С момента появления эпохи звука в 1927 году и до рождения Нового Голливуда в 1967 году Голливуд переживал свой расцвет, регулярно производя фильмы высокого качества.
Значительную часть режиссеров того времени составляли европейские эмигранты, которые творили в США, пока их собственные страны отставали по разным причинам. Но многие другие режиссеры были истинными американцами, которые компенсировали отсутствие изощренности простыми и мудрыми историями.
Есть среди этих мастеров еще и те, кто просто не вписывается ни в одну категорию: иностранцы, руководствующиеся американскими ценностями, как Фрэнк Капра, и американцы с величайшей утонченностью стиля, такие как Орсон Уэллс.
Альфред Хичкок
1899-1980
Альфред Джозеф был младшим сыном Эммы и Уильяма Хичкоков, типичной английской пары, которая дала ему строгое католическое воспитание. В 20 лет он начал работать дизайнером титульных карточек в британском отделении Famous Players-Lasky.
Его первая полномасштабная попытка стать режиссером случилась в 1925 году в «Саде удовольствий». Два года спустя Хитчкок выпускает триллер «Жилец», фильм, в котором есть много элементов, которые позже станут его визитной карточкой. Например — невинный главный герой, которого ложно обвиняют в преступлении, а также мини-камео самого режиссера.
Человеком, ответственным за голливудский прорыв Хичкока, стал американский продюсер Дэвид О. Селзник, который выбрал его для постановки своей адаптации романа «Ребекка» в 1940 году. Фильм выиграет премию «Оскар» как лучший фильм и принесет Хитчу всеобщее признание за выдающуюся режиссуру.
Хитч получил еще четыре номинации на лучшую режиссуру — за «Спасательную шлюпку», «Завороженного», «Окно во двор» и «Психо». Режиссер создал бесчисленное множество других классических фильмов, таких как «Птицы» и «Головокружение», но он, к удивлению, так и не получил ни одной премии «Оскар». Но, по общему признанию, никакая золотая статуя не может быть большей наградой, чем титул «Король саспенса».
Билли Уайлдер
1906-2002
Бесспорный кинематографический гений, Билли Уайлдер родился 22 июня 1906 года в ныне несуществующей Австро-Венгрии, где он отказался от многообещающей карьеры юриста, чтобы стать репортером. Давно очарованный театральным миром, он проник в индустрию развлечений, а потом писал сценарии для UFA, пока приход Гитлера к власти не заставил еврея Уайлдера бежать из страны.
После недолгого пребывания в Париже, где он снял свой первый полнометражный фильм, Уайлдер направился в Голливуд и никогда не оглядывался назад. Его ранние годы в США были отмечены успешным партнерством по написанию сценариев с Чарльзом Брэкеттом, с которым он сотрудничал в таких классических фильмах как такими классиками, как «Ниночка» (1939) и «Огненный шар» (1941).
Первым американским фильмом, который он снял, была восхитительная романтическая комедия 1942 года «Майор и малютка», за которым последовали военный триллер «Пять могил в Каире» (1943) и классика нуара «Двойная страховка» (1944).
За свою долгую и безупречную карьеру Уайлдер создал такие разноплановые шедевры, как «Потерянный уик-энд» (1945), «Бульвар Сансет» (1950) и «В джазе только девушки» (1959) с Мэрилин Монро. Эти и другие фильмы сделали Уайлдера его одним из самых знаменитых режиссеров в истории кинопроизводства.
Сесил Блаунт Демилль
1881-1959
Сесил Б. Демилль, известный своими высококлассными эпическими картинами, был одним из пионеров американской киноиндустрии. В 1913 году вместе с Джесси Ласки и Сэмюэлем Голдвином он создал кинокомпанию Lasky Film Company, которая впоследствии стала Paramount Pictures.
Его первым взглядом на библейские легенды стал немой фильм «Десять заповедей» (1923), который имели такой же критический и зрительский успех, как и его более известный фильм с тем же названием, но уже 1956 года.
