Культурный ход: 10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян Бах был композитором эпохи барокко и клавишником, определившим весь жанр классической музыки — иногда кажется, что все важные пути в музыке ведут от Баха и обратно к Баху. Бах писал почти во всех жанрах, какие только можно себе представить, — от больших оркестровых и хоровых постановок до камерных пьес и инструментальных сонат.

Культурный ход: 10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха
Фото
Legion Media

Биография Баха

Родившись в музыкальной семье, Бах начал учиться еще у своего отца. После смерти последнего в 1695 году Бах переехал в Ордруф, где жил и учился игре на органе со своим старшим братом Иоганном Кристофом. Он также получил образование в школах в Эйзенахе, Ордруфе и Люнебурге.

Культурный ход: 10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха
Кадр из фильма «Меня зовут Бах»

Бах получил первую подработку в городе Веймар. Однако уже через полгода он сменил место работы и стал органистом в Арнштадте. Там он продлил свой отпуск с четырех до двенадцати недель. Причиной стала поездка в Любек на севере Германии. В споре со своими учениками хора в Арнштадте он был готов даже на дуэль, но драки не было. Бах покинул город, когда трения с советом Арнштадта обострились.

Культурный ход: 10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха
Фото
Cola Images

Затем Иоганн Себастьян Бах переехал в Мюльхаузен и стал органистом в церкви Диви Блазии. В том же году он женился на своей троюродной сестре Марии Барбаре Бах в маленьком городке Дорнхейм. С Марией Барбарой у Иоганна Себастьяна Баха было семеро детей.

Культурный ход: 10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха
Фото
H. Tschanz-Hofmann

Уже через год после переезда в Мюльхаузен Бах снова покинул этот город. В эту эпоху он стал концертмейстером. В 1717 году Бах нарушил привычный порядок и отказался от места капельмейстера. Но герцог Веймара Эрнст отказался отпустить Баха устроиться на другую работу… но музыкант все-таки был не служащим, а подневольным слугой. Иоганн Себастьян Бах выразил свое искреннее недовольство и по этой причине был заключен в тюрьму на четыре недели. Упс!

Культурный ход: 10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха
Фото
blickwinkel

Бах переехал в Кётен, ко двору Леопольда Ангальт-Кётенского. В 1720 году неожиданно умерла его жена. Не ранее чем через семнадцать месяцев Иоганн Себастьян Бах женился на своей второй жене — Анне Магдалене. Оба стали родителями еще тринадцати детей. Знаменитыми в будущем стали четыре сына Иоганна Себастьяна Баха: Вильгельм Фридеманн Бах, Карл Филипп Эммануил Бах, Иоганн Кристоф Бах и Иоганн Христиан Бах.

Культурный ход: 10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха
Примерно на таком пианино и играл Иоганн Себастьян Бах
Фото
piemags

В 1722 году Бах покинул Кётен и переехал в Лейпциг. Двадцать семь лет городской совет, директора школы, университета и Иоганн Себастьян Бах боролись друг с другом. Кульминацией этого спора стала так называемая «драка префектов». В то время были написаны «Страсти по Матфею», одно из самых известных музыкальных произведений композитора.

Культурный ход: 10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха
Кадр из фильма «Меня зовут Бах»

В 1747 году Баха пригласили выступать перед королем Фридрихом Великим в Берлине и Потсдаме. Для него он позже сочинил «Музыкальную скарификацию». В 1750 году Иоганн Себастьян Бах ослеп. Его дважды оперировали, но через полгода он умер.

Бах написал около 11 000 музыкальных произведений. Около 1128 сохранились до наших дней. Публика забыла Баха и его творчество после 1750 года, на какие-то 80 лет. Сегодня Иоганн Себастьян Бах похоронен в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и для многих он остается величайшим композитором всех времен.

Культурный ход: 10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха
Кадр из фильма «Иоганн Себастьян Бах»

Сузить его виртуозное творчество до десяти работ, конечно, крайне самонадеянно, но… Но ниже ты найдете основные произведения Баха, которые тебе действительно стыдно не знать!

