Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли
Фото
Cola Images

Перенеся острые истории о жизни чернокожих на большой экран, Ли заставил голливудскую аудиторию задуматься о своем месте в обществе и вспомнить о своих гражданских правах. Ему удалось достичь этого с помощью таких фильмов, как «Делай как надо», «Садись в автобус», «Малкольм Икс» и «Черный клановец».

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли
Фото
Legion Media

Спайк Ли: начало пути

Шелтон Джексон Ли родился в 1957 году в семье джазового композитора Билла Ли. Будущий режиссер рос в Бруклине, прежде чем в 1979 году он поступил в колледж Морхауз в Атланте. Его первая полнометражная картина дебютировала вскоре после того, как в 1986 году вышла «Ей это нужно позарез», современная история любви чернокожих ребят, которая была отмечена на Каннском кинофестивале как «годаровская».

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли
Фото
colaimages / Alamy

Спайк Ли: работа кипит

Ли быстро создал свою нишу, а его второй фильм «Школьные годы чудесные», выпущенный в 1988 году, представлял собой сатирический взгляд на предрассудки и снобизм в черной академической индустрии. Успех картины побудил Спайка создать свой третий полнометражный фильм, вызванный ужасными преступлениями инцидента в Ховард-Бич, когда чернокожего человека в Нью-Йорке преследовала и убила банда белых молодых людей.

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли
Фото
Legion Media

Став самым культовым фильмом в карьере режиссера, «Делай как надо» популяризировал свой подход к каждому фильму — его истории воплощали определенный идеал свободомыслия. В интервью Atlantic в 2015 году, Спайк сказал: «Какой бы это ни был фильм, на какую бы тему он ни был. Будь то документальный или художественный фильм — все их объединяет то, что они проходят через меня, но все истории, которые я чувствую, разные».

Страстный, но беспристрастный, Спайк Ли смотрит на киноиндустрию со стороны, тщательно манипулируя своими историями, чтобы дать представление о том, чем живут и дышат чернокожие. Это стало очевидным в следующих фильмах режиссера на протяжении 1990-х годов, таких как «Лихорадка джунглей» и «Садись в автобус».

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли
Фото
Fotoarena

Постоянно интересуясь историями о борьбе за права, в 21 веке Спайк выпустил такие фильмы, как «Замороченные», «Чудо Святой Анны» и «Чирак», а также показал свои навыки в создании боевиков («Человек изнутри» и ремейк корейского «Олдбоя»).

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли
Фото
Legion Media

Спайк Ли и премия «Оскар»

За свою выдающуюся кинокарьеру Ли получил различные награды и номинации. Он может похвастаться пятью номинациями на премию Оскар и статуэткой за лучший адаптированный сценарий для «Черного клановца» (2018). Он также получил два специальных «Оскара», премию «Студенческая академия» за фильм «Парикмахерская Джо в районе Бед-Стай: Мы режем головы» (1983) и почетную премию «Оскар» за жизненные достижения в 2016 году.

Также Спайк Ли выиграл две премии «Эмми» за документальный сериал HBO «Когда рушатся плотины» (2007). Он также получил пять номинаций на премию «Золотой глобус», номинацию на премию «Грэмми» и четыре номинации на премию Британской киноакадемии.

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли
Фото
Future Image

Что означает слово «спайк»?

Как ты уже поняла, Спайк Ли — это псевдоним режиссера и актера. Как же он его придумал? Дело в том, что этим прозвищем Ли обязан своей маме. В детстве она называла его Спайком, потому что заметила, что он растет крутым и своенравным. В переводе с английского слово «spike» переводится как «шип» или «гвоздь». Режиссер — старший из троих детей, и его семья переехала в то, что он называет «Бруклинской Республикой», когда ему было два года.

Все фильмы позволили Спайку Ли создать захватывающую фильмографию и ошеломляющую мозаику различных творческих стилей и влияний. Ли продолжает изобретать и удивлять с каждым годом. Давай же посмотрим, какие фильмы этого шикарного режиссера и актера тебе точно стоит заценить!

Тропическая лихорадка (1991)

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли

В этой иногда забавной, иногда злой и всегда захватывающей драме за внимание зрителя соревнуются две сюжетные линии, и хотя переходы между ними не всегда плавные, ухабы не мешают наслаждаться фильмом в полной мере.

