Когда мы смотрим фильмы, больше всего наше внимание, конечно же, привлекают актеры и сюжет. Добавим сюда спецэффекты, и вот, уже никто не слушает музыку на фоне. Но так кажется только на первый взгляд и так было раньше, до того, как Эннио Морриконе начал свой путь как композитор, который писал саундтреки для фильмов. Оценить вклад музыканта в развитие кино невозможно, и даже «Оскар», который он получил, просто капля в море тех наград, которых он был достоин 🥺
Если тебе кажется, что ты даже не знаешь, кто это такой, не слышала его мелодии и просто понятия не имеешь, зачем тебе читать статью, то уверяю, как только ты услышишь музыку, которая есть в материале, все поймешь 🤓
Как Эннио Морриконе начал свой путь в музыке?
Итальянский композитор Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме. Его отец профессиональным джазовым трубачом по имени Марио Морриконе, а мать — домохозяйкой, которую звали Либера Ридольфи. Семья будущего композитора была многодетной, Эннио был старшим из пяти детей. Уже в 12 лет мальчик поступил в консерваторию Святой Чечилии в Риме, где получил три (!) диплома — по классу трубы (1946), инструментовки (1952) и композиции (1954) 🤯
Когда Эннио Морриконе исполнилось 16 лет, он занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини. Именно там прежде играл его отец. Там будущий композитор подрабатывал, играя в ночных клубах и отелях Рима. Через год ему удалось устроить в театр, где год он был рядовым музыкантом и три — композитором.
В итоге карьера пошла в гору, Эннио начал заниматься аранжировкой песен популярных композиторов для радио с 1950 по 1960 год. С 1960 года композитор начал аранжировать музыку еще и для телешоу, а в 1961 году смог поработать с очень популярной песней Джино Паоли — Sapore di sale 😍
Писать музыку к фильмам Эннио Морриконе начал с того же 1961 года, когда ему уже исполнилось 33. Начать карьеру композитора мужчине удалось с спагетти-вестернов, и именно они сейчас ассоциируются с именем музыканта. Хотя сам он был не слишком этим доволен, ведь за жизнь написал музыку более, чем к 500 фильмам, но многие помнили и знали его исключительно по историям о Диком Западе.
Меня очень раздражает, что большинство людей помнят меня только по вестернам, хотя лишь приблизительно восемь процентов моих работ приходится на этот жанр. Поэтому иногда я сильно расстраиваюсь, так как писал музыку для фильмов разных жанров.
Широкая известность пришла к нему после работы над фильмами его бывшего одноклассника — режиссера Серджо Леоне. Того самого, который снял картины «Хороший, плохой, злой» и «Однажды в Америке», ставшие классикой вестернов. Конечно, Эннио успел поработать и с другими известными итальянскими режиссерами: Бернардо Бертолуччи, Пьером Паоло Пазолини и многими другими.
С 1964 года композитор начал работать в звукозаписывающей компании RCA, где аранжировал сотни песен. Как и всегда, исключительно для знаменитостей: Джанни Моранди, Марио Ланца и Миранды Мартино. Все это принесло Эннио славу не только в родной Италии, но и по всей Европе, так что неудивительно, что композитора пригласили работать с голливудскими фильмами.
В США написал музыку для фильмов Романа Полански, Оливера Стоуна, Брайана Де Пальма, Майка Николса, Джона Карпентера, Барри Левинсона, Терренса Малика и даже Владимира Хотиненко! Эннио Морриконе работал над музыкальным оформлением его фильма «72 метра».
Конечно, творчество композитора не ограничивалось только написание саундтреков, он создавал камерную инструментальную музыку. В 1985 году Эннио совершил первый тур по Европе, лично дирижируя оркестром. Кстати, в фильмах мужчина тоже снимался, правда, только дважды за карьеру. И в Москве бывал: 6 декабря 2012 года Эннио Морриконе открыл юбилейное турне на сцене Государственного Кремлевского Дворца 😍
Награды Эннио Морриконе
Конечно, музыкант много раз был номинирован и даже получил самые престижные награды в мире, ведь Эннио был один из самых известных композиторов современности. Его даже сравнивали с Моцартом, хотя сам мужчина всегда искренне восхищался Бахом.
Как кинокомпозитор Эннио Морриконе был шесть раз номинирован на «
В 1996 году Морриконе вместе с фотографом Аугусто Де Лука получил премию «Города Рима» за книгу «Наш Рим». Так что, как видишь, занимала Эннио не только музыка. В 2016 году еще одну премию «Оскар» музыканту принесла работа с Квентином Таратино над музыкальным оформлением фильма «Омерзительная восьмерка». Он получил статуэтку за лучшую оригинальную музыку 😉 В этом же году и за этот же фильм Эннио Морриконе получил еще две награды: премию BAFTA и «Золотой глобус»!
Почему Эннио Морриконе — настоящий профессионал?