Бранденбургские концерты

«Бранденбургские концерты» Баха представляют собой сборник из шести трехчастных оркестровых произведений, написанных композитором примерно в 1721 году для прусской королевской семьи, маркграфа Кристиана Людвига Бранденбург-Шведтского.

Шесть концертов демонстрируют абсолютную сложность и узнаваемость мелодий Баха. Третий концерт, в частности, кажется олицетворением эпохи барокко для многих любителей музыки, и его до сих пор используют для многих саундтреков к фильмам и телепередачам.

Гольдберг-вариации

«Гольдберг-вариации», изначально написанные для клавесина, сосредоточены вокруг возвышенной клавишной арии, слегка присыпанной другими украшениями, но по своей сути простой и до боли красивой. Эта музыка буквально требует, чтобы слушатель подметил, как изобретательно Бах мог использовать любой доступный ему музыкальный прием. Невероятно.

Концерт для двух скрипок

В первой части два скрипача-солиста соревнуются друг с другом с помощью радостной мелодией Баха, а затем делают паузу и глубоко размышляют над душераздирающе красивыми мелодиями и аккордами медленной второй части.

Концерт завершается яркой третьей частью, в которой одна скрипка, кажется, преследует другую, отставая всего на долю шага, тем самым создавая захватывающий и энергичный финал.

Хорошо темперированный клавир

Все, что нужно знать о мастерстве Баха в игре на клавишных, содержится здесь, в «Хорошо темперированном клавире». Оба сборника под одним именем содержат прелюдию и сопровождающую ее фугу, написанные во всех 24 мажорных и минорных тональностях западной музыкальной гаммы.

«Хорошо темперированный клавир» был назван самим Бахом «полезным для музыкальной молодежи, жаждущей учиться, а также приятным упражнением для тех, кто уже имеет некоторый опыт».

Страсти по Матфею

Бах написал две хоровые оратории, основанные на последнем периоде жизни Иисуса. «Страсти по Матфею» стали невероятным воплощением способности Баха создавать духовную хоровую музыку и содержат в себе одни из самых красивых мелодий, а также мощные хоровые моменты.

Ария для меццо-сопрано со скрипкой соло и оркестровым континуо — одна из самых любимых для исполнителей, и это неудивительно. Невероятно трогательная музыка словно ноет и всхлипывает: «Помилуй, Боже…»

Токката и фуга ре минор

Еще одна ярчайшая звезда Баха — слегка пугающая «Токката и фуга ре минор». Написанная для органа, пьеса открывается вызывающим покалывание пением верхней части клавиатуры, которое спускается с ее высоких высот в каскад яростного, виртуозного органного хора, который никогда не перестанет ошеломлять до глубины души.

Шесть сюит для виолончели соло

Еще одна из самых узнаваемых мелодий Баха ведет свое происхождение из «Сюиты № 1 для виолончели соло», одной из шести сюит, написанных Бахом для этого инструмента, вероятно, между 1717 и 1723 годами.

Удивительно волнообразные мелодии музыки и медленно разворачивающееся напряжение делают данный сборник иллюстрацией универсальной гениальности Баха. Как круто, что он поработал с инструментом столь великолепному и проникновенному, как виолончель.

Месса си минор

В «Мессе си минор» Бах превратил христианскую литургию в одно из культовых хоровых произведений в истории классической музыки. Грандиозная постановка состоит из музыкального оформления пяти секций «ординариума» — Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Benedictus и Agnus Dei, вызывающих поистине святой трепет.

Партита для скрипки № 2

Особенно поразительна пятая часть партиты под названием «Chaconne». Он призывает скрипача с самого начала играть драматические растянутые аккорды, но так, чтобы они чувствовались подвешенными и мучительно напряженными. Она написана в минорной тональности, и мелодия развивается невероятно динамично, что делает ее по-настоящему трогательной. Ух ты!

Соната ми минор для флейты и клавесина

Даже скромная флейта с помощью Баха становится мощным, многогранным музыкальным инструментом, для которого в любой момент доступна только одна мелодическая линия.

Соната ми-минор для флейты и клавишных расширяет горизонты флейты до бесконечности с точки зрения мелодии и динамического диапазона, и это самая сложная, но невероятно удовлетворяющая работа для любого флейтиста.