Фрэнсис Форд Коппола впервые заявил себя как талантливый режиссер после выхода мюзикла «Радуга Финиана» в 1968 году, а как сценарист — с военной драмой «Паттон» в 1970 году. Два года спустя Коппола представил свое программное творение — «Крестного отца» (1972), экранизацию криминального романа Марио Пьюзо, задавшую тренд на фильмы о мафии и показавшую, как сделать их привлекательными для зрителя.
Фрэнсис Форд Коппола: семья и национальность
Семья Коппола — знаменитая американская семья итальянского происхождения (из Бернальды, провинция Матера, регион Базиликата), в которую входят режиссеры, актеры и актрисы, писатели, певцы, авторы песен и композиторы.
Благодаря Фрэнсису Форду Копполе, Софии Копполе (его дочери), Николасу Кейджу (его племяннику) и Джейсону Шварцману (еще одному племяннику) кажется, что во многих голливудских фильмах за последние 60 лет есть итальянский след.
Семья достигла голливудских высот после Фрэнсиса Форда, хотя на самом деле еще его отец начал первые шаги в развлекательном бизнесе: сначала в качестве дирижера на Бродвее, а затем в качестве оскароносного композитора для фильмов своего сына.
Фрэнсис Форд Коппола — сын Кармине Копполы и Италии Копполы, двух итальянцев, родившихся в Нью-Йорке, которых он позже нанял для работы в своих фильмах. Его мать, Италия, появлялась только в эпизодических ролях в его фильмах, но Кармине внесла свой вклад в саундтрек к «Крестному отцу 2», за которого он получил «Оскар» с композитором Нино Рота.
Согласно его некрологу в New York Times, отец Фрэнсиса также написал музыку к фильмам «Апокалипсис сегодня», «Каменные сады» и «Черный жеребец». Его самым большим проектом было переозвучивание немого фильма «Наполеон» Абеля Ганса — монументальное творение, получившее признание критиков.
Фрэнсис Форд Коппола и Николас Кейдж
Николас Кейдж родился у брата Фрэнсиса Форда Копполы, профессора литературы Августа Копполы. Получив при рождении имя Николас Ким Коппола в 1964 году, Кейдж взял псевдоним, чтобы отгородиться от славы своего знаменитого дяди-режиссера. Несмотря на это, начинал он все-таки в его фильмах, включая «Бойцовую рыбку», «Клуб „Коттон“» и «Пегги Сью вышла замуж».
После череды нашумевших ролей в таких фильмах, как «Воспитание Аризоны», «Очарованные луной» и «Дикие сердцем» — с добавлением нескольких сомнительных проектов (Кейдж никогда не боялся сниматься в странных картинах) — Николас получил «Оскар» за главную роль алкоголика-саморазрушителя в фильме «Покидая Лас-Вегас» (1995).
Фрэнсис Форд Коппола и София Коппола
София Коппола — первая американка, номинированная на премию «Оскар» за лучшую режиссуру — явно идет по стопам своего знаменитого отца. София появлялась во всех трех фильмах франшизы «Крестного отца», но ее критика ее актерской игры в третьем фильме заставила девушку оставить актерскую игру позади.
В 1999 году она выпустила свой первый художественный фильм «Девственницы-самоубийцы», получивший восторженные отзывы. «Трудности перевода», выпущенные в 2003 году, были номинированы на «Оскар» за лучший фильм и режиссеру, а также принесли ей «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Значение фамилии Коппола: «кепка», ставшая брендом
Фамилия Коппола переводится с итальянского как «кепка», причем необычная. Коппола — традиционная плоская кепка, которую обычно носят на Сицилии. Там она вошла в моду в начале 20 века в качестве водительской кепки, которую обычно надевали, когда ехали за рулем автомобиля. Кроме того, коппола также по-сицилийски означает «голова».
Затем слово «коппола» стало популярным и в остальной части Италии, и быстро распространилось по итальянскому языку. Сегодня «коппола» считается, по крайней мере, в Италии, настоящим символом сицилийского наследия… А в США это почти что имя нарицательное 😉
Сколько «Оскаров» у Фрэнсиса Форда Копполы?
Всемирно известный режиссер Коппола — не менее крутой продюсер Коппола! Готовый пойти на большой личный финансовый и художественный риск в интересах повествования, Коппола продюсировал или был исполнительным продюсером более 50 кинофильмов. Фильмы, снятые его компанией American Zoetrope, получили 63 номинации и 15 премий «Оскар».
В общей сложности лично сам Фрэнсис Коппола стал пятикратным обладателем золотой статуэтки. Кроме этого, режиссер два раза получил «Золотую пальмовую ветвь» за картины «Разговор» и «Апокалипсис сегодня». Также режиссер получил четыре «Золотых глобуса», «Золотого льва», премию «BAFTA», «Сатурн» и так далее.
