Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
theGirl

Что бы ты ни слышала о мистере М. Найте Шьямалане, оценить его работу каждый должен лично. Ведь он этого действительно этого достоин! Индийский режиссер, творящий часто наперекор, снял самые разные фильмы, как культовые, так и весьма спорные по своему качеству. Но до того, как он стал объектом насмешек и мемов в интернете, Шьямалан создавал действительно захватывающие шедевры.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
М. Найт Шьямалан на съемках «Времени»
Фото
Legion Media

Если бы он никогда не добился такого успеха, возможно, его провалы тоже остались бы незамеченным. В этом статье я хочу рассказать, как построена киновселенная Шьямалана, о чем он снимает фильмы и о том, почему он действительно хорош. Критики нанесли непоправимый ущерб репутации Шьямалана, но реабилитировать его никогда не поздно!

Кто такой М. Найт Шьямалан?

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Legion Media

Манодж Найт Шьямалан родился в Пудучерри, Индия, и вырос в пригороде Филадельфии. Его связь с этим штатом прослеживается на протяжении всей его работы. Его первые два фильма остались в тени, но мир покорил его третий полнометражный фильм. «Шестое чувство» имело огромный успех и вывело Шьямалана в свет. Он заработал кучу денег и получил номинации на премию «Оскар», в том числе за лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Legion Media
Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Legion Media

Успех «Шестого чувства» напрямую связан с его шокирующей концовкой. Это просто один из лучших поворотов сюжета в истории кино. Многие кинематографисты пытались повторить этот опыт, но лишь немногие приблизились к этому, а сам Найт смог вернуть расположение критиков и зрителей лишь в последние несколько лет.

Как вкратце можно описать успешные фильмы Шьямалана? Твист-финал всегда шокирует, но его секрет все время был перед глазами зрителя.

Как М. Найт Шьямалан рассказывает истории?

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Legion Media

Шьямалан отлично умеет рассказывать истории, каждым кадром. Одна из его главных фишек — использование переднего плана, среднего плана и дальнего плана, чтобы рассказывать многослойную историю. В «Девушке из воды» есть отличный пример этой стратегии. Наш первый кадр — крупный план Кливленда (Пол Джиаматти), пытающегося убить жука под раковиной. Позади него семья, напуганная и держащая оружие. М. Найт Шьямалан снимает сцену одним кадром, длится она одну минуту и двадцать три секунду. Давай посмотрим ее ниже 👇

Эта сцена нужна для комедии, она позволяет нам улыбнуться, наблюдая за затянувшимся убийством насекомых Кливлендом. Юмор также поддерживают крики сестер за его спиной. Какой-либо монтаж здесь не нужен, потому что Шьямалан рассказывает сразу две истории — одну на переднем плане и одну на заднем плане.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Девушка в воде»

Получая доступ к нескольким плоскостям в трехмерном пространстве, режиссер может рассказать несколько историй одним кадром. Это позволяет снимать более длинные кадры и воспроизводить такие киноэлементы, как комедия или саспенс.

Страх и напряжение в фильмах М. Найта Шьямалана

В «Знаках» очень много тревожных моментов: Грэм (Мел Гибсон) ночью исследует кукурузные поля; в подвале внезапно гаснет свет; Грэм борется с инопланетянами мясницким ножом на кухне. Но есть одна сцена ближе к концу, которая вызывает натуральный страх.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Шестое чувство»

Мы видим, как семья выходит из подвала, полагая, что опасность миновала. После того, как Меррилл (Хоакин Феникс) подтверждает, что подниматься безопасно, Грэм сажает Моргана (Рори Калкин) на диван. Затем Бо (Эбигейл Бреслин) включает телевизор, и Шьямалан заканчивает эпизод крупным планом отражения инопланетянина, стоящего позади Грэма и Бо. Давай посмотрим сцену ниже 👇

