Немногие итальянские кинематографисты так известны, как Федерико Феллини, чья режиссерская работа считается одной из самых лучших в мире. Он был одним из первых режиссеров за пределами США, получивших признание американских критиков, а также несколько престижных премий, в том числе и «Оскар».
Почему Федерико Феллини так знаменит?
Смешивая сон и реальность, автобиографию и фантазию, используя собственные творческие и личные проблемы в качестве предмета обсуждения, Феллини стал родоначальником психоаналитического кино, которое вдохновляло многих и продолжает исследоваться до сих пор. Его фильмы были номинированы на 23 премии «Оскар» и получили восемь. Его работы вдохновляли целые поколения режиссеров — от Мартина Скорсезе и Вонга Карвая до Вуди Аллена и Гильермо дель Торо.
Лучшие фильмы Федерико Феллини
С 1950 по начало 1990-х годов режиссер выпустил более 20 полнометражных фильмов и скончался в 1993 году в возрасте 73 лет. Все фильмы Феллини привлекают внимание и определяются его фирменным стилем, но некоторые из них лучше, чем другие — и именно их я перечислю для тебя ниже 👇
Рим (1972)
Фильм Феллини «Рима» (1972) представляет стиль работы режиссера в его наиболее непредсказуемом виде. До 1972 года он снял несколько фильмов, в которых не было конкретного повествования, но у них, как правило, был главный герой, который помогал зрителям увидеть события с единой точки зрения.
Однако в «Риме» этого нет. Фильм перескакивает от декорации к декорации и от персонажа к персонажу, стремясь дать иногда смешной, иногда драматический и почти всегда мечтательный взгляд на историю столицы Италии на протяжении большей части XX века.
Мошенники (1955)
Один из самых недооцененных фильмов Федерико Феллини, в котором группа мошенников выполняет различные задания, чаще всего выманивая у трудных людей те небольшие деньги, которые у них есть. Это делает фильм удивительно мрачным, хотя в некоторых моментах он имеет несколько комедийный оттенок.
Временами «Мошенники» немного странные, но гораздо более реалистичные, чем многие из более поздних фильмов Феллини, с более серьезной второй половиной и драматическим финалом.
И корабль плывет… (1983)
Еще один фильм Федерико Феллини, в котором мало сюжета, но то, что действие ограничивается пространством роскошным круизным лайнером, не позволяет ему распыляться. Большая часть фильма посвящена знакомству журналиста со странными людьми на корабле, а более драматичный заключительный акт фильма связан с решением капитана спасти различных беженцев и пустить их на борт.
В итоге картина превращается в нечто вроде военного кино, ведь действие происходит в 1914 году, и беженцы бегут не просто от плохой жизни, а от последствий начала Первой мировой войны.
Джульетта и духи (1965)
Если до 1965 года Федерико Феллини флиртовал с фэнтези, то в «Джульетте духов» режиссер полностью погрузился в этот жанр. Фильм начинается как драма о женщине, подозревающей своего мужа в измене, но становится все более сюрреалистичным и сновидческим, когда она использует мистику, чтобы набраться смелости для противостояния и в конечном итоге уйти от него.
Маменькины сынки (1953)
Выпустив всего лишь третий полнометражный фильм, Федерико Феллини зарекомендовал себя как сила, с которой нужно считаться. «Маменькины сынки» — это, пожалуй, его первый великий фильм, или, по крайней мере, классика в его фильмографии, которую можно считать недооцененной. Фильм рассказывает о группе друзей, переживающих взлеты и падения жизни в маленьком итальянском городке.
Амаркорд (1973)
Название фильма «Амаркорд» можно приблизительно перевести как «Я помню», что вполне уместно. Это, пожалуй, самый ностальгический фильм Федерико Феллини, а также один из самых личных, полуавтобиографический взгляд на жизнь маленького итальянского городка в 1930-е годы, частично основанный на собственном опыте Феллини в детстве и юности. Из всех фильмов, снятых им после окончания 1960-х годов, «Амаркорд» — самый известный, он был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале в 1974 году.
Дорога (1954)
Еще один фильм Федерико Феллини, в котором реализм преобладает над ностальгией, мечтами и воспоминаниями, — «Дорог» — одна из самых мрачных работ великого режиссера. В нем молодую женщину (ее играет Джульетта Мазина) продают в странствующий цирк, и этот опыт в конечном итоге вызывает у нее сильные душевные переживания и страдания.
В других фильмах Феллини 1950-х годов, рассказывающих о жизненных перипетиях героев, есть немного комедии, чтобы уравновесить драму, но «Дорога» — это целиком и полностью мрачный драматический фильм.
Сладкая жизнь (1960)
Помимо фильма-антологии «Боккаччо '70» (в котором участвовали несколько режиссеров), «Сладкая жизнь» — самый длинный и масштабный фильм Федерико Феллини. Он рассказывает о бабнике-журналисте Марчелло Рубини и имеет эпизодическую структуру, в которой он встречает все более странных людей, освещая различные необычные события. Во многих своих сценах Феллини сатирически изображает средства массовой информации и культуру знаменитостей, и эти части актуальны даже спустя 60 лет после выхода фильма.
Восемь с половиной (1963)
Фильм «Восемь с половиной» оказался еще более полуавтобиографичным, чем «Амаркорд», хотя то, что его действие происходит в основном в 1960-е годы (с некоторыми сюрреалистическими флэшбэками), делает его чуть менее ностальгическим. Его история о режиссере, которого захлестывает работа, воспоминания и различные мечты, скорее всего, отражает то, что чувствовал Феллини в самый успешный период своей карьеры.
Ночи Кабирии (1957)
«Ночи Кабирии» — возможно, самый эмоциональный фильм Федерико Феллини. Он хорошо сочетается с таким же тяжелым фильмом как «Дорога». В «Ночах Кабирии» также снимается жена Феллини Джульетта Мазина, и ее героиня с достоинством переживает все тяготы жизни, в которой она оказалась. В этом смысле фильм можно сравнить с «Сладкой жизнью», где главный герой тоже хочет любви, но не может найти ее из-за своей профессии.