Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Именно умелая режиссура Джеймса Вана сделала франшизу «Заклятие» такой, какая она есть. Но на его счету не только она: австралийский режиссер сделал успешную и местами все-таки спорную карьеру, создав множество культовых, странных и невероятно популярных фильмов ужасов.

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана
Фото
Legion Media

Почему Джеймс Ван стал королем ужасов?

Что действительно выделяет Вана среди остальных хоррор-мейкеров, так это его работа с камерой. Зум, который медленно приближает зрителя к жуткому изображению. Кадры с медленной панорамой, которые вот-вот раскроют что-то загадочное. Быстрые рывки камеры, выявляющие призрака/монстра и пугающие зрителей. Многие из этих трюков уже проделывались на камеру, но никогда не давали такого же эффекта, как в фильмах Джеймса Вана.

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана
Фото
Legion Media

Его операторские навыки были настолько хороши, что ему предлагали снять несколько блокбастеров с момента выхода его первых ужасов. С тех пор, как Ван снял свои многочисленные хорроры, он принял участие в работе над франшизой «Форсаж», а также «Акваменом» от DC.

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана
Фото
Legion Media

Несмотря на огромный успех, которого добился Ван в последние годы, ему по-прежнему удается быть успешным продюсером самых популярных хоррор-франшиз, выходящих каждый год.

Пила (2004)

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Ван впервые продемонстрировал свою способность создать успешную хоррор-франшизу с «Пилой». Работая со сценаристом Ли Уоннеллом, Ван создал первый фильм «Пила» практически без бюджета. В итоге фильм собрал более 103 миллионов долларов по всему миру.

Чтобы представить мир фильма инвесторам, Ван и Уоннелл создали короткометражный фильм, основанный на одной из сцен фильма. Эта «Пила 0.5» была настолько впечатляющей, что продюсеры сочли необходимым немедленно дать проекту зеленый свет.

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Уникальный стиль «Пилы» не только изменил жанр ужасов, но и задал один из самых популярных голливудских трендов. После выхода фильма многие студии осознали, что бюджет у хоррора может быть минимальным, но классный сценарий и постановка могут сделать его невероятно успешным. Blumhouse Productions стала действовать именно по этой схеме, финансируя малобюджетные хиты, такие как «Прочь», «Судная ночь», «Счастливого дня смерти» и «Синистер».

Мертвая тишина (2007)

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Прошло несколько лет после «Пилы», прежде чем Ван смог добиться такого же уровня успеха. Тогда он и Уоннелл сняли «Мертвую тишину», жуткий фильм с участием куклы-чревовещателя. «Мертвая тишина», возможно, не была таким кассовым хитом, как некоторые другие фильмы Джеймса, но она стала достойным дополнением к его послужному списку.

«Мертвая тишина» с Райаном Квантеном и Джудит Робертс в главных ролях стала отличным разгоном для более успешных франшиз Вана — «Астрал» и «Заклятие».

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Во-первых, ощущение от фильма очень мрачное, наталкивающее на размышление, тревожное. В хорроре также много деталей, связанных со страшной «народной сказкой» о Мэри Шоу: старой чревовещательнице. В следующих нескольких фильмах Вана и Уоннела мы можем найти много предысторий, так или иначе связанных с событиями фильмов, из-за чего они смотрелись страшней.

Несмотря на то, что на момент выхода «Мертвая тишина» считалась провальной, фильм смог обрести гораздо больше поклонников. Хоррор удвоил свою прибыль за счет продаж дисков с ним.

Астрал (2010)

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Следующим большим хитом Джеймса Вана стала франшиза «Астрал». Независимый фильм, снятый так ради того, чтобы Ван мог сохранить полный контроль над производством, дебютировал на Международном кинофестивале в Торонто и имел оглушительный успех у критиков.

Взяв за основу традиционные фильмы ужасов о домах с привидениями, «Астрал» предлагает зрителю нечто новое: ребенка главных героев в качестве одержимого. Слоганом фильма стали жуткие слова «одержим не дом». Этот фильм поднял планку ужасов в целом: дизайн призраков был особенно жутким. Среди них выделяется демон с губной помадой, персонаж, который с тех пор стал чем-то вроде иконы жутиков.

