Когда Ларс фон Триер выпускает фильм, он тут же бесит тысячи людей. Как выглядит путь типичной картины этого режиссера? Шокирующий фестивальный дебют подогревает любопытство артхаусных масс, а фильм приобретает статус культового спустя пару лет. Неважно, будет ли он об одержимости сексом («Нимфоманка»), серийных убийцах («Дом, который построил Джек») или сексе с убийственными уровнями насилия («Антихрист») — творения Триера называют спорными и вызывающими разногласия, но все-таки культовой классикой.
Один из важнейших проектов Ларса, «Королевство» — это сериал, выпущенный еще в 1994 году. Действие шоу разворачивается в датской нейрохирургической больнице и рассказывает о странных и сверхъестественных событиях в его стенах. Восемь эпизодов в оттенках сепии получили признание критиков, несмотря на то, что, как и любой проект Ларса, сериал получился чрезвычайно мрачным.
Если ты еще не погрузилась в темные воды фильмографии Ларса фон Триера, заинтригована, но не знаешь, какие шаги предпринять, то лови руководство о том, как правильно смотреть и понимать фильмы Ларса фон Триера.
Первый взгляд: «Меланхолия» (2011)
Центральный фильм в трилогии Ларса «Депрессия» (куда входят «Антихрист» и «Нимфоманка») многие считают самым личным фильмом режиссера. Провозглашенный шедевром после выхода на экраны, подаривший Кирстен Данст за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале, «Меланхолия» рассказывает историю глубоко подавленных Жюстин (Кирстен Данст) и ее сестры Клэр (Шарлотта Генсбур), которые пытаются разобраться в своих отношениях, пока голубая планета мчится к Земле, угрожая уничтожить цивилизацию.
Это, конечно, аллегорическая научная фантастика, а не взрывное визуальное зрелище, но, оценив этот фильм, придуманный Ларсом в разгар собственной депрессии, ты, вероятно, прочувствуешь часто безнадежный и жуткий стиль его работы.
Обязательно к просмотру: «Танцующая в темноте» (2000)
На рубеже веков Ларс снял «Танцующую в темноте», фильм с Бьорк, который в последующие годы был омрачен спорами и одновременно считался великим на все времена. Бьорк играет Сельму, чешскую фабричную работницу, которая эмигрирует в США в 1960-х годах со своим маленьким сыном Джином.
Сельма увлечена музыкальным театром, но постепенно слепнет и убегает в музыку. Это трагедия визуально вдохновлена, но не соответствует правилам натуралистического движения «Догма 95», которое Ларс основал вместе с датчанином Томасом Винтербергом. За свою роль Бьорк получила Каннский приз за лучшую женскую роль.
То, что знают все: «Нимфоманка» (2013)
В 2013 году, доведя артхаусную аудиторию до слез своим фильмом «Меланхолия», Ларс добился большого успеха, выпустив четыре с половиной часа фильма о сексе. Разделенный на две части, «Нимфоманка» зацепила всех, от киноснобов до бульварных газет. Премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале в том же году, а сразу после этого последовал двойной релиз в кинотеатрах.
Фильм показывает нам жизнь женщины по имени Джо, нимфоманки с самодиагностикой, которая после нападения на улице рассказывает обо всем своем сексуальном путешествии холостяку, который принимает ее на ночь. Он положил начало карьере Стейси Мартин и включал в себя актерский список настоящих икон артхауса и постоянных актеров Ларса: Шарлотту Генсбур, Уму Турман, Стеллана Скарсгарда, Уиллема Дефо и многих других. Фильм был хорош, а постеры — еще лучше.
Недооцененный шедевр: Догвилль (2003)
В этом фильме 2003 года Николь Кидман в роли Грейс Маллиган бежит от жестоких мафиози и в конце концов находит укрытие в маленьком скалистом городке в Колорадо, где проживает всего пятнадцать человек. Сделка с ними такова: чтобы оставаться в безопасности и оставаться анонимной, Грейс должна подчиняться его жителям, став для них чернорабочим и прислугой. Фильм был очень неортодоксальным — он длился три часа и снимался на сцене почти без декораций, что вызвало огромные разногласия среди критиков. Некоторые посчитали это тупым; другие назвали его своим любимым фильмом года.
Глубокое погружение: Европа (1991)
К 1991 году Ларс фон Триер уже зарекомендовал себя как автор, достойный похвалы. В фильме «Европа» рассказывается история американца немецкого происхождения, прибывающего в разрушенную войной Германию в 1945 году. Он хочет стать миротворцем в стране, ныне оккупированной США, и он устраивается на работу железнодорожным кондуктором. Но его положение человека «чужого для своих, своего среди чужих» вскоре приводит к тому, что он становится опасной социально-политической пешкой.
Стилистически это одна из самых смелых работ режиссера, в которой используются экраны с обратной проекцией и смешение цвета с черно-белым. На премьере в Каннах Ларс получил три приза, но не Золотую пальмовую ветвь. В ответ он показал средний палез жюри и ушел. Стивен Спилберг позже посмотрел фильм и спросил Ларса, не хочет ли он приехать и работать в Голливуде при его поддержке. Фон Триер остался собой и отказался.