Напряжение в этой сцене возникает из-за контраста между действием и монтажом. Персонажи, наконец, могут расслабиться после мучительного испытания. Кажется, что все будет хорошо. За исключением того, что долгий дубль растягивает эти моменты, и мы не знаем, почему. Что-то не так, даже если персонажи считают иначе. Мы понимаем, даже на подсознательном уровне, что кошмар этой семьи еще не закончился. И когда кадр заканчивается инопланетянином, стоящим позади Грэма, наши подозрения подтверждаются.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Шестое чувство»

Длинный план можно использовать для саспенса, даже если персонажи этого не осознают. Этот контраст между действиями на экране и их растянутым представлением создает неопределенность. Такая манера съемки — еще одна крутая фишка Шьямалана, по которой можно легко узнать его работы.

Какие фильмы снял М. Найт Шьямалан?

Мы познакомились с главными деталями режиссерского стиля М. Найта Шьямалана, но о чем же его фильмы? Давай совершим путешествие по его фильмографии и оценим его главные фильмы и поймем, в чем же плюсы и минусы. Не каждый режиссер может похвастаться такой впечатляющей историей взлетов и падений. Более того, многие из его фильмов связаны между собой и разворачиваются в одной вселенной.

⭐ Осторожно, далее возможны спойлеры!

Шестое чувство (1999)

Загадка Брюса Уиллиса

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Шестое чувство»

В фильме рассказывается о Малкольме Кроу (Брюс Уиллис), психологе, которого преследует его неспособность спасти пациента, совершившего самоубийство на его глазах. Кроу искупает свою вину, работая с маленьким ребенком, которого мучают видения мертвых людей. Психолог помогает мальчику понять и принять свои паранормальные способности. В конце концов, когда работа Кроу завершена, «Шестое чувство» подкидывает нам свой знаменитый «вот это поворот».

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Шестое чувство»

Кроу все это время был призраком, сам того не осознавая. Быстрой нарезкой фильм напоминает нам о многочисленных ключевых сценах после того, как как Кроу наконец понимает, что происходит. Этот твист известен тем, что история Шьямалана ловко скрывает тот факт, что персонажи не взаимодействуют с Уиллисом, а сцены начинаются и заканчиваются точно в нужный момент, чтобы сбить зрителя с толку.

Неуязвимый (2000)

Злодей-наставник

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Неуязвимый»

На протяжении всего фильма зрители знакомятся с парой героев: бывшим квотербеком, а теперь охранником Дэвидом Данном (Брюс Уиллис) и эксцентричным гиком Элайджом Прайсом (Сэмюэл Л. Джексон). По мере развития сюжета загадочный Прайс доказывает Данну, что он не обычный человек, а скорее супергерой, обладающий нечеловеческой силой и способностью заглядывать в души других через прикосновение.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Неуязвимый»

В «Неуязвимом» Данн примиряется со своими экстрачеловеческими способностями с помощью Прайса. Кульминацией становится момент, когда герой Уиллиса осознает, что он супергерой, предотвратив попытку убийства. История «Неуязвимого» препарирует концепт супергероики, пока не достигает «хэппи-энда»: Прайс просит Данна пожать ему руку. Именно тогда Данн понимает, что Прайс спроектировал обстоятельства, которые раскрыли его способности, включая крушение поезда в начале фильма, унесшее 130 жизней.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Неуязвимый»

Этим твистом М. Найт Шьямалан показывает, что эксцентричный чудак Прайс не наставник, а, скорее, суперзлодей, который называет себя «мистер Гласс». Он — аморальный монстр, который раскрыл способности Данна лишь для того, чтобы осуществить свою фантазию стать злодеем из комиксов для супергероя.