Какие фильмы снял Фрэнсис Форд Коппола?
На протяжении многих этапов полувековой карьеры Фрэнсиса Форда Копполы — вольные 60-е, эпические видения 70-х, голливудские злоключения 80-х и 90-х, очень личные эксперименты нулевых — можно сделать вывод, что этот гений всегда старался рассказать историю Америки уникальным образом, от лица тех, кто смотрит на нее немного со стороны.
Многие персонажи фильмов Копполы — те еще маргиналы, но самый-самый из них сам режиссер, который был полон решимости создавать искусство, раздвигая рамки голливудской системы, которая постоянно подталкивала его к компромиссу — или вообще к выходу за дверь.
От «Крестного отца» до «Апокалипсиса сегодня» и «Дракулы» — лови экспресс-путеводитель по лучшим фильмам Фрэнсиса Форда Копполы!
Крестный отец (1972)
Экранизация романа Марио Пьюзо — неотъемлемая часть кинематографа. Красивый, развернутый взгляд на жизнь преступного клана Корлеоне во время смены управления с отца семейства Вито (Марлон Брандо) на сына Майкла (Аль Пачино). Начало саги часто называют одним из лучших американских фильмов в истории — и это справедливо.
Крестный отец 2 (1974)
Фильм переключается между параллельными сюжетными линиями молодого Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро) и его сына Майкла десятилетия спустя, пока оба пытаются устроить свою жизнь. Он также считается одним из самых крутых криминальных фильмов за всю историю кинематографа.
Разговор (1974)
Как и его современник Брайан Де Пальма со своим собственным фильмом «Прорыв» (1981), Коппола вдохновлялся фильмом Микеланджело Антониони «Разрыв» 1966 года. Джин Хэкман играет Гарри Кола, специалиста по наблюдению за телефонными разговорами. Он не знает, должен ли он чувствовать ответственность за последствия своей работы по прослушиванию телефонных разговоров.
Апокалипсис сегодня (1979)
Адаптация Копполой романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы» стала одним из главных украшений его карьеры. Это гигантский фильм — режиссерская версия длится более трех с половиной часов. Капитану Бенджамину Л. Уилларду (Мартин Шин) приказано найти и убить полковника Уолтера Э. Курца (Марлон Брандо) — офицера-мошенника, возглавляющего собственное независимое ополчение.
Паттон (1970)
Коппола не режиссировал фильм, но написал к нему сценарий, за который получил премию Оскар. Знаменитая начальная сцена, в которой генерал Джордж С. Паттон (Джордж С. Скотт) произносит речь перед аудиторией с гигантским американским флагом, была его идеей.
Крестный отец 3 (1990)
Через несколько лет Коппола вернулся к прославившей его истории. В третьем фильме, который Коппола считает эпилогом, мы видим стареющего Майкла Корлеоне, закаленного и преследуемого собственными решениями. «Крестный отец III» не так широко известен, как два предыдущих фильма, но тем не менее, фильм качеством намного выше среднего.
Бойцовая рыбка (1983)
Фильм снят в черно-белом цвете и озвучен таким образом, что он похож на немецкие экспрессионистские фильмы вроде «Кабинета доктора Калигари». Расти Джеймс (Мэтт Диллон) очень восхищается своим братом, известным как «Мальчик-мотоциклист» (Микки Рурк). Мотоциклист, в свою очередь, хочет для своего брата большего, чем жизнь в качестве бандита.
Дракула (1992)
Пересказывая классический роман Брэма Стокера, Коппола остался верен исходному материалу. Это сбивающий с толку образец манерного кино, полный тревожной эротики. Гэри Олдман играет Дракулу, Вайнона Райдер — его объект одержимости, а Киану Ривз исполнил роль ее мужа. Энтони Хопкинс сыграл заклятого врага вампира — профессора Авраама Ван Хельсинга.
Изгои (1983)
Это история взросления, рассказанная в основном с точки зрения молодого гризера по имени Понибой Кертис (К. Томас Хауэлл), у которого есть два брата и несколько близких друзей. Когда члена конкурирующей банды случайно убивает его друг Джонни (Ральф Маччио), они оба начинают скрываются от правосудия.
Благодетель (1997)
Коппола — один из многих кинематографистов, которые смогли успешно экранизировать романы Джона Гришэма. «Благодетель» рассказывает историю Руди Бэйлора (Мэтт Дэймон), неопытного юриста, который берется за дело о недобросовестности страховых компаний против страховой компании. Это типичное для Гришэма повествование о Давиде и Голиафе, но благодаря руководящей руке Копполы сам Гришэм сказал, что это — лучшая экранизация данной истории.