«Все мои фильмы — о любви», — сказал режиссер Алексей Балабанов, комментируя свой тревожный фильм «Груз 200». Это звучит странно, ведь даже многочисленные убийства — не самое страшное, что происходит в этой картине. Тем не менее, так или иначе, это правда. Балабанов ушел из жизни десять лет назад, но его фильмы до сих пор вызывают дискуссии, затрагивая вопросы, на которые каждый зритель должен найти свой собственный ответ.
Алексея Балабанова можно сравнить с Гаспаром Ноэ, Михаэлем Ханеке и даже с Квентином Тарантино. Однако его фильмы обладают уникальным мрачным шармом, который ты вряд ли найдешь у других режиссеров. Ниже я собрала для тебя культовые и, соответственно, лучшие его работы.
Брат (1997)
Данила Багров, ветеран чеченской войны в исполнении Сергея Бодрова-младшего, возвращается домой и обнаруживает, что у него нет возможности даже выдохнуть. Его брат Виктор работает киллером и однажды просит его выполнить свою работу, что в итоге приводит к войне между бандами. Действие сиквела «Брат 2» происходит в Америке, куда Данила приезжает, чтобы отомстить за своего боевого товарища.
Сюжет кажется примитивным, но и «Брат», и «Брат 2» стали хитами, получив в России культовый статус. Вряд ли в стране найдется человек, который хотя бы раз не видел эти фильмы. По словам Сергея Сельянова, друга и продюсера Балабанова, «Балабанов изобразил постсоветского русского человека, который стоит на своем, и людям это понравилось».
Про уродов и людей (1998)
После съемок «Брата» Балабанов снял, пожалуй, свой самый странный фильм. Иоганн, главный герой, — порнограф в императорской России, который снимает необычных людей — «уродов», включая пару сиамских близнецов. История разворачивается неожиданным образом как для Иоганна, так и для его грязной работы.
Фильм не имел коммерческого успеха, но Балабанов никогда не заботился о деньгах. Многие, например кинокритик Виктор Матизен, сочли его отвратительным, «человеконенавистническим и не поддающимся логике». Другим же понравился интеллектуальный сюжет с многочисленными отсылками к Достоевскому и шедеврам российского кино.
Война (2002)
Чеченская война стала травмирующим опытом для постсоветской России, и это важная тема для Балабанова. В этом фильме он бесстрашно погрузился в нее, даже снимал фильм на натуре в Чечне. «Война» — это история русского солдата и английской пары, попавших в плен к чеченскому полевому командиру. Он отпускает солдата и англичанина, приказав собрать выкуп за его жену. Но это только начало истории.
Когда фильм вышел, война еще продолжалась. Настоящие солдаты стояли на страже, пока съемочная группа снимала фильм. Балабанов признался, что снимал жесткую картину, и ему не пришлось ничего выдумывать. Настоящая чеченская война была достаточно тяжелой: «То, что вы видите в фильме, основано на реальных событиях».
Жмурки (2005)
Представь себе фильм Тарантино — с гангстерами, длинными диалогами, литрами крови — только действие происходит в российском провинциальном городке в 1990-е. Алексей Панин и Дмитрий Дюжев играют двух жестоких мафиози, которые сталкиваются с одной проблемой за другой. «Для тех, кто пережил 1990-е», — гласит рекламный слоган фильма. «Он смешон, циничен и антиинтеллектуален, но это ощутимый кусок социальной сатиры, который заставляет нас нервно смеяться», — пишет критик Василий Корецкий.
Груз 200 (2007)
На дворе 1984 год, советские войска находятся в Афганистане, и молодые солдаты возвращаются домой в цинковых гробах — на военном сленге это называется «груз 200». Тем временем в вымышленном советском городе Ленинске происходят ужасные вещи: психопат похищает дочь местного партийного босса.
Фильм «Груз 200», посвященный времени, близкому к распаду СССР, потряс страну. Некоторые актеры отказывались играть, прочитав сценарий, а кассиры порой отказывались продавать билеты на фильм. Балабанов лишь пожал плечами: «Это не политический фильм, никакого послания. Просто мои ощущения от 1984 года».
Морфий (2008)
Фильм «Морфий», основанный на одноименном рассказе Михаила Булгакова и цикле «Записки юного врача «, — это история о наркомании и революции. Неудивительно, что Балабанов, которого так интересовали радикальные исторические перемены 90-х годов, решил поставить свой фильм в еще более хаотичное время российской истории — 1917 год.
Действие фильма происходит в глухой деревне в Ярославской области и рассказывает трагическую историю молодого и талантливого врача Полякова, которому после аллергической реакции вводят наркотик для обезболивания. Мгновенно пристрастившись к нему, он пытается сохранить свою практику и отношения, в то время как в стране назревает революция.
Я тоже хочу (2012)
Где-то к юго-востоку от Петербурга есть мистическая местность, где, по легенде, стоит колокольня, которая принесет вечное счастье. Туда отправляются бандит, музыкант и другие люди. Все они повторяют: «Я тоже хочу», услышав от главного героя, что он стремится к счастью. Но не все доходят до конечного пункта назначения, и никто не выбирается из этого места просто так.
«Наверное, это мой последний фильм», — сказал Балабанов вскоре после выхода картины. И менее чем через год Балабанов умер от сердечного приступа. Фильм стал самобичеванием великого режиссера: он появляется в самом конце в коротком камео, чтобы попрощаться со своим зрителем. Потрясающая работа.