Эмир Кустурица, считающийся одним из самых новаторских режиссеров своего поколения, в возрасте до 40 лет дважды становился обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, и трудно представить себе более верного себе кинематографиста. Обладая личностью рок-звезды (в свое время он играл на бас-гитаре в агит-рок-группе No Smoking и до сих пор выступает с ней в качестве гостя), он стал противоположностью голливудского режиссера, который смотрит на мир как мечтатель и снимает только те проекты, которые его сильно трогают.
Чем известен Эмир Кустурица?
Один из немногих, кто был дважды удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, он относится к тому типу режиссеров, чьи работы всегда безошибочно угадывается. Его фильмы отличает пьянящая страсть и постоянная хаотичная энергия. Его герои, как правило, симпатичные мошенники, часто выходящие из трудных ситуаций через фаустовские договоры с окружающим миром, которые приводят как к излишествам, так и к окончательному краху.
Его первый полноценный полнометражный фильм «Помнишь ли ты Долли Белл?» (1981) по сценарию боснийского поэта и писателя Абдулаха Сидрана представил миру необыкновенный талант Кустурицы, который умел сочетать драму, черную сатирическую комедию и размашистую любовь, часто подпорченную мрачным чувством иронии.
С годами его творчество становилось все более масштабным и амбициозным, вплоть до «Подполья» (1995) — самого известного фильма Кустурицы, действие которого происходит в Белграде времен Второй мировой войны, — что привело к обвинениям в самолюбовании и чрезмерности. Но в этом и заключается его привлекательность.
Какие лучшие фильмы снял Эмир Кустурица?
Фильмы Кустурицы соединяют в одно латиноамериканский магический реализм с восточноевропейской социальной драмой и анархический сюрреализм с отрезвляющим, сочувственным изображением людей на грани отчаяния.
Папа в командировке (1985)
Первый «пальмовый» лауреат Кустурицы и вторая из двух его полнометражных картин, написанных Абдулой Сидраном, остается его визитной карточкой: это затягивающая история с широкоэкранным взглядом на историю и чуткой эмоциональностью.
Драма, действие которой происходит в 1948 года на фоне раскола между Тито и Сталиным, рассказывает о Малике (Морено де Бартоли), чей отец Меша (Мики Манойлович) обвиняется в критике решения Тито о разрыве отношений с СССР и отправляется в трудовой лагерь. В течение фильма Малик узнает о реальном положении дел, которое скрывается за «командировкой» его отца.
Время цыган (1988)
Следующим фильмом Кустурицы после первой Золотой пальмовой ветви стала головокружительная история любви и потери в цыганской общине: пьянящее смешение кинематографических стилей, в котором сказочный романтизм сталкивается с классическим роуд-муви и американским криминальным кино.
Перхан (Давор Дуймович) — цыганский подросток, живущий в бедности, влюбленный в Азру (Синоличка Трпкова). Его бабушка договаривается с местным «бизнесменом» Ахмедом (Бора Тодорович), чтобы тот отвез Перхана и его больную сестру в Любляну на операцию, но вместо этого мальчика заставляют пересечь границу с Италией и помочь Ахмеду в организации попрошайничества и проституции.
Андерграунд (1995)
Второй лауреат Золотой пальмовой ветви Кустурицы — его самый сложный и противоречивый фильм. Замысел фильма ясен — испытания и невзгоды двух друзей, Марко и Блэки, с начала Второй мировой до начала югославских войн 90-х годов, — но его тяжелые социально-политические смыслы многогранны и многослойны.
Блэки скрывается, чтобы производить оружие для бойцов сопротивления, возглавляемого коммунистами, а Марко поднимается по служебной лестнице в коммунистической партии и убеждает Блэки, что война еще не окончена, чтобы тот оставался в подполье. Одни называли фильм шедевром, другие осуждали его как сербскую националистическую пропаганду.
Черная кошка, белый кот (1998)
Эта фарсовая комедия, пожалуй, самый веселый и доступный фильм Кустурицы (аналогичный фильм есть только в его единственной американской картине «Аризонская мечта», но и она с любовью снята), рассказывает о враждующей группе цыганских семей на восточной границе Сербии, недалеко от Болгарии.
Снова снятая в основном на цыганском языке, эта комедия — самый энергичный фильм Кустурицы, безостановочный концерт духовых оркестров и алкоголя. Несмотря на то, что в изображении цыганской жизни здесь присутствует определенная экзотика (чего нельзя сказать о «Времени цыган»), фильм остается очень увлекательным.
Жена Эмира Кустурицы
Ко началу Балканских войн многие соотечественники Кустурицы стали воспринимать слово «Югославия» как кодовое слово, обозначающее сербское государство. Но Кустурица продолжал настаивать на том, что он просто югослав. Его жена Майя — дочь боснийского серба и словенско-хорватской женщины, поэтому их дети — Стрибор и Дуня — словенско-хорватско-боснийско-мусульманские сербы. Иными словами, сама семья Кустурицы представляет собой вариант того, что когда-то называлось Югославией.
Почему Эмир Кустурица так популярен в России?
На этот вопрос Кустурица ответил сам в одном из своих интервью. До этого стоит упомянуть, что Эмира даже пригласили поставить несколько спектаклей в Театре Российской армии в Москве. Популярен Кустурица не только как режиссер, но и как музыкант — его концерты с группой No Smoking Orchestra всегда собирают немало зрителей.
Но вернемся к рецепту любви к Кустурице в России (и наоборот). В интервью RG.RU он говорит такие слова: «Не знаю [почему любят]. Может, из-за фильма „Черная кошка, белый кот“? Мои фильмы „виноваты“. Я рад, что это случилось, что меня в России любят. Для меня русская культура всегда была самой важной в мире. Ваша литература, музыка, великие писатели, композиторы — самые лучшие. Еще в молодости я учился жизни по книгам Достоевского, Гоголя, Пушкина».