В воздухе витает запах сукна стола для рулетки и парфюма Ди Каприо! Сегодня мы празднуем день рождения Мартина Скорсезе. Его «Убийцы Цветочной луны» — один из лучших и, что удивительно, самых «компактных» фильмов, когда-либо созданных 80-летним режиссером. Я настоятельно рекомендую выделить на его работы хотя бы дня три, чтобы посмотреть на то, как выглядит настоящая режиссура. Без шуток, Скорсезе восхищаются не только зрители и критики, но и другие профессионалы!
Ниже я покажу тебе несколько разных, но при этом уникальных фильмов Скорсезе, включая как его ранние, так и поздние картины. Но не забывай, что творчество режиссера не ограничивается одним кино: он также снял несколько музыкальных клипов и рекламу с Тимоти Шаламе 😉
Последнее искушение Христа (1988)
Будучи римским католиком, Скорсезе то и дело сталкивался лбами с католической церковью. В 1988 году режиссер забил последний гвоздь в крест напряжения — в «Последнем искушении» он по-своему адаптировал историю Иисуса Христа. И католическую церковь это не обрадовало. Фильм, который он пытался снять с самого начала своей карьеры, вызвал агрессивные протесты, а кинотеатр в Париже даже был подожжен из-за содержания данной картины.
Фильм Скорсезе осмелился изобразить Иисуса как настоящего человека. Мужчину, столь же чувствительного, злого и способного любить, как и все люди, просто его Отец — божественен. В основе «Последнего искушения» лежит несовершенство человечности Иисуса, а не непогрешимость Бога. Также католики были недовольны тем, что Скорсезе представил Марию Магдалину возлюбленной Иисуса, а не просто одной из его учениц.
Остров проклятых (2010)
История о федеральном маршале (Леонардо Ди Каприо), который, разыскивая пропавшего пациента, попадает в островную больницу для душевнобольных преступников, менее грандиозна, чем другие эпопеи Скорсезе. Но этот триллер по-прежнему может вызвать мурашки благодаря клаустрофобной, глубокой тревоге и поистине разрушительной игре Ди Каприо.
Актерский состав второго плана, в который входят Бен Кингсли и Марк Руффало, тоже идеален. И да, есть большой, но немного банальный поворот, на котором зиждется этот фильм, но он не отменяет всего, что было до него, и не делает фильм слишком скучным для второго просмотра. Напротив, он провоцирует пересмотреть все детали.
Волк с Уолл-стрит (2013)
Пятая совместная работа Скорсезе с Леонардо Ди Каприо рассказывает о жизни Джордана Белфорта, биржевого маклера, который эксплуатировал финансовую систему Америки ради своей выгоды. «Волк с Уолл-стрит» представляет собой вариацию гангстерских фильмов Скорсезе для белых воротничков, изображающую порыв совершать неправильные поступки из эгоистических побуждений, а затем падение, к которому неизменно приводит такое поведение.
Самодовольное высокомерие Ди Каприо чрезвычайно забавно, даже несмотря на то, что оно служит резкой критикой его персонажа (с реальным прототипом). Режиссер представляет нам пример аморальной жадности и самодовольных самооправданий, которые столь же отвратительны, сколь и слишком знакомы каждому из нас.
Казино (1995)
Скорсезе воссоединяется с Де Ниро и Пеши в фильме «Казино» 1995 года, но у него на уме нечто большее, чем просто пересказ «Славных парней» — трехчасовая эпопея об игорной индустрии Лас-Вегаса глазами крупного оператора казино Сэма «Эйса» Ротштейна (Де Ниро). Это история о жадности, власти и предательстве, подкрепленная феноменальной игрой двух главных героев-мужчин и Шэрон Стоун в роли нечестивой жены.
В фильме представлены одни из лучших режиссерских эпизодов в карьере Скорсезе, от ранней сцены, которая следует за потоком денег из зала казино в счетную комнату, до финала, в котором мы видим, как одну из форм злодейство сменяет другое. Потрясающая работа!
Таксист (1976)
Драма Скорсезе 1976 года повествует о ветеране Вьетнама Трэвисе Бикле, который дни и ночи проводит, разъезжая на такси по Нью-Йорку, а также замышляя убийство кандидата в президенты и сутенера несовершеннолетней проститутки (Джоди Фостер). Экзистенциальное отчаяние и безумная ярость просачиваются из каждой искусно созданной сцены, усиливая всеобъемлющее настроение безумия и меланхолии.
Грустный и стилистически незабываемый, это один из самых крутых фильмов Скорсезе, отшлифованный титанической игрой Де Ниро в роли одиночки, охваченного антисоциальной яростью и потерянного в море недовольства, желаний и расстройств.
Бешеный бык (1980)
Скорсезе, Де Ниро и сценарист Пол Шрейдер до этого сотрудничали только один раз, и в результате получился «Таксист». Несколько лет спустя Де Ниро и Скорсезе приступили к работе над «Бешеным быком», историей чемпиона по боксу в среднем весе Джейка ЛаМотты и бурной личной жизни, которая привела аресту, комедийной карьере и тюремному заключению. Физическая трансформация Де Ниро — масштабы которой мы с тех пор не видели — представляет собой поистине ужасающее зрелище.
Во время съемок актер набрал двадцать семь килограмм. Но, если оставить в стороне актерские достижения, именно исключительная передача Скорсезе измученного, одержимого яростью эго Джейка ЛаМотты делает «Бешеного быка» самой мучительной картиной о мужественности, которую когда-либо видел кинематограф.
Славные парни (1990)
Фильм Скорсезе «Славные парни», основанный на книге Николаса Пиледжи, — при всем уважении к «Крестному отцу» — величайший фильм о мафии, когда-либо созданный. Забавная и жестокая сага о взлете и падении мафиози Генри Хилла (Рэй Лиотта), фильм раскрывает очарование гангстерской жизни с ошеломляющей непосредственностью и энергией. Режиссер использует свои чрезвычайно харизматичные главные роли, в том числе Де Ниро и Джо Пеши в оскароносной роли психотика Томми ДеВито.
Этот рассказ становится кинопортретом гламура, порока и предательства преступного мира. Режиссура Скорсезе никогда не была более острой и изобретательной (съемка стедикамом в ночном клубе — это база), как и монтаж его давней коллеги Тельмы Скунмейкер.
Убийцы цветочной луны (2023)
В «Убийцах цветочной луны» режиссер делает все, что, по мнению критиков, не сделал Кристофер Нолан в «Оппенгеймере» — главным образом, увековечивает память жертв террора. Первые минуты фильма показывает убийства нескольких индейцев-осейджей, а рассказчик напоминает нам, что это преступление никогда не расследовалось.
В конце «Цветочной луны» наступает особый момент — не спойлерю –, который демонстрирует все матерство Скорсезе. Сказанные в этот момент слова олицетворяют чистую душевную боль, произнесенные так, как режиссер никогда бы не рискнул в начале своей карьеры.