«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — так однажды сказал Владимир Ильич Ленин. И оказался полностью прав, ведь, что тогда, что сегодня, фильмы оказывают мощнейшее влияние на людей: их обсуждают, анализируют, цитируют, с ними сравнивают, ассоциируют и в них, конечно, безнадежно влюбляются. А у кого-то просмотр кино и вовсе несокрушимая семейная традиция. Но что можно сделать, чтобы переступить, наконец, эту черту любителя и сделаться настоящим ценителем кинематографа?
Можно смотреть много фильмов
Здесь стоит сказать, что много фильмов не можно, а даже нужно смотреть! Насмотренность работает в любой сфере: в моде, дизайне, копирайтинге и даже в кулинарии — где угодно. Также и с кино: чем больше ты увидишь фильмов, тем лучше будешь их понимать. Только не зацикливайся на одних ромкомах или мелодрамах, охватывай как можно больше жанров: от черно-белых ужасов немецкого экспрессионизма до голливудских блокбастеров.
И пренебрегать этим не стоит! Например, если после «Дюны» Дени Вильнева с Тимоти Шаламе и Зендеей в главных ролях, ты вдруг захочешь ознакомиться с другими работами режиссера, то вряд ли ты испытаешь такое же наслаждение: эти фильмы уже не такие прямолинейные и масштабные. «Совсем другое кино! Наверное, это неудачный опыт или бюджет был слишком маленьким», — подумаешь ты. И будешь не права, потому что если бы ты уже была знакома с картинами Вильнева и его предшественниками, то понимала бы подчерк режиссера и с неподдельным удовольствием подмечала бы каждый художественный прием и разгадывала его смысл.
Если не знаешь с чего начать, то посмотри список «топ-250 фильмов» на Кинопоиске или IMDb: там настоящая солянка из жанров, поэтому ты точно ничего не упустишь и будешь разбираться в культовых картинах как современности, так прошлых веков.
Можно начать с классики
Если твоя голова разрывается от количества фильмов, а глаза болят от скачков от старых кадров с бутафорными декорациями к новым с дорогими спецэффектами, то выход здесь один: начинай с классики — то есть со старых фильмов. Конечно, сильно далеко уходить не надо — пока можно обойтись и без фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер, который считают самым первым в истории. Начать можно с картин 20 века, когда кино как раз-таки расцветало и превращалось в индустрию, а знакомые нам жанры только зарождались.
Главное — не думай, что если фильм старый, значит он скучный и неинтересный. Нет, такие, конечно, найдутся — в точности, как и среди современных творений. Чтобы не нарваться на подобные шедевры, на первое время доверься кинокритикам: эти просветленные умы годами ездили на различные кинофестивали, взапой смотрели тысячи картин, а позже анализировали их и составляли списки. Именно к одному из таких списков тебе и стоит обратиться: обычно они все плюс-минус похожи. Например, на Кинопоиске есть «100 лучших классических зарубежных фильмов по версии МинКульт РФ»
Можно сделать акцент на жанрах
И все-таки 100 фильмов — это многовато, правда? Тогда сконцентрируй свое внимание на определенном жанре: пускай это будет хоть комедия, хоть мелодрама — разбираться в одном жанре намного лучше, нежели беспомощно плавать во всех. Если пойдешь по этому пути, то обязательно обращай внимание на режиссеров: в каждом жанре существует свой мастер. Вот как выглядит пятерка лучших детективных фильмов по версии американского института киноискусства:
«Головокружение», Альфред Хичкок (1958)
«Китайский квартал», Роман Полански (1974)
«Окно во двор», Альфред Хичкок (1954)
«Лора», Отто Премингер (1944)
«Третий Человек», Кэрол Рид (1949)
По этому списку не трудно вычислить режиссера, который является представителем жанра. Если говорить о более современных детективах, то топ Кинопоиска выглядит так:
«Шестое чувство», М. Найт Шьямалан (1999)
«Достать ножи», Райан Джонсон (2019)
«Долорес Клэйборн», Тейлор Хэкфорд (1995)
«Девушка с татуировкой дракона», Дэвид Финчер (2011)
«Дело Коллини», Марко Кройцпайнтнер (2019)
Можно читать книги
Да, читать и смотреть — совершенно разные вещи, но в книгах часто делают разборы и подборки фильмов и режиссеров. А понимание того, кто и что снял, стилей и законов жанра уже облегчает процесс выбора и анализа картины.
Но не забывай, что над фильмом работает не только режиссер: сценаристы, актеры, монтажеры, продюсеры — все они также влияют на качество продукта. Поэтому узконаправленную литературу тоже будет полезно почитать. Например, «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла — настольная книга для сценаристов, в которой рассказывается о классическом пути героя: от «зова к приключениям» и «наставника» до «испытания», «возвращения» и «трансформации». Кстати, по этой схеме построены «Звездные Войны», «Властелин колец» и «Гарри Поттер».
Можно слушать подкасты
Лучший способ начать в чем-то разбираться — это целиком окружить себя этим: если изучаешь английский, то с головой погружаешься в английскую речь, литературу и фильмы. То же самое и с кино: фильмы нужно смотреть, анализировать, обсуждать, про кино нужно читать, иногда писать и слушать. Очень хороши в этом деле подкасты: в них можно узнать что-то новое, услышать другую точку зрения и сравнить свои впечатления с чужими. А еще, обрати внимание на видеоэссе: в интернете их полно! Что подкасты, что видео о кино советую искать на Кинопоиске: там найдутся выпуски про жанры, течения, режиссеров, актеров и даже музыку.