Знаки (2002)

Инопланетная аллергия

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Знаки»

«Знаки» — леденящий душу научно-фантастический хоррор, в котором семья прячется в своем загородном доме, чтобы избежать вторжения инопланетян. Мел Гибсон играет отца Грэма, епископального священника, утратившего веру после трагической смерти жены, из-за которой ему пришлось воспитывать двоих маленьких детей.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Знаки»

Семью кошмарят инопланетные захватчики, но, к счастью, брат Грэма Меррилл (Хоакин Феникс) всех спасает. Меррилл бьет инопланетянина бейсбольной битой, в результате чего тот опрокидывает ближайший стакан с водой. Так семья обнаруживает, что у злодеев смертельная аллергия на воду.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Знаки»

Этот твист мало чем отличается от финала классической книги Герберта Уэллса «Война миров», в которой, казалось бы, неудержимых марсиан побеждает не военная мощь или человеческая изобретательность, а обычная простуда.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Знаки»

Существует также популярная фанатская теория о «Знаках», согласно которой инопланетяне — демоны, вода — святая вода, а вера Меррилла в себя/вера Грэма в Бога — решающий фактор, который побеждает злодеев. Это прочтение истории, хоть и не официальное, делает концовку фильма одной из самых интригующих, символически насыщенных — если, конечно, зрители поверят в эту теорию.

Таинственный лес (2004)

Прошлое посередине настоящего

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Таинственный лес»

Если мы присмотримся к фильму повнимательнее, то поймем, что он стал своеобразным комментарием Шьямалана после событий 11 сентября. Поначалу «Деревня» кажется довольно стандартным хоррором того времени, в котором жители закрытого сообщества 19-го века страдают от монстров в капюшонах, которые мешают им сбежать во внешний мир. Поначалу кажется, что сеттинг похож на «Ведьму» или «Улицу страха: 1666», но поворот «Деревни» показывает, что действие фильма происходит не в прошлом, а в современности.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Таинственный лес»

Настоящие монстры — это старейшины сообщества, пытающиеся приютить своих отпрысков, а триллер Шьямалана — вовсе не хоррор, а аллегория попыток вернуться к идеализированному прошлому. Это привело кинозрителей в ярость после выхода на экраны: критик Роджер Эберт жаловался, что этот поворот испортил фильм, но на деле это не так. Обнаружение существа, которое было создано старейшинами, чтобы поддержать их план, переживается страшнгее, чем более обычные ужасы, и концовка в стиле «Сумеречной зоны» делает этот твист Шьямалана самым недооцененным из всех его работ.

Явление (2008)

Убийственные растения

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Явление»

Через несколько лет после «Деревни» Шьямалан выпустил «Явление», эко-ужастик, который остается одним из самых недооцененных в его карьере. Он начинается с того, что мирные жители массово убивают сами себя без очевидной причины. Вскоре зрители погружаются в постапокалиптический триллер, где Марк Уолберг и Зои Дешанель пытаются разобраться в происходящем.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Явление»

Фишка хоррора заключается в том, что растения выделяют токсин, который заставляет людей убивать себя. Природа делает это в отместку за экологическую катастрофу. Токсин не убивает всех персонажей и к концу стихает, но не раньше, чем человечество усваивает свой жестокий урок.

Визит (2015)

«Это не твои бабушка с дедушкой»

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Визит»

В фильме «Визит» 2015 года твист вполне предсказуем, но он все еще «шьямалановский». Двое подростков навещают своих замкнутых бабушку и дедушку, а потом обнаруживают, что те ведут себя в лучшем случае странно, а в худшем — страшно. В какой-то момент ребята связываются со своей мамой, которая открывает им страшную правду: «это не ваши бабушка и дедушка». Все это время дети жили с парой сбежавших психически больных, которые заняли их дом до начала фильма.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Визит»

Единственный минус этой концовки заключается в том, что многие зрители догадались об этом раньше, чем персонажи, чего режиссер в значительной степени избегал на протяжении всей своей карьеры.