В 30-е и 40-е годы он вывел талант эпической режиссуры на новый уровень, сняв такие фильмы, как «Клеопатра» (1934), «Самсон и Далила» (1949) и классику «Величайшее шоу на Земле», получившее премию «Оскар» за лучший фильм 1952 года. Впоследствии данный фильм переснимут с названием «Величайший шоумен» в 2017 году, но уже с Хью Джекманом в главной роли.
Демилля можно увидеть в роли самого себя в «Бульваре Сансет» Билли Уайлдера. В фильме ему приписывают открытие и развитие таланта Нормы Десмонд. В реальной жизни главная героиня Глория Суонсон также прекрасно проявляла себя как режиссер.
Чарли Чаплин
1889-1977
Чарли Чаплин, одно из самых узнаваемых лиц индустрии развлечений 20-го века, был первой кинозвездой, добившейся неоспоримой мировой известности. Родившийся в бедности в Лондоне, он с детства выступал в водевилях. В 1910 году он присоединился к труппе в американском турне, а четыре года спустя под руководством Мака Сеннета родился персонаж «Маленький Бродяга».
В 1919 году Чаплин, Д.В. Гриффит, Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс основали United Artists, дистрибьюторскую компанию, которая позволила им контролировать собственное производство. В 1921 году Чаплин выпустил свой первый полнометражный фильм «Малыш».
К 1930-м годам, когда звук уже дебютировал в кино, Чаплин не решался пробовать новую технологию и выпустил еще два немых шедевра: «Огни большого города» и «Новые времена». Когда он, наконец, «заговорил» в кино, то сделал это красиво — в сатире 1940-х годов о нацизме и фашизме «Великий диктатор».
Его личная жизнь была полна скандалов, включая иск об установлении отцовства и обвинения в приверженности коммунизму. Тем не менее, его репутация киноиконы со временем только растет. Чаплин режиссировал, писал, играл и даже сочинял музыку ко многим своим картинам — он был настоящим гением кинопроизводства, ставшим бессмертным благодаря неподвластному времени оптимизму в своей работе.
Дуглас Сирк
1897-1987
Ведущий режиссер немецкой сцены 1930-х годов Дуглас Сирк был вынужден покинуть родину из-за своих антинацистских взглядов и жены-еврейки. По прибытии в Голливуд, в 1941 году, Сирк присоединился к растущей группе кинопрофессионалов, приехавших в США в качестве военных беженцев.
Самые запоминающиеся работы Сирка были сняты под крылом Universal в 1950-х годах, и в них часто снимался легенда экрана Рок Хадсон. Обычно это были «глянцевые» мелодрамы о предрассудках и ограничениях современной Америки, снятые в великолепных цветах Technicolor.
Такие фильмы, как «Все, что дозволено небесами» (1955), «Великолепная одержимость» (1954), «Написано ветром» (1956) и его шедевр «Имитация жизни» (1959) пользовались огромным успехом у публики, но не производили впечатления на критиков. Его репутация как режиссера со временем росла, во многом благодаря французской авторской теории 1960-х годов, обнаружившей в его утонченном стиле скрытую иронию и социальный комментарий.
Элиа Казан
1909-2003
Соучредитель Actors Studio, Казан представил миру целое поколение талантливых исполнителей и, по сути, произвел революцию в кино с использованием «метода» по системе Станиславского. Среди его открытий были Уоррен Битти, Ева Мари Сэйнт, Джеймс Дин и Марлон Брандо.
Его фильмы часто затрагивали социальные темы, например, победивший в номинации «Лучший фильм» 1947 года «Джентльменское соглашение», в котором осуждается. антисемитизм, а также «Розовая лошадь» 1949 года о расовых предрассудках. Возможно, его лучшие работы пришлась на 1950-е годы: «Травмай „Желание“», обладатель восьми премий «Оскар» «На набережной» и «К востоку от рая» — первая главная роль Джеймса Дина.