Оценить вклад Эннио в развитие кинематографа невероятно сложно, можно сказать, что он стал первым человеком, который доказал: музыка — это не вспомогательный элемент для картины, а полноценный герой, от которого многое зависит. Композитор писал мелодии к фильмам разных жанров, причем каждая передавала то, что происходит на экране, нагнетала обстановку, трогала душу зрителя и оставляла неизгладимый след.
Лучшая музыка в кино — это музыка, которую вы слышите. Музыка, которую не слышно, для фильма не годится, независимо от того, насколько она хороша.
Мелодии композитора много раз становились в разы популярнее фильмов, в которых звучали. К примеру, композиция Chi Mai прозвучала сразу в нескольких фильмах, и каждый раз зрители замирали, когда слышали первые ноты. Мелодию можно услышать в картинах «Профессионал», «Маддалена» и сериале «Замок англичанина» 👇
Что особенного в музыке Эннио Морриконе?
Как ты понимаешь, музыка композитора всегда была разной. Даже в одном альбоме может быть собрано все и сразу: от леденящих душу хоррор-партитур до джаза, от утонченной классической музыки до тяжелого рока. Эннио Морриконе будто проживал фильм от начала до конца и только потом садился писать к нему музыку, потому у него получалось нечто грандиозное и по-настоящему волшебное 😌
В каких фильмах звучит музыка Эннио Морриконе?
Как говорил сам композитор, он уже и не помнит всех картин, и это понятно, ведь за всю жизнь мужчина успел написать мелодии более, чем к 500 фильмам режиссеров разных стран. Но я поделюсь с тобой теми, которые точно должны быть на слуху 👇
«Хороший, плохой, злой» (1966)
«Однажды в Америке» (1984)
«Профессионал» (1981)
«Малена» (2000)
«Джанго освобожденный» (2012)
«Омерзительная восьмерка» (2015)
«Нечто» (1982)
Неприкасаемые (1982)
«Спрут» (1984)
Новый кинотеатр «Парадизо» (1988)
На грани безумия (1988)
Легенда о пианисте (1998)
Дни жатвы (1978)
«Однажды на Диком Западе» (1968)
«Лолита» (1997)
«Бесславные ублюдки» (2009)
«Лучшее предложение» (2013)
Теперь предлагаю тебе немного расслабиться и послушать лучшие саундтреки композитора. Конечно, выбрать трудно, ведь все они прекрасны по-своему, но я подготовила личный топ-10. Уверена, после него ты окончательно влюбишься в творчество композитора 💗
8 самых известных мелодий Эннио Морриконе из фильмов
1. Le vent, le cri — «Профессионал»
Одна из композиций Эннио, над которой не властно время. Он написал ее к фильму «Профессионал» с Жаном Полем Бельмондо в главной роли.
2. The Good, The Bad and The Ugly — «Хороший, плохой, злой»
Заглавная тема в вестерну «Хороший, плохой, злой». В мелодии причудливо передан будто бы вой койтов, которых было так много на Диком Западе, завывания ветра, стук копыт… Она переносит зрителей туда, где происходит действие картины. И по сей день саундтрек узнают миллионы зрителей, даже если не знаю, что его написал Эннио.
3. Malena — «Малена»
За саундтрек к фильму «Малена» Эннио Морриконе был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус».
С квентином Тарантино композитора связывали довольно напряженные отношения. После того, как его музыку в фильме «Джанго освобожденный» обработали так, что Эннио с трудом узнал оригинал, он не хотел работать с режиссером. Но все-таки сменил гнев на милость, потому что в «Омерзительной восьмерке» Квентин дал композитору полную свободу творчества.
5. Main Theme — «Нечто»
Главную тему к фильму «Нечто» считают одной из самых минималистичных и необычных работ Эннио Морриконе. Композитор написал всю музыку, что прозвучал в фильме, и в альбоме сочетались оркестровые пьесы и эксперименты с синтезатором. Все это помогло создать напряженную и пугающую атмосферу, чтобы проиллюстрировать то, что зритель видит на экране.
6. Rabbia Tarantella — «Бесславные ублюдки»
«Бесславные ублюдки» вышли раньше, чем «Джанго освобожденный», и уже тогда Эннио затаил обиду на культового режиссера. Дело в том, что он взял его мелодию и включил в фильм, хотя композитор согласия на это не давал. После такой казусной ситуации разгорелся настоящий скандал, ведь в одно из интервью композитор назвал Квентина вором, который только и умеет без спроса брать чужое.
7. Un Monumento — «Джанго освобожденный»
И вот она, та самая мелодия, которая чуть было не разрушила отношения между Квентином Тарантино и Эннио Морриконе окончательно. Режиссер снова взял композицию без спроса, чем в очередной раз взбесил музыканта. Более того, она получила аранжировку, в которой потеряла весь шарм.
8. Lolita — «Лолита»
И замыкает наш список заглавная тема к фильму «Лолита» 1997 года. В этой композиции отлично прослеживает уникальный стиль творца, который делал музыку главным героем фильма наравне с актерами.