Сплит (2016)

Сиквел "Неуязвимого"

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Сплит»

В «Сплите» 2016 года Шьямалан осуществил свой первый амбициозный мета-поворот. Сюжет следует за Аней Тейлор-Джой и ее подругами. Их похищает человек с расстройством личности, которого играет Джеймс МакЭвой. Большую часть времени «Сплит» выглядит как психологический ужастик: зрители узнают все больше деталей о состоянии психики злодея и наблюдают, как его пленницы пытаются сбежать.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Сплит»

Тем не менее, в заключительных сценах есть неожиданное открытие, которое переосмысливает историю «Сплита» — мы понимаем, что это продолжение «Неуязвимого». Концовка показывает, что самое опасное альтер-эго МакЭвоя, Чудовище — это сверхчеловеческий монстр, и его преступления вскоре раскрываются всему миру. Обрати внимание на появление Дэвида Данна в исполнении Брюса Уиллиса из фильма 2000 года.

Стекло (2019)

Все реально супергерои (и это очень плохо)

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Стекло»

Вскоре после неожиданного успеха «Сплита» в прокате (и у критиков) Шьямалан начал работу над финалом своей супергеройской трилогии. Концовка «Сплита» показала, что Дэвид Данн жив и ожидает возвращения мистера Гласса. Действие разворачивается в психиатрической больнице, где психолог (Сара Полсон) пытается убедить трио Дэвида Данна, Элайджи Прайса и Монстра, что они на самом деле не супергерои. И тут нас ждет еще один крутой твист.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Стекло»

Трио сбегает, и сцена, кажется, готова к новой схватке между Прайсом и Данном… Но некая подпольная организация убивает их всех на автостоянке здания. Это причудливо мрачная развязка, в которой супергерой и два суперзлодея убиты вскоре после побега. Однако после следует третий, финальный поворот, в котором героиня Ани Тейлор-Джой получает от покойного Прайса доказательство существования супергероев и решает показать его миру.

Время (2021)

Эксперимент за гранью адекватности

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Время»

Поворот М. Найта Шьямалана в фильме «Время» — это шокирование аудитории раскрытием информации в последнюю минуту. Мистический триллер основан на графическом романе «Замок из песка», но примечательно, что Шьямалан добавил твист, которого нет в оригинальной истории. Сюжет повествует о семье и группе разных отдыхающих, которые прибывают на уединенный пляж только для того, чтобы обнаружить, что это место заставляет их быстро стареть и умирать. Этот момент никогда не объясняется в романе, но концовка фильма предлагает разумное объяснение.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Время»

Оказывается, что пляж — своего рода полигон для экспериментальных наркотиков. Из-за того, что сам пляж быстро стареет, гнусная фармацевтическая компания смогла использовать это странное явление, чтобы сократить пожизненные испытания лекарств до одного дня. Это одно из самых сильных разоблачений Шьямалана, но некоторые поклонники графического романа не хотели, чтобы объяснения вообще были.

Стук в дверь (2023)

Апокалипсис безумия

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Стук в дверь»

В фильме мы знакомимся с группой из четырех злоумышленников, каждый из которых видел сны о надвигающимся конце света. Они захватывают в заложники семейную пару и их ребенка. Квартет утверждает, что пленникам нужно пожертвовать членом семьи, чтобы спасти мир. В книге «Хижина на краю света», на которой был основан фильм, пара случайно убила свою приемную дочь, но апокалипсис не закончился. Спасения мира не случилось.

Культурный ход: как понять киновселенную М. Найта Шьямалана?
Фото
Кадр из фильма «Стук в дверь»

Конец фильма Шьямалана шокировал даже автора книги, который сказал, что фильм мрачнее, чем его история. Его книга была о настоящей любви, сохранившейся несмотря на жертву, не остановившую апокалипсис. Поворот М. Найта Шьямалана в фильме заключается в том, что пара действительно жертвует собой, и апокалипсис фактически заканчивается. Хотя некоторым поклонникам книги это изменение не понравилось, оно стало редким хэппи-эндом в фильмографии Шьямалана.