Одна нить посвящена межрасовому роману между женатым афроамериканским архитектором (Уэсли Снайпс) и секретарем итало-американского происхождения (Аннабелла Шиорра). Другая нить сосредоточена на брате архитектора — наркомане (которого блестяще сыграл Сэмюэл Л. Джексон), чья жизнь ведет его в ад в центре города, который небезосновательно называют «Башней Трампа в мире наркопритонов».

4 маленькие девочки (1997)

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли

Ли получил заслуженную номинацию на «Оскар» за этот выдающийся документальный фильм — глубоко трогательный рассказ об ужасной трагедии, которая оказалась переломным моментом в истории американского движения за гражданские права.

Этот документальный фильм рассказывает о печально известном расистском теракте, ответственность за который лежит на плечах террористов, нападавших на афроамериканские церкви во время Движения за гражданские права. Ситуацию обострили юные жертвы данного взрыва — четыре маленькие девочки Кэрол, Эдди, Синтия и Кароле.

Не пойман — не вор (2006)

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли

Хочешь что-то мейнстримное? Эй, у Ли и это есть: бодрый триллер с множеством запоминающихся персонажей и умными поворотами сюжета, а также с острым нью-йоркским привкусом, фирменным соусом Спайка.

Звездный состав включает в себя Дензела Вашингтона в качестве переговорщика полиции Нью-Йорка по захвату заложников, который имеет дело с боевиками, взявшими под свой контроль банк на Манхэттене; Клайв Оуэн в роли вдохновителя ограбления; Кристофер Пламмер в роли основателя банка, у которого в хранилище спрятаны маленькие грязные секреты; Джоди Фостер в роли агрессивно-гламурной барышни, которая конфликтует с переговорщиком, пытаясь защитить интересы основателя банка.

Малкольм Икс (1992)

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли
Фото
1996-98 AccuSoft Inc., All right

После долгих месяцев споров перед съемками — некоторые из них, но далеко не все, были вызваны самим Ли — режиссер все-таки смог снять настоящий шедевр, показав критикам подробное исследование характера человека, который стремился восстановить свою гордость «любыми необходимыми средствами». В этом фильме Дензел Вашингтон прочно зарекомендовал себя как один из ведущих актеров — если не главным — своего поколения.

Черный клановец (2018)

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли

Сомнительно, чтобы даже такой дерзкий режиссер, как Спайк Ли, осмелился взяться за реальную историю Рона Сталворта, полицейского под прикрытием из Колорадо-Спрингс, полковника, которому удалось в начале 1970-х проникнуть в местное отделение Ку-клукс-клана. Но Ли придает свой особенный шарм истории Столлворта, выходящей за рамки фантастики и создает ошеломляюще увлекательный фильм, который считается одной из лучших его работ.

25-й час (2002)

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли

Яростно-меланхоличная драма Ли о жизни и страхе в Нью-Йорке после 11 сентября подробно описывает последние часы свободы, предоставленные Монти (Эдвард Нортон), когда-то многообещающему молодому человеку, который на следующее утро должен начать отбывать тюремный срок за торговлю наркотиками.

На прощание он проводит несколько встреч: со своей встревоженной возлюбленной (Розарио Доусон), двумя старыми друзьями (Филип Сеймур Хоффман, Барри Пеппер) — которые, по правде говоря, не слишком удивлены судьбой Монти — и своим отцом (Брайан Кокс, у которого в этом фильме одна из величайших финальных реплик за всю историю кино).

Делай как надо! (1989)

Культурный ход: лучшие фильмы актера и режиссера Спайка Ли

Чтобы ты понимала влияние фильма «Делай как надо» в свое время, расскажем тебе вот такую историю: на пресс-конференции, сразу после премьерного показа на Каннском кинофестивале 1989 года, Ли отвечал на вопросы испуганных белых журналистов о том, может ли данный фильм разжечь расовую напряженность в США до такой степени, что вызовет беспорядки.

О чем же этот фильм? В самый жаркий день года на улице в районе Бедфорд-Стайвесант в Бруклине всеобщая ненависть и фанатизм тлеют и нарастают, пока не перерастают в насилие. Кстати, режиссер сам исполняет в этой драме главную роль!