кинематограф всего мира.
Хороший, плохой, злой (1966)
Клинт Иствуд в роли Человека без имени — один из культовых персонажей всех времен, а «Хороший, плохой, злой» — его главный фильм. Здесь тихий одиночка, безжалостный киллер и мексиканский бандит ищут 200 000 долларов украденного золота на юго-западе Америки.
Аронофски особенно отметил саундтрек этого фильма, написанную Эннио Морриконе. Звуковые решения этой классики 1966 года выходят за рамки самого фильма — их влияние на кинематограф чувствуется до сих пор.
Телохранитель (1961)
Классика, которая может показаться устрашающей, но многих оставит в напряжении, «Телохранитель» — это фильм о самураях Акиры Куросавы, в котором самурай-мошенник готовит почву для войны между двумя бизнесменами в свою пользу.
Аронофски восторгается музыкальными рефренами фильма: «Идея использовать музыку, чтобы открыть новую главу, как в моменте с Тоширо Мифунэ в „Телохранителе“, где он внезапно становится самым крутым в городе — прекрасна».
Лихорадка субботнего вечера (1977)
«Лихорадка субботнего вечера» с молодым Джоном Траволтой в главной роли породила повальное увлечение музыкой в жанре «диско». Через громкие ритмы Bee Gees «Stayin 'Alive» сюжет ведет нас за скудным клерком в магазине красок, чья монотонная карьера контрастирует с очарованием танцпола, где его почитают.
Вспоминая его просмотр в детстве, Аронофски отмечает: «Так легко забыть, насколько хорош фильм „Лихорадка субботнего вечера“. В то время это было выше моего понимания. Фактически, это был мой первый фильм с рейтингом R».
Делай как надо! (1989)
После выхода в 1989 году фильм «Делай как надо» воплотил в себе целое поколение прискорбных предрассудков в Нью-Йорке, поскольку напряжение в межрасовых отношениях возрастает в самый жаркий день года.
Аронофски заметил, что «это был главный фильм, когда он вышел для всех нас, потому что Нью-Йорк был совсем иным, чем в 1977 году…». Он добавил: «Спайк [Ли ] способен сделать все эмоционально правдивым и реальным. Он смог уловить всю боль того времени, но не потерял в юморе и своем озорном стиле».
Цельнометаллическая оболочка (1987)
У Стэнли Кубрика так много крутых фильмов, что даже его менее известные фильмысчитаются классикой. Это определенно относится к «Цельнометаллической оболочке», фильму с динамичной и незабываемой игрой Р. Ли Эрми, который рассказывает о бесчеловечном влиянии войны во Вьетнаме на новобранцев.
Баланс порядка и хаоса занимает центральное место во многих фильмах Даррена Аронофски, что делает «Цельнометаллическую оболочку» одной из ярчайших жемчужин в списке его любимых работ.