Казан свидетельствовал перед комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности в 1952 году, и это было решение, о котором он никогда не жалел. В 1999 году, в смешении протестов и аплодисментов, ему вручили почетный «Оскар». По этому поводу актер Грегори Пек, который работал с ним, сказал, что «работа человека должна оцениваться отдельно от его жизни».
Эрнст Любич
1892-1947
Элегантный кинематографический стиль Любича, его остроумные диалоги и тонкий сексуальный подтекст были отличительными чертами его фильмов. Они настолько запали в душу всем кинематографистам, зрителям и критикам, что был изобретен термин для описания работ немецкого режиссера — «прикосновение Любича».
В 1922 году любовь всей Америки Мэри Пикфорд сама выбрала Любича для постановки ее нового фильма, что положило начало его выдающейся карьере в Америке. Еще в немом кино режиссер положил начало череде своих легендарной комедий о нравах, но именно в эпоху первых звуковых фильмов Любич снял свои самые известные картины.
Пионер музыкальной комедии, в какой-то момент Любич открыл для себя певицу и актрису Жанетт Макдональд и сделал ее звездой трех своих ранних жемчужин: «Парад любви» (1929), «Один час с тобой» (1932) и «Монте-Карло» (1930). Тем не менее, «Улыбающийся лейтенант» 1931 года все равно считается его лучшим произведением. В фильме снимались Клодетт Кольбер, Морис Шевалье и Мириам Хопкинс — еще одна из любимых актрис режиссера.
Позже Хопкинс появится в двух своих самых запоминающихся работах: смелой комедии о любовном треугольнике «Дизайн для жизни» (1933) и в еще одном шедевре под названием «Неприятности в раю» (1932). В более поздние времена Любич снял еще несколько крутых фильмов, прежде чем в 1947 году у него случился сердечный приступ.
Фрэнк Капра
1897-1991
Франческо Росарио Капра родился на Сицилии в 1897 году. Он отпраздновал свой шестой день рождения на корабле, направлявшемся в США. Как и большинство семей иммигрантов, долгое и неприятное путешествие Капры было мотивировано мечтой приобщиться к американскому образу жизни.
Мало того, что многие иммигранты действительно добились успеха, Франческо сам стал выдающимся кинорежиссером, который лучше всех преподносил американские ценности на большом экране. Как говорил Джон Кассаветис: «Может быть, на самом деле Америки и не было, может быть, это был лишь один Фрэнк Капра».
Капра сделал себе имя на студии Columbia Pictures во время Великой депрессии. Гарри Кон, босс студии, дал режиссеру творческую свободу, и Капра ответил ему взаимностью, выпустив ряд хитов, которые в одиночку вывели студию из печально известного «ряда бедности».
За 40 с лишним лет работы в кино Капра снял более 50 фильмов и получил 3 премии «Оскар». В числе его картин — бессмертная классика «Это случилось однажды ночью» (1934), «Потерянный горизонт» (1937), «С собой не унесешь» (1938), «Мистер Дидс переезжает в город» (1936) и «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939). Но Капру, несомненно, лучше всего помнят по лучшему рождественскому фильму «Эта замечательная жизнь» 1946 года.
Фриц Ланг
1890-1976
Несмотря на то, что он родился в Австрии, Фриц Ланг олицетворял собой образец немецкого режиссера — включая ношение монокля! Именно в Германии, во времена подъема экспрессионизма, Ланг снял несколько своих самых знаменитых фильмов, в том числе революционную научно-фантастическую драму «Метрополис».
В 1934 году гитлеровский министр пропаганды Йозеф Геббельс предложил Лангу руководящую должность в качестве главы киноиндустрии. По словам режиссера, в тот же вечер он бежал из Германии, оставив большую часть своего имущества, а также сочувствующую нацистам жену.
Он переехал в Голливуд в 1936 году и продолжал блестяще сочетать популярные жанры фильмов с утонченным визуальным стилем. Экспрессионистские черты таких фильмов, как «Сильная жара» (1953), «Охота на мужчин» (1964) и «Улица греха» (1945) способствовали развитию движения «американский нуар», а также закрепили за Лангом славу одного из величайших эмигрантов Голливуда.