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Природа призраков, демон с губной помадой и охотники за привидениями — вот что действительно выделяет эту франшизу среди прочих. «Астрал 2» даже привнес во франшизу путешествия во времени, которые редко можно было увидеть в ужасах, но в этот раз это выглядело потрясно. Именно после этого фильма Ван впервые начал получать известность благодаря своей впечатляющей работе.

Заклятие (2013)

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

После выхода «Заклятия» Джеймс Ван официально зарекомендовал себя как король ужасов в Голливуде. Основаная на жизни реальных исследователей паранормальных явлений Эда и Лоррейн Уоррен, франшиза имела огромный успех. Затем Ван стал режиссером «Заклятия 2», тоже высоко оцененного критиками и зрителями.

Если кинематография «Астрала» была оценкой «отлично» за ужасы, то «Заклятие» было уже мастер-классом. В нем Джеймс Ван действительно усовершенствовал свое мастерство.

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Страх от жутких моментов обеспечивается отличной операторской работой. Каждый кадр украшен зумом или панорамой, которые раскрывают тревожность происходящего невероятно красочно. Каждый отдельный кадр служит определенной цели, вызывая у зрителя страх перед грядущим и неизвестным.

После «Заклятия 2» Ван снял несколько успешных фильмов ужасов самых разных жанров. Он создал основу для вселенной «Заклятие», которая быстро становится второй по популярности киновселенной за пределами Marvel.

Злое (2021)

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Ван всегда уделял время основанным им франшизам, но никогда не оставлял возможности попробовать что-нибудь. Так он представил очередной эксперимент в жанре — «Злое». Фильм 2021 года с Аннабель Уоллис в главной роли вызвал недоумение многих критиков и зрителей. На первый взгляд, фильм о психической связи женщины с убийцей Габриэлем, терроризирующим Сиэтл.

Тем не менее, вот-это-поворот фильма даже может конкурировать с оригинальным финалом «Пилы». Некоторые восприняли это как отличный розыгрыш и обман ожиданий, в то время как другие хвалили изобретательность Вана в этом жанре.

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Сам Ван признает, что «Зло» — это «смешение целой кучи вещей, которые как бы влияли на меня на протяжении многих лет, когда я рос и любил такие фильмы: научную фантастику, ужасы, триллеры». «Зло» — это смешение всего понемногу, это правда. Независимо от того, каким ты его увидела — дурацким или ироничным — сложно не признать, что Джеймс Ван все еще умеет удивлять.

М3ГАН (2022)

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Ван стал соавтором и продюсером новинки прошлого года под названием «М3ГАН», фильма ужасов о кукле с искусственным интеллектом. Фильм режиссера Джерарда Джонстона, определенно основан на увлечении Вана сверхъестественной природой кукол, марионеток и игрушек. Сама М3ГАН явно похожа на марионетку Билли из «Пилы», кукол из «Мертвой тишины» и печально известной куклы Аннабель из музея оккультных предметов Уорренсов.

Любимые ужасы Джеймса Вана

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

В интервью The Hollywood Reporter Джеймса Вана попросили назвать несколько фильмов, которые существенно повлияли на его путь как режиссера фильмов ужасов. Назвав некоторых американских классиков, таких как Дэвид Линч и Стивен Спилберг, Ван также отметил важность азиатских фильмов ужасов, таких как «Звонок».

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Когда Вана спросили о его любви к фильму ужасов 2001 года «Другие», он сказал: «Фильм Алехандро Аменабара с Николь Кидман изысканно снят, смонтирован и написан в стиле старой школы. Это действительно одна из лучших викторианских историй о привидениях, когда-либо экранизированных».

Культурный ход: лучшие ужасы Джеймса Вана

Также Джеймс Ван назвал сверхъестественный фильм Дэвида Линча «Шоссе в никуда» 1997 года одним из своих главных фаворитов. Он сказал: «Это самый страшный фильм не из жанра ужасов: фрагментарное повествование, нуарная атмосфера, коварный звук, угрюмая операторская работа. Все это демонстрирует классический стиль Дэвида Линча».