Польские фильмы широко известны своей эмоциональной сдержанностью, характерным визуальным стилем и историями, которые глубоко универсальны и человечны по своей сути. Польское кино произвело на свет величайших режиссеров всех времен, включая Кшижтофа Кесьлёвского, Анджея Вайду, Тадеуша Конвицкого и Романа Полански.
Особенности польского кино
Большинство польских фильмов черпают вдоховение из культуры страны и исследуют различные социально-политические изменения, которые она претерпела за эти годы. Поскольку Польша серьезно пострадала во время Второй мировой войны, неудивительно, что действие многих картин разворачивается в трагические времена нацистской оккупации страны, а их идеи крутятся вокруг разрушительных последствий и тщетности войны.
Сложно составить самый полный список из столь богатой национальной фильмографии, но мы постарались выделить самые особенные и примечательные картины. Итак, ниже ты можешь найти список величайших польских фильмов всех времен.
Нож в воде (1962)
Режиссер: Роман Полански
Большинство людей склонны забывать, что Роман Полански на самом деле польский режиссер, а не американский. Но влияние этого человека на Голливуд было таким, что люди часто ставят его рядом с великими голливудскими режиссерами 70-х годов. Тем не менее, одна из его величайших работ была снята в его родной стране — полнометражный фильм «Нож в воде».
В фильме рассказывается о паре, направляющейся в морское путешествие, которая приглашает молодого человека, которого чуть не сбила их машина, когда они ехали к озеру. Но все становится сложнее, когда молодого человека привлекает жена, поскольку напряжение поддерживает атмосферу истории.
👉 Этот фильм считается классикой и одним из самых популярных фильмов Полански. Он занял 61-е место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кино».
Ида (2013)
Режиссер: Павел Павликовский
Ммрачный, загадочный и поразительно болезненный, «Ида» — один из самых сильных фильмов, которые когда-либо были сняты. В фильме рассказывается история женщины, которая хочет стать монахиней и собирается принять все обеты, когда вдруг узнает от своей тети, что она еврейка. Она отправляется в путешествие, пытаясь узнать истинную личность своих родителей, и пытается справиться с реальностью, которая, наконец, нашла свой путь к ней.
Фильм прекрасно снят, а черно-белая кинематография создает жуткую атмосферу, которая хорошо сочетается с повествованием и придает фильму уникальный внешний вид.
Человек из мрамора (1976)
Режиссер: Анджей Вайда
Анджей Вайда — один из величайших польских режиссеров. Его фильмы исследовали основные культурные и политические изменения, которые пережила его родная страна в течение 20-го века. «Человек из мрамора», конечно, не самая лучшая его работа, но, несомненно, один из самых важных польских фильмов, когда-либо созданных.
В фильме рассказывается о молодом режиссере, который хочет задокументировать жизнь некогда героического каменщика и встречает разных людей, которые его знали, берет интервью и собирает другую информацию, связанную с этой темой.
Этот фильм ознаменовал радикальный тематический сдвиг для Вайды, и его проницательная, многоуровневая, критическая визуализация различных тонкостей социализма составляет ДНК всего фильма.
Загадочный пассажир (1959)
Режиссер: Ежи Кавалерович
Этот напряженный триллер режиссера Ежи Кавалеровича рассказывает о двух незнакомцах, которые садятся в поезд и должны делить спальное купе, но напряженность возрастает, когда выясняется, что один из них может быть убийцей. Безупречно написанный и великолепно снятый Кавалеровичем фильм изобилует потрясающими образами и дико интригующими персонажами из разных слоев общества.
Техника Кавалеровича поразительно впечатляющая и захватывающая, и хотя фильм местами колеблется, изо всех сил пытаясь выйти за пределы своего жанра, на протяжении всего фильма никогда не бывает скучно, и зритель очаровывается действиями, мотивами и желаниями персонажей.
Пассажирка (1963)
Режиссер: Анджей Мунк
Последний фильм Анджея Мунка в каком-то смысле кажется данью уважения самому режиссеру. Мунк погиб в автокатастрофе, возвращаясь домой из концлагеря Освенцим, где проходили съемки. Фильм был почти закончен, так что остальные части были собраны и отредактированы его помощником режиссера Витольдом Лесевичем.
В фильме показаны отношения между офицером СС и одной из узниц концлагеря, жизнь которой ей удается спасти по случаю. Повествование в фильме ведется в документальном стиле, отражая жестокость жизни в лагере, а тот реализм, который Мунк переносит на экран, невероятно силен и разрушительен.
Эроика (1957)
Режиссер: Анджей Мунк
Мрачно-комическое исследование Анджея Мунка о болезненных зверствах войны рассказывает о двух разных историях, происходящих во время Второй мировой войны. В одной рассказывается о трусливом человеке, вынужденном стать солдатом во время Варшавского восстания, а в другой — о солдате, пытающемся сбежать из лагеря для военнопленных.
