Вклад Вольфганга Амадея Моцарта в культуру Европы просто неоценим. Вечная классика в его исполнении останется в памяти каждого ценителя музыкального искусства. Но кроме своего творчества, композитор популярен еще и своей загадочной смертью, точная причина которой нам к сожалению неизвестна и по сей день. Одна из из главный теорий о гибели музыканта — это легенда, ставшая основой маленькой трагедии «Моцарт и Сальери», знакомой многим по переложению Александра Сергеевича Пушкина.
Сегодня мы попытаемся разобраться, есть ли в этой легенде хоть толика правды. Ну что, давай знакомиться с нашими двумя героями — Амадеем Моцартом и Антонио Сальери.
Кто такой Вольфганг Амадей Моцарт?
Моцарт родился в музыкальной семье. С детства родители работали над будущим мальчика. Уже в 6 лет маленький скрипач, благодаря занятиям с отцом, видным педагогом и композитором — Леопольдом Моцартом, написал свое первое произведение. Большую часть жизни Амадей провел в Вене, городе-сердце музыки, и ни его дня не прошло без творчества.
Талант композитора достиг такого уровня, что один раз послушав незнакомое произведение, он мог сыграть его по памяти и записать точно по нотам. Одними из самых популярных работ Моцарта можно считать оперы «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта», ведь их легкий сюжет и лирическая музыка захватывают с первых минут каждого.
Кто такой Антонио Сальери?
Антонио Сальери имеет не меньшую гениальность, но точно не популярность. Его учениками были такие великие композиторы, как Бетховен, Шубер и Лист. А в оперных делах театров его слово было практически равно закону, ведь именно в их области он достиг невероятного мастерства.
Наверняка о Сальери ты слышала только благодаря упоминанию в контексте Моцарта, если вообще слышала. Именно из-за этого имя Сальери окружает столько мифов и неясностей. Так как успех и известность этих деятелей пришелся на одно время, они стали настоящими соперниками, и в схватке Антонио заметно проигрывал. В развязке каждой из легенд Сальери отравляет своего молодого врага по причине своего эгоизма и ревности к успеху коллеги.
Александр Сергеевич Пушкин и пьеса «Моцарт и Сальери»
Через шесть лет после смерти Сальери русский писатель Пушкин написал пьесу «Моцарт и Сальери», изобличающую токсичность ревности и зависти. В 1898 году Римский-Корсаков превратил пьесу Пушкина в оперу. В обоих произведениях предполагается, что ревность Сальери к Моцарту заставила его отравить молодого композитора.
Сюжет с убийством также был увековечен в чрезвычайно успешной пьесе Питера Шаффера 1979 года «Амадей». В последующем фильме Сальери прочно вошел в мировое сознание как макиавеллиевский манипулятор, который намеревается разрушить не только карьеру Моцарта, но и самого человека. Пороки Сальери сводят его с ума. В психиатрической больнице он объявляет себя «покровителем посредственности».
Правда ли Сальери убил Моцарта?
Никто толком не знает. Но история о том, что Сальери отравил Моцарта, прочно вошла в массовую культуру — даже «Симпсоны» нашли в ней свое применение. Но один факт как бы намекает на то, что отношения между композиторами были не такими уж и плохими: В середине ноября 1791 года Моцарт заболел лихорадкой и опухолью, вызванными неизвестной болезнью.
Сальери, очевидно, посещал болеющего Моцарта за несколько дней до его кончины, которая наступила 5 декабря, и присоединился к похоронной процессии. Вероятно, он дирижировал премьерой потрясающего реквиема, который Моцарт оставил незаконченным после своей смерти. Позже Сальери сказал, что реквием был произведением рассеянного человека, который через музыку нашел свой путь в вечность.