Японский кинематограф развивался в двух направлениях: «гэндайгэки» — фильмы о современности и «дзидайгэки» — фильмы на историческую и фольклорную темы. Нельзя не заметить влияние театра на становление японского кинематографа: актеры играли в театральной манере, женские роли исполняли мужчины, ленты снимались с одной точки.
Во второй половине 1910-х годов японское кино стало отходить от театральности. Со становлением японского киноискусства связано имя теоретика кино Норимаса Каэрияма и режиссёра Эйдзо Танака.
Каэрияма в 1918 году организовал Ассоциацию киноискусства, которая положила начало движению за «чистую кинодраму». Он настаивал на применении титров, реалистичной манере исполнения, широком привлечении актрис, изменении методов съемки и пытался реализовать это в своих картинах.
А уже в 50-е годы японский кинематограф вышел на первое место в мире по выпуску фильмов. С тех пор он занимает отдельную нишу на кино-поприще.
Тебе точно известны картины Акиры Куросавы: «Жить», «Красная борода», «Семь самураев», его фильмы оказали большое влияние на западную киноиндустрию.
Такими же культовыми стали мультипликационные картины, режиссером которых является Хаяо Миядзаки: «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо», «Рыбка Поньо» и другие. Перечисленные полнометражные мультики признаны лучшими во всем мире. Но, конечно, японский кинематограф богат на таланты и не ограничивается двумя фамилиями.
Тем, кто хочет изучить японское кино, мы предлагаем очень крутой список режиссеров с богатой фильмографией!
Такаши Мике
Он начал снимать фильмы в 1990-е и с тех пор их вышло огромное количество. В 2017 году с кровавым самурайским боевиком «Клинок Бессмертного» вошел в топ 100 лучших фильмов. Может показаться, что при такой скорости производства качество кино может пострадать, но это совершенно не про Такаши Мике. Все его работы очень интересные, а некоторые из них уже стали классикой, например: «Убийца Ичи», «Прослушивание» и «13 убийц».
Масаки Кобаяси
Масаки творил в то же время, что Акира Куросава, но так и не достиг такой же известности. Его имя вероятно знакомо только фанатам японского кино.
Величайшим из его произведений является мрачный фильм «Харакири» (1960). Он также снял трехсерийный девятичасовой эпический фильм о Второй мировой войне «Состояние человека», который можно назвать «шесть отличных фильмов по цене одного» и четырехсерийный фильм-антологию ужасов «Квайдан», который длится около трех часов. Да, долго, но точно стоит того, чтоб посвятить этому вечер.
Исиро Хонда
Это тот самый, кто создал главного «киномонстра» — Годзиллу. Он снял в общей сложности восемь классических фильмов о Годзилле, а также был режиссером спин-оффов, таких как «Родан» 1956 года и оригинальная «Мотра» (1961).
Но есть и другие фильмы Хонды, которые мы рекомендуем к просмотру. Он умел снимать научно-фантастические боевики. За то, что он продвинул в массы жанры научной фантастики и оказал большое влияние на киноиндустрию, его имя точно заслуживает признания.
Ясудзиро Одзу
У Ясудзиро Одзу был своеобразный режиссерский стиль, и он не боялся возвращаться к похожим историям и темам на протяжении всей своей карьеры. Примерно в 50 фильмах он снял многочисленные семейные драмы — забавные, трогательные и трагичные.
Его стиль был очень простым, и он стал известен благодаря использованию статичных кадров и необычной картинки с участием нескольких персонажей, которые часто появлялись в одном кадре. Его фильмы понравятся любителям размеренного кино с линейным повествованием.
Сатоси Кон
Несмотря на то, что его карьера в кино была, к сожалению, короткой, четыре фильма Сатоси Кона, по сути, не имеют себе равных в жанре анимации. «Идеальный синий» (1997), «Актриса тысячелетия» (2001), «Однажды в Токио» (2003) и «Паприка» (2006) — анимационные фильмы, получившие признание критиков, все они будут интересны даже тем, кто не любит аниме.
Впечатляет то, что они сняты в разных жанрах. Также Сатоши Кон был одним из режиссеров умопомрачительного аниме-сериала 2004 года «Агент Паранойи». Он трагически скончался в возрасте 46 лет в 2010 году, но его влияние на японскую анимацию было неизмеримым. Фильмы, которые он подарил миру, продолжают вдохновлять и по сей день.
Нагиса Осима
Немногие режиссеры могут похвастаться многогранностью Нагисы Осима. Он мог снимать и провокационные, и развлекательные, и пугающие картины. Фильмы, которые демонстрируют его талант точнее всего — «Смерть через повешение» 1968 года, а также пикантный и дерзкий фильм 1976 года «В царстве чувств». Они до сих пор способны шокировать, спустя почти 50 лет после выхода на экраны.
Он также был автором фильма Дэвида Боуи «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс». Это уникальный фильм о Второй мировой войне, действие которого происходит в лагере для военнопленных. В кинокартине мастерски исследуется столкновение культур, которое неизбежно происходит в военное время.
Киндзи Фукасаки
Когда дело доходит до фильмов о якудза, Киндзи Фукасаку — бесспорный король жанра. На протяжении 1970-х он продолжал выпускать один великий гангстерский фильм за другим.
Самый известная его работа вышла в 2000 году, всего за три года до его смерти. Это была «Королевская битва» — мощный фильм о группе старшеклассников, вынужденных сражаться друг с другом.
Едзи Ямада
Кинематографическая карьера Ёдзи Ямады началась примерно в то же время, когда закончилась карьера Ясудзиро Одзу — в начале 1960-х. В некотором смысле он ощущал себя преемником Одзу, снимая фильмы, в которых юмор сочетается с пафосом. Центром повествования в его лентах были семейные истории. В этом случае имеет смысл сравнивать двух режиссеров, учитывая, что Ямада был «учеником» Одзу.
Однако фильмы Йоджи Ямады отличаются необычным стилем. Режиссер стоит за одним из лучших и самых продолжительных сериалов всех времен — Otoko wa Tsurai yo (также известного как «Тяжело быть мужчиной»). В него входят более 50 фильмов, созданных за 50 лет, причем все, кроме двух, были сняты самим Ямада.
Хидэаки Анно
Хидэаки Анно — главный вдохновитель культовой аниме-франшизы Neon Genesis Evangelion. Благодаря ей Хидэаки является одним из самых известных режиссеров японской анимации. Серия состоит из легендарного телесериала и нескольких фильмов.
Анно также снял множество игровых фильмов, самым известным из которых является «Шин Годзилла» 2016 года. Это был особенно пугающий взгляд на культового монстра, который без сомнения показал, что таланты Хидэаки Анно простираются далеко за пределы мира аниме.
Такэси Китано
Такэси Китано когда-то был известен в основном как актер и комик, но в конце 1980-х занялся режиссурой художественных фильмов. Первым из них был невероятно мрачный криминальный фильм «Жестокий полицейский». С тех пор он стал культовым благодаря своей непредсказуемости, которую автор привносит в знакомые сюжеты и истории из криминальных фильмов и боевиков.
Уникальный стиль автора может быть понятен не всем. Безрассудный, а иногда и мрачный юмористический взгляд на криминальный мир отличает Китано от любого другого режиссера, специализирующегося на этом жанре, и делает его одним из самых интересных японских художников, ворвавшихся в мир кино за последние несколько десятилетий.