Центральным тематическим направлением фильма является исследование концепции польского героизма. То, как Мунк подходит к этой теме, очаровательно юмористично и в то же время настолько многослойно, что делает фильм наводящим на размышления.
Короткий фильм о любви (1988)
Режиссер: Кшиштоф Кесьлёвский
Большинство романтических фильмов в какой-то момент имеют тенденцию зацикливаться на штампах и не могут выйти за рамки своего жанра. «Короткий фильм о любви» Кшижстофа Кесьлёвского — это фильм, в котором буквально удается говорить о любви в прямом смысле этого слова.
С самого начала ничего в фильме не кажется особенно впечатляющим. В нем рассказывается очень простая история мальчика-подростка, который влюбляется в свою красивую соседку, смелую, распутную женщину, за которой он наблюдает в телескоп.
Есть что-то глубоко личное в том, как Кесьлёвский изображает эмоции на экране. Им удается найти отклик на глубоко личном уровне, и именно здесь фильм выходит за рамки своего жанра и умудряется быть чем-то универсально резонансным и сильным.
Последний день лета (1958)
Режиссер: Тадеуш Конвицкий
Простота — суть великого. И режиссер Тадеуш Конвицкий все это прекрасно знал. С минималистичным сюжетом и обстановкой Конвицкий создает что-то настолько мило личное и навязчиво острое. В фильме очень простой сюжет, в котором рассказывается о молодом человеке, который знакомится с женщиной на пустынном пляже. Они оба любят друг друга, но глубоко внутри они настолько опустошены, что не могут передать друг другу свои чувства и желания.
Персонажи нигде не называются своими именами, и это придает фильму интригующую загадочность. Глубокая простота, которую Конвицки использует здесь, может сначала обмануть зрителя, но повторные просмотры раскрывают все слои его богатого нюансами повествования.
Двойная жизнь Вероники (1991)
Режиссер: Славомир Идзяк
Дэвид Линч однажды сказал, что фильмы, помимо того, что они могут рассказывать истории, обладают способностью изображать эмоции или настроение, как музыка. «Двойная жизнь Вероники» — именно такой фильм. Это кинопроизводство высочайшего уровня, созданное из необузданной силы человеческих эмоций, перевешивающее присущие истории или сюжету ограничения. Фильм вращается вокруг женщины, которая начинает ощущать таинственную связь с кем-то, кого она, вероятно, никогда не встречала в своей жизни.
Стиль Славомира Идзяка является сердцем фильма, поскольку он придает фильму атмосферу сказки, а у руля всего этого стоит душераздирающе нежная, нежно-таинственная Ирэн Джейкоб, которая демонстрирует актерскую работу, которая, возможно, является одной из лучших, когда-либо появлявшихся на экране.
Пепел и алмаз (1958)
Режиссер: Анджей Вайда
Военная трилогия Анджея Вайды также включала фильмы «Поколение», «Канал», но «Пепел и алмаз» появился в списке просто потому, что это гораздо более совершенная и художественно зрелая работа мастера-автора. В фильме показаны продолжающиеся политические беспорядки, разрушающие коммунистическую Польшу после того, как нацистская Германия только что капитулировала, что фактически положило конец Второй мировой войне.
Фильм изображает вечное безумие войны и пугающую непрерывность битвы за власть и свободу. Визуальное повествование прекрасно дополняет масштабное повествование. «Пепел и алмаз» по-прежнему считается шедевром мирового кинематографа, а режиссеры, в том числе Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, называют его одним из своих самых любимых фильмов.
Последний этап (1948)
Режиссер: Ванда Якубовская
Иногда фильм может стать очень личным и слишком сильным, чтобы о нем даже можно было говорить. «Последний этап» Ванды Якубовской — один из таких фильмов, который невозможно пересматривать.
Изображение Якубовской бесчеловечных зверств, совершенных нацистскими охранниками в концентрационном лагере Освенцим, до боли реалистично. Это потому, что и Якубовская, и ее соавтор Герда Шнайдер прошли через ад, и никто другой, вероятно, не смог бы лучше задокументировать этот опыт.
Считающийся одной из величайших когда-либо созданных драм о Холокосте, этот фильм вызывает глубокое восхищение у Стивена Спилберга, для которого фильм стал главным источником вдохновения для «Списка Шиндлера».
Декалог 10 (1989)
Режиссер: Кшиштоф Кесьлёвский
«Декалог» состоит из десяти часовых фильмов, вдохновленных Десятью заповедями. В фильме, действие которого происходит в старой квартире, рассказывается о моральной и этической дилемме различных персонажей, которые изо всех сил пытаются противостоять моральным сложностям своих действий. Каждая история следует за другим сюжетом и имеет центрального персонажа, сталкивающегося с одной из этических дилемм.
Широко признанный одним из величайших произведений кинематографического искусства, когда-либо созданных, «Декалог» вызывал восхищение и похвалу у режиссеров, включая Стэнли Кубрика и Миру Наир, и часто упоминается в опросах, посвященных лучшим фильмам всех времен.