Знала ты или нет, но режиссер культового «Твин Пикса» не только кинематографист, но еще и художник, скульптор и фотограф. Потому неудивительно, что и в кино Дэвид Линч уделяет цвету особое место. Более того: у каждого цвета в его фильмах есть своя философия! Именно об этом элементе странного и уникального творчества Дэвида я и хочу рассказать сегодня.
Если ты хочешь понять Линча, то без изучения его цветовой палитры ты не обойдешься. Другие продюсеры и режиссеры в основном сосредоточены на подборе декораций, костюмов и актеров. Как у Тима Бертона все построено на сказочных готических декорациях, так и у Линча сценарий построен вокруг цветов. У каждого режиссера есть свой набор определенных красок, но все же можно выделить один шаблон — сочетание красного и синего.
Синий и красный в мире «Твин Пикс» (1990-2017)
Это сочетание в фильмах Линча имеет особое значение. Например, красный цвет часто символизирует опасность или обман, а синий — тайну, загадку, которую должен разгадать главный герой. Синий — символ неопределенности. Несмотря на ограниченный цветовой набор, такой контраст делает стиль режиссера узнаваемым.
В некоторых моментах палитра может показаться банальной и кричащей, но в подавляющем большинстве случаев красный и синий помогают создать мрачную атмосферу: бледно-голубая роза на фоне алой ткани, мигалки пожарных и полицейских машин и так далее. Кроме того, мрачный и довольно зловещий красный занавес, который неоднократно появляется не только в этом сериале, но и в других работах режиссера.
Иногда Линч все же использует теплые тона, но только для того, чтобы подчеркнуть темно-синие или лазурные объекты, поскольку синий цвет отсылает к тайне, которую предстоит разгадать. В сериале «Твин Пикс» красный и синий цвета используются для того, чтобы подчеркнуть переход между мирами. Красный и синий скрывают за собой некое безумие или развращенность героев, и часто становится ключевым для зрителя.
Синие тени, белые заборы и красное пламя в фильме «Синий бархат» (1986)
Дэвид Линч включил в «Синий бархат» свои собственные картины и образы. В этом фильме визуальные элементы представлены яркой цветовой палитрой и теневыми «паузами». Режиссер начинает историю с романтизированной атмосферы маленького городка, изображенного в виде очаровательных собачек, играющих детей, ярких цветов и белых заборов перед цветущими садами.
Затем Линч затемняет изображение, почти обесцвечивая всю картинку. Так зритель отправляется в незабываемое путешествие в таинственное подполье зла, порока и мерзости, которое скрывается за фасадом американской мечты.
Красный цвет в фильме используется для обозначения секса и насилия. Он в основном присутствует на губах Дороти Валленс и Фрэнка Бута. Использование Линчем помады такого оттенка намекает на восприимчивую природу рта и его сексуальность. Дороти — жертва проступков Фрэнка и именно становится воплощением его фантазий.
Эстетика фильма предполагает очень простые экстерьеры, с плавными линиями и основными цветами, часто выделяя красный, синий и белый — цвета американского флага. С другой стороны, интерьеры очень плотные, если не сказать заваленные вещами, перегруженные китчевыми цветами и барочными текстурами, которые производят впечатление болезненности.
Черный и белый в фильме «Малхолланд Драйв» (2001)
Среди всех фильмов Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» можно назвать самым проработанным в плане своих декораций. Лос-Анджелес с его культовыми пейзажами и потенциалом для путешествий в темноте стал идеальным фоном для странных событий, которые происходят с героями фильма.
В «Малхолланд Драйве» Линч постоянно использует противопоставление горячего и холодного, светлого и темного. Главное визуальное сражение разворачивается между главными героинями, которых играют Наоми Уоттс (с светлыми волосами) и Лаурой Еленой Хэрринг (с черными волосами).
Думаю, ты уже понимаешь, что цвет помогает Дэвиду Линчу рассказать свои истории максимально интересно. В «Синем бархате» и «Малхолланд Драйве» не только используется намеренно ограниченная цветовая палитра, но и соблюдаются определенные правила: конкретные цвета и оттенки ассоциируется с определенным персонажем и/или ситуациями.
Свет и тень в фильме «Голова-ластик» (1977)
Контраст света и тени — важнейшая составляющая метафорической и визуальной эстетики фильмов Дэвида Линча, которая распространяется даже на черно-белый формат. В «Голове-ластике» сцена с персонажем Генри, предвкушающим темноту и мрак своего будущего, — один из лучших образов фильма и, возможно, всех остальных.
Эстетически «Голова-ластик» — это смесь экспрессионизма и сюрреализма, которая представляет собой мощное черно-белое пространство, обреченное на страдания от несчастий человека. Генри мечется между отцовством и существованием в невыносимой компании. Его история демонстрирует очень личный и искренний подход Линча ко всем своим фильмам.