Андрей Тарковский — режиссер, которого знает любой киноман. Его имя ассоциируется с высоким качеством картины, русской духовностью и прочими возвышенными вещами. Всю жизнь Тарковский находился в контрах с советской властью. Однажды он даже эмигрировал из СССР в Швецию, но и там были ограничения и трудности в кинопроизводстве, поэтому режиссер вскоре вернулся.
Парадокс, но несмотря на важные темы, которые Тарковский показывает в своих фильмах, даже поклонники его творчества не всегда могут вынести их! «Долго», «скучно», «сложно» — пишут зрители в Сети. И при этом он остается культовой фигурой, на которую ориентируются известные зарубежные режиссеры. Почему одни считают его фильмы шедеврами, а другие их обесценивают?
Все дело в композиции кинокартин. Мы привыкли сразу знакомится с главными героями и узнавать о них все больше с первых минут. Тарковский же требует от зрителя эмоциональной и интеллектуальной работы.
В начале он показывает общие планы, где сходу и не разберешься что к чему, и только к 20 –й минуте начинается завязка сюжета. И если получится включиться в этот процесс, то фильм затягивает, как воронка. А если нет — наоборот, отталкивает зрителя каждой сценой, репликой, деталью.
Какие фильмы столь необычного и уважаемого режиссера все-таки стоит посмотреть?
Иваново детство (1962)
Лучше всего начать с «Иванова детства» — первого художественного фильма Тарковского. Классическая военная драма снята по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван». Фильм рассказывает о 12-летнем разведчике Иване, чье детство уничтожила война. У него на глазах фашисты расстреляли мать и младшую сестренку. Одержимый жаждой мести, он превращается из своенравного юноши в измученного солдата.
Многие считают «Иваново детство» самой доступной и понятной картиной Тарковского. Она более лаконична и более динамична по сюжету, чем другие его работы. Фильм получил «Золотого льва Святого Марка», главную награду Венецианского кинофестиваля.
Ностальгия (1983)
Русский писатель путешествует по Италии, флиртует с переводчицей и знакомится с местным сумасшедшим. Чтобы предотвратить конец света, его новый товарищ должен пройти с зажженной свечкой от одного конца бассейна до другого.
Чем же он должен руководствоваться, чтобы выжить? Сумасшедший в итоге сжигает себя на памятнике Марку Аврелию в Риме. Фрески Пьеро делла Франческа, музыка Бетховена… Уже мурашки по коже! Вероятно, это самый тяжелый фильм Тарковского.
«Ностальгия» в стиле Бергмана — это трогательная картина о вере, безумии и взаимоотношениях между культурами. Главный герой не может соединить в себе любовь к Италии и любовь к России и тоскует.
Зритель видит человека, застрявшего на перепутье между погоней за любовью, похотью и разумом. Какой путь ведет к спасению? Тарковский не дает нам ответа. Он просто показывает, куда ведет каждая дорога.
Сталкер (1979)
По слухам, существует комната в таинственной запретной Зоне, где осуществляются желания… «Cталкер» рассказывает историю о трех мужчинах, у каждого свои желания, которые они тайно преследуют. Анатолий Солоницын сыграл одного из них, писателя мирового класса, он жаждет божественного вдохновения, но боится исхода.
Кинокартина наполнена философскими и религиозными символами, апокалиптическими и мизантропическими мотивами. Тарковский говорит со зрителем загадками, которые зритель может понять, только заглянув внутрь себя.
Именно в этом фильме Тарковский начинает использовать прямую метафору течения времени — долгие эпизоды, в которых ничего не происходит, а только вода журчит над травой или всяким мусором. Зрителям, однако, такое нововведение не понравилось!
Солярис (1972)
Психолог отправляется на космическую станцию, где тщетно пытаются разгадать тайну планеты Солярис и присылают на Землю странные сообщения. В основе фильма — интеллектуальная борьба между верой и разумом. «Солярис» задает зрителю большие вопросы, но дает слишком мало ответов. Критики провели параллели между ним и фильмом Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея».
Приближен ли «Солярис» к границам науки? Или это больше трактат о состоянии человека? Возможно и то, и другое. Что бы это ни было, когда человек предоставлен сам себе, он всегда будет стремиться вернуться домой.
Зеркало (1974)
Автобиографическое кино Андрея Тарковского о чувствах и переживаниях героя по имени Алексей, связанных с его семьей и близкими людьми «Зеркало» создано из воспоминаний и впечатлений самого режиссера. Это интимная история семьи, которая изначально должна была рассказать зрителю о проблемах в стране.
Здесь Тарковскому было принципиально важно, чтобы на поле росла именно гречиха, а не картошка, ведь так было когда-то в детстве. Дом для съемок воссоздали точно таким, как на старых фотографиях, чтобы даже родная мать не отличила.
Фильм достаточно тяжелый для понимания из-за постоянно меняющихся образов и зеркальных отражений персонажей. Тарковский намеренно запутывает зрителя. Это сон, который видит Тарковский, когда засыпает? Или это его кошмар наяву? Может быть, это линза, через которую режиссер видит мир…
Логика в несостыковках появляется, когда понимаешь, что фильм воспроизводит работу памяти — обрывочность, искажения, подмены и белые пятна. Именно из-за сложностей в изображении психической реальности «Зеркало» входит в списки самых значимых фильмов в истории мирового кино, а имя Тарковского ставят в один ряд с Феллини, Антониони и Бергманом.
Жертвоприношение (1986)
Чем надо пожертвовать, чтобы спасти мир от надвигающейся катастрофы? Последний фильм Андрея Тарковского «Жертвоприношение» вышел вскоре после его смерти. Картина рассказывает историю отставного актера, который почти сходит с ума, когда узнает о надвигающейся ядерной катастрофе.
«Жертвоприношение» — это тяжелая вахта! Это не фильм, а настоящее слоумо! Все настолько медленно, что это можно сравнить с наблюдением за высыханием краски. Критикам, однако, понравилось: «Жертвоприношение», фильм даже получил Гран–при в Каннах. Тарковский был уверен на все сто в своей режиссерской работе. Вот что значит вера в себя и свое дело!