В последние годы многие новые лица французского кино привлекали внимание на международных фестивалях, включая Берлин, Канны, Венецию и Торонто, и самые заядлые синефилы точно в курсе, что их можно будет смотреть по всему миру еще не один десяток лет. Не стоит забывать и о тех, кто уже давно работает над качественным кино, закрепляя за собой славу лучших режиссеров и наследников французской «Новой волны».
В то время как Голливуд последовательно создавал блокбастеры, французское кино — и европейское кино в целом — больше сосредоточилось на установлении тенденций артхауса и драматических картин. Режиссеры, о которых речь пойдет ниже, поддерживают наследие первых мастеров и формируют свой уникальный стиль, за развитием которого очень интересно наблюдать.
Селин Сьямма
Фильмография Селин Сьяммы вряд ли может соперничать с французскими режиссерами старой школы по своему, но она крайне последовательна в своей работе. Можно с уверенностью предположить, что ее работа будет только увеличиваться в размерах и статусе с течением времени.
Ее лучшим и самым популярным фильмом на данный момент стал «Портрет дамы в огне» 2019 года, который считается одним из лучших фильмов года и одним из лучших романтических фильмов десятилетия. Она рассказывает истории, ориентированные на женщин, и в других своих фильмах, таких как «Сорванец» 2011 года и «Маленькая мама» 2021 года, всегда делая это с огромным уровнем сочувствия и великолепной картинкой.
Арно Деплешен
Один из ключевых французских режиссеров современности, Деплешен создает бесконечно удивительные, великолепно запутанные фильмы, которые могут гордиться невероятно прописанными персонажами и шикарными аллюзиями на искусство, литературу и историю кино.
Мастер создания выдающихся актерских ансамблей, он регулярно работает с корифеями французского кино, включая Матье Амальрика, Катрин Денев и Эммануэль Дево, актеров, которые воплощают его удивительно сложные человеческие творения. Каждому любителю французского кино стоит посмотреть его «Три воспоминания моей юности» 2015 года и последнее творение режиссера «Брат и сестра», вышедшее на экраны в 2022 году.
Жюлия Дюкурно
К 2023 году Жюлия Дюкурно сняла всего два полнометражных фильма, но оба они входят в число самых захватывающих и увлекательных хорроров ужасов последнего десятилетия. Эти две картины — фильм о взрослении «Сырое» 2016 года и волнующий психологический триллер «Титан» 2021 года.
Выпустив всего два полнометражных фильма, Дюкурно уже зарекомендовала себя как режиссер, стремящийся раздвигать границы восприятия, и при этом снимающий действительно убедительные и заставляющие задуматься фильмы. Что же она сделает дальше? Можно только догадываться, но это почти гарантированно будет захватывающе.
Гаспар Ноэ
Гаспар Ноэ зарекомендовал себя как один из самых противоречивых режиссеров современности. Удивительно, насколько популярны его фильмы, учитывая такую славу, но Ноэ обычно снимает хорошие фильмы, которые просто бывает очень… трудно смотреть.
У него есть мрачный и тревожный фильм о мести, рассказанный наоборот — «Необратимость» (2002), психоделический кошмар «Вход в пустоту» (2009) и танцевальный фильм ужасов «Экстаз» (2018). Не менее трудным для восприятия массовым зрителем стал и его недавний фильм «Вихрь» (2021), в котором Гаспар предложил душераздирающий взгляд на пожилую пару, медленно поддающуюся слабоумию.
Франсуа Озон
Франсуа Озон не снимает один и тот же фильм дважды. Французский сценарист и режиссер каждый раз исследует новые жанры, в которых он может продемонстрировать свое остроумие и визуальную хитрость. Взять хотя бы фильм «Двуличный любовник» 2017 года, кинематографически грамотное погружение в захудалую изнанку эротических триллеров.
Его самые успешные фильмы «Бассейн» (2003) и «8 женщин» (2002), дали ему финансовую поддержку, которая так важна в кинопроизводстве, а также возможность продолжать пробовать разные идеи, как в случае с фильмом «Рики», где он рассказал историю о человеческом ребенке, у которого развивается пара работоспособных крыльев.
Леос Каракс
Леос Каракс (урожденный Алекс Кристоф Дюпон), французский режиссер, снявший всего шесть полнометражных фильмов за свою почти 40-летнюю карьеру, считается одним из самых загадочных современных кинематографистов. Ключевой деятель движения Cinéma du look вместе с Люком Бессоном и Жан-Жаком Бениксом Каракс продемонстрировал панк-видение французской андеграундной культуры.
Безумие и удивление были визитной карточкой Каракса с тех пор, как он ворвался на артхаусную сцену с черно-белым фильмом «Парень встречает девушку» (1984). Режиссер известен своим экспериментальным нуарным фильмом «Дурная кровь» (1986), единственным в своем роде романтическим фильмом «Любовники с Нового моста» (1991), скандальным «Пола Х» (1999), выдающимся «Корпорация „Святые моторы“» (2012) и первым англоязычным фильмом «Аннетт» (2021).
Жан-Жак Анно
Среди относительно современных французских режиссеров Жан-Жак Анно имеет множество наград (пять премий «Сезар» и одну премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке) и множество работ.
Два его самых известных фильма — «Семь лет в Тибете» 1997 года и «Враг у ворот» 2001 года — оба повествовали о войне, но рассказывали совершенно разные истории, одинаково захватывающие. Еще одно из его творений, «Любовник» 1992 года, имело успех у критиков и коммерческий успех, получив множество наград и номинаций.