Музыкальный дар Петра Ильича Чайковского, его буйное оркестровое воображение и экстраординарная способность проникать в самую суть человеческих эмоций продолжают волновать публику даже там, где популярность классической музыки стремиться к нулю. Точно так же, как наши чувства накапливаются, пока не выплескиваются наружу, так и Чайковский повышает накал страстей в своей музыке, приближая к кульминационному высвобождению эмоций.
Петр Ильич Чайковский: краткая биография
Петр Чайковский родился в 1840 году и вырос в маленьком городке Воткинск. Его музыкальное образование началось с пятилетнего возраста, после того как он настоял на том, чтобы присоединиться к урокам игры на фортепиано своего старшего брата. Его учительница быстро полюбила его, отметив его музыкальный талант, а также необычайно чувствительную личность мальчика.
Впоследствии Чайковский стал студентом Санкт-Петербургской консерватории, а вскоре и композитором, который навсегда оставил след в репертуаре эпохи романтизма, выросшей из жестких структурных правил классической музыки. Романтическая музыка характеризовалась упором на свободу эмоционального выражения, поэтому композиторов и музыкантов поощряли играть так, как велит им их сердце: нарушать темп и менять тональности, чтобы следовать цели повествования.
Это направление очень устраивало Чайковского — он писал от своих эмоций с редкой для его музыкальных сверстников остротой. Эта чувствительность, хотя и доставляла много неприятностей в его личной жизни, вероятно, была ключом к его музыкальному успеху.
Жена Чайковского
Антонина Милюкова, будущая супруга Чайковского, родилась в семье обедневших дворян, живших в Подмосковье. Образование девушка получала сначала в частном пансионе, затем дома, а завершила учебу в Елизаветинском институте в 1865 году. В семье девушки было неспокойно: отец с матерью постоянно ссорились, как и Антонина со своей сестрой Елизаветой.
С Петром Ильичом Чайковским Антонина познакомилась через ее брата Александра в 1872 году. Тогда брат сообщил Петру, что девушка собирается поступать в консерваторию, на что композитор отметил, что лучше бы ей выйти замуж. Но Антонина совета не послушала и все-таки поступила в консерваторию, где постоянно натыкалась на Чайковского. Влюбившись, она тайно обожала Петра еще четыре года. Девушка написала Чайковскому несколько признаний в любви. Спустя некоторое время он ответил на ее письма, а затем сделал Антонине предложение.
Существует много версий и слухов о том, почему Петр Ильич решил жениться на Антонине. Почти все сходятся на том, что о настоящей любви речь и не шла. Впоследствии, если ориентироваться на письма и дневники композитора, он почти возненавидел девушку, которая не устраивала его во всем, начиная от характера и заканчивая своим интеллектом.
Счастливого конца у истории Антонины и Петра нет. Последний даже пытался развестись с ней, но в итоге супруги отказались от этой затеи. Чайковский решил просто избегать Антонину и жить своей жизнью, стабильно выплачивая ей пособие. Для Антонины это было настоящим мучением, но поделать что-либо с этим она не могла.
После смерти Чайковского в 1893 году ментальное здоровье Антонины Ивановны начало сдавать. Свои дни она закончила в сумасшедшем доме, успев выпустить мемуары в 1894 году о жизни с великим композитором, который ее совсем не любил.
Почему Чайковский — гений?
Вернемся к творчеству Петра Ильича, человека тонкой душевной организации, сумевшего пережить самые сложные времена через музыку. Начиная с пересказов Шекспира и Данте и заканчивая чрезвычайно успешными балетными партитурами, Чайковский был Рассказчиком, а не просто музыкантом.
Сюжетная линия очевидна в каждой из его трех последних симфоний: его 4-я и 5-я симфонии следуют триумфальной сюжетной линии от тьмы к свету, в то время как его 6-я и последняя симфония следует от тьмы к свету и обратно, запечатывая последний огонь творчества художника.
Четвертая симфония Чайковского
Пятая симфония Чайковского
Шестая симфония Чайковского
Музыка Чайковского очень любима оркестрантами за ее способность звучат как громкий триумф или поразительное отчаяние. Его симфонии в буквальном смысле представляют собой «праздник ударов», в котором исполнители на духовых ревут во все горло, струнные плачут, а барабаны литавр закручивают свои бури, вытягивая самые сокровенные страсти на поверхность звука.
Чайковский выбрал неожиданный путь между русскими националистическими тенденциями, столь заметными в творчестве его соперников и космополитической позицией, поощряемой его консерваторским образованием. Он был одновременно и русским националистом, и западником с отточенными техническими навыками.
Своими последними тремя симфониями он оставил свой личный отпечаток на симфонии конца XIX века; они демонстрируют повышенную субъективность, которая повлияла на Густава Малера, Сергея Рахманинова и Дмитрия Шостаковича, побудив жанр с новой силой перейти в 20-й век.