Вонг Карвай — один из самых популярных азиатских режиссеров. Его кинематография вмещает в себя любовь к богатому и символичному визуалу, баланс между хаосом и красотой, детализированный характер персонажей и высокую эмоциональность каждой истории. Любовь к экспериментам и особая атмосфера делают Вонга символом второй «Новой волны» гонконгского кино.
🎥 Как Вонг Карвай начал снимать кино?
Вонг вырос в Гонконге и после окончания учебы впервые попробовал себя в кинопроизводстве, пройдя стажировку на телевидении. Он быстро начал карьеру сценариста, начав с телесериалов и мыльных опер, а затем решил попробовать себя и в большом кино. В этот момент и родился гений Вонга Карвая.
Сам режиссер утверждает, что за это время написал более 50 сценариев, за большинство из которых его имя так и не указали в титрах. К концу 1980-х он нашел наставника в лице режиссера Патрика Тэма и написал сценарий к своему фильму «Последняя победа». Предполагалось, что картина станет второй частью трилогии, в которой персонажи проходят путь от подросткового возраста и до 20-30 лет. В это же время в Гонконге некая группа кинематографистов сформировала движение под названием «Гонконгская новая волна».
Движение появилось скорее случайно, но так уж получилось, что многие из его основателей работали над жанровыми фильмами, нарушавшими старые традиции. Фильмы «Новой волны» балансируют на грани между искусством, политическими комментариями и развлечением публики.
К 1987 году киноиндустрия Гонконга расцвела, и все благодаря этому движению. Режиссеры со свежим видением получали финансирование гораздо активней. Используя свои связи со времен работы сценаристом, Вонг стал партнером In-Gear, недавно созданной независимой продюсерской компании Алана Танга.
Вонгу Карваю предоставили большую творческую свободу для постановки фильма о гангстерах, ведь эта тема тогда была довольна популярна. Дебютом Карвая в качестве режиссера стал фильм «Пока не высохнут слезы» (1988).
🎥 Как снимает Вонг Карвай?
До того, как мы обсудим самые важные фильмы в фильмографии Вонга Карвая, давай определим основные черты, по которым их тут же можно распознать 😉
Эксперименты с цветом
Режиссер известен тонкой работой с цветом своего фильма, часто смелым и ярким. Он использует разные цветовые палитры для разных персонажей, ситуаций, локаций. Особенно хорошо он делает это с эмоциями. Например, использует красный цвет, чтобы зритель еще ярче прочувствовал страсть или любовь между героями.
Необычные углы съемки
Вонг использует нестандартные ракурсы, которые придают его фильмам ощущение динамики и движения. Чтобы добиться подобного эффекта, он долго экспериментировал с разными углами и перспективами камеры, используя небольшие камеры. Иногда он наклоняет их в разные стороны, чтобы создать ощущение дезориентации или хаоса.
Акцент на настроении
Фильмы Вонга Карвая часто хвалят за их особую атмосферу и настроение, которые создаются за счет сочетания визуальных и музыкальных элементов. Чтобы добиться подобного эффекта, он использует все возможные инструменты, в том числе свет, музыку и звуковой дизайн, чтобы изобразить мир, который покажется зрителю захватывающим и привлекательным.
Фокус на персонажах и отношениях между ними
Сюжеты режиссера часто сосредоточены вокруг сложных персонажей, чьи запутанные отношения лежат в основе всего фильма. Чтобы добиться сопереживания со стороны зрителей, Вонг делает персонажей нестандартными, обладающими как положительными, так и отрицательными качествами. Из-за этого романы, ссоры и ненависть кажутся живыми и заставляют искренне переживать за судьбу героев на экране.
🎥 Как правильно смотреть фильмы Вонга Карвая?
Немногие режиссеры могут так тонко передать боль и страдания любви, как Вонг Карвай. Его фильмы — это захватывающая дух симфония, составленная из тех невысказанных эмоций и скрытых желаний, которые мы таим глубоко внутри себя. Это истории об обреченных чувствах, которые томно распутываются его персонажами — одиночками, мечтателями и страдальцами.
Важно понимать, что Вонгом движет не действие, а мысли его персонажей; преследуемые прошлым, они бесконечно размышляют о любви, памяти и времени. Прочувствовавших стиль Вонга его работа совершенно завораживает, но для новичков его фильмы могут показаться скучными или затянутыми. Вонг нащупывает свои истории кончиками пальцев, полагаясь на чутье, а не на сценарий, и тем самым пленяет душу тех, кто любит думать и говорить о любви во всем ее многообразии.
Чунгкингский экспресс
Главные звезды: Бриджитт Лин, Тони Люн Чу Вай, Ван Фэй.
«Чунгкингский экспресс» (1994) cтанет мягким входом в меланхоличный мир Вонга. Этот малобюджетный фильм был снят во время двухмесячного перерыва в работе режиссера над боевиком «Прах времен» (1994) и стал его первым успешным международным хитом. «экспресс» привлек внимание Квентина Тарантино, который распространял фильм через свое ныне закрытое издательство Rolling Thunder в США. Это причудливая история любви о двух полицейских, изо всех сил пытающихся поддерживать друг друга после того, как их бросили (и о женщинах, в которых они в конечном итоге влюбляются).
Фильм представляет из себя игривое эссе о любви и душевной боли, безупречно сыгранное, шипящее от безумной энергии и приправленное тонким юмором. Он доставит истинное удовольствие наблюдением за персонажами, преодолевающими одиночество жизни в большом городе.
Любовное настроение
Главные звезды: Мэгги Чун, Тони Люн Чу Вай.
Изысканный шедевр, один из самых пронзительных фильмов о потерянной любви в истории кинематографа. Зрителю будет невероятно интересно наблюдать за Тони Люном и Мэгги Чун в роли двух соседей, переживающих неверность своих супругов и находящих утешение друг в друге. Фильм вздыхает и падает в обморок от глубокой тоски, когда его герои борются между долгом и желанием. Жар от их едва подавляемой страсти осязаем, заставляя приглушать дыхание.
Вонг с любовью воссоздает 1960-е годы, время его детства. От великолепных костюмов и безупречной декорации до завораживающей операторской работы, фильм доставляет визуальное наслаждение каждой деталью, каждой секундой.
Дикие дни
Главные звезды: Лесли Чун, Мэгги Чун, Энди Лау, Тони Люн Чу Вай.
Второй полнометражный фильм Вонга может похвастаться сливками гонконгских талантов того времени, но все равно провалился в прокате после премьеры. Но картина понравилась критикам и стала одниой из лучих его работ. Фильм представляет собой экзистенциальную скуку юности и исследование чувства времени. Лесли Чун появился в своей культовой ролью дамского угодника, восстающего против скуки так же, как и против отвержения со стороны первой женщины, которая когда-либо любила его — его матери.