В то время как в активные годы Ланга многие критики считали, что его американская фаза не соответствует величию его ранних работ, французские режиссеры и писатели из Cahiers du Cinéma позже назовут его голливудские картины работой «настоящего эксперта».
Джордж Кьюкор
1899-1983
Кьюкор родился в семье венгерских иммигрантов на Манхэттене и начал работать режиссером на Бродвее. Его литературные адаптации привлекли внимание критиков, и в 1929 г. Голливуд выбрал его частью нового поколения режиссеров, которым предстояло работать с новой технологией — звуком.
Кьюкор продвинулся в мире кино под руководством продюсера Дэвида О. Селзника. Вместе с ним он поставил фильмы «Сколько стоит Голливуд?» (1932). И три из его десяти фильмов блистали красотой и талантом актрисы Кэтрин Хепберн: «Билль о разводе» (1932), принесший ей первую премию «Оскар»; «Маленькие женщины» (1933) и «Сильвия Скарлетт» (1935).
После своего перехода в MGM он снял классическую комедию «Обед в восемь» (1933) и успешно адаптировал пьесу «Дама с камелиями» (1936) для большого экрана. После этого он приступил к работе с блестящим актерским составам фильма «Женщины» (1939). Ну и, конечно, снял потрясающую «Филадельфийскую историю» (1940) все с той же Хепберн.
К середине 1930-х годов Кьюкор уже считался мастером так называемого поджанра «женских картин». За 50 лет работы в Голливуде он помог более 10 актрисам номинироваться на «Оскар», в том числе Джуди Гарланд в фильме «Звезда родилась».
Джон Форд
1894-1973
Значительная часть невероятных 145 фильмов Джона Форда в режиссуре была связана с жанром «вестерн». Неудивительно, что легендарный режиссер стал практически его синонимом.
Молодой Джек Фини приехал в Голливуд вслед за своим старшим братом Фрэнком. В 1924 году, изучив ремесло со своим братом-актером/режиссером, он начал работать с Джоном Фордом и снялся в своем первом шедеве: «Железном коне» (1924).
1930-е годы привели Форда в 20th Century Fox, где он спродюсировал некоторые из своих самых известных фильмов, таких как «Гроздья гнева» (1940), «Как зелена была моя долина» (1941) и, конечно же, «Дилижанс» 1939 года, фильм, который возродил вестерны, сделал Джона Уэйна звездой и стал мастер-классом по кинопроизводству для Орсона Уэллса, прежде чем тот приступил к съемкам фильма «Гражданин Кейн».
Конечно, Форд получит беспрецедентную премию «Оскар» как лучший режиссер, и, что наиболее важно, войдет в историю как один из людей, которые фактически создали американское кино.
Орсон Уэллс
1915-1985
Прежде чем заняться кино, Орсон Уэллс уже отвечал за новаторские постановки в театре («Цезарь», его бродвейская адаптация пьесы Шекспира 1937 года) и на радио («Война миров», пожалуй, самая известная радиопередача в истории).
В 25 лет Уэллс снял и продюсировал свой самый первый полнометражный фильм: «Гражданин Кейн» (1941). Провалившись в начале, фильма с тех пор стал одним из, если не самым высокооцененным фильмом всех времен. Его гениальная кинематография и неклассический стиль повествования сыграли ключевую роль в развитии того, что мы сейчас называем современным кинопроизводством.
Прогрессивный автор в заведомо замкнутой среде, Уэллс и его творчество сдерживались крупными студиями. Его фильмы сильно редактировались, и многие из них остались незавершенными. За свою карьеру ему удалось создать 13 полнометражных фильмов, и практически все они предлагают интригующие и увлекательные сюжеты.
В Голливуде, помимо «Кейна», Уэллс также снял блестящее «Великолепие Эмберсонов» (1942) и шикарные нуары «Чужестранец» (1946) и «Леди из Шанхая» (1947).