Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Великая красота»

Итальянские режиссеры, начиная с Феллини и заканчивая Соррентино, представляют собой плеяду выдающихся мастеров кинематографа, показавших, как фильмы могут заставлять задуматься, плакать, смеяться и бояться. Сегодня ты узнаешь о некоторых выдающихся шедевров итальянского кино, с помощью которых научишься разбираться в артхаусе, неореализме и комедии лучше, чем когда-либо. Поверь, этот список точно станет твоим главным помощником при выборе кино в свободный вечер 😉

Ад (1911)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Ад»

Данная экранизация Данте — первый полнометражный итальянский фильм, который также считается одним из первых «полных метров» в мире. Это не дословная адаптация поэмы, а скорее «ожившие гравюры» Гюстава Доре, которые можно толковать так, как хочется. Отличный фильм для первого знакомства с «Божественной комедией» и итальянским кино в целом.

Рим, открытый город (1945)

Культурный ход: шедевры итальянского кино

Это не просто драма-эпоха, а целое антифашистское высказывание Роберто Росселлини, иллюстрирующее судьбу нескольких коммунистов во время нацистской оккупации Рима в 1943 году. В оккупированном Риме в 1944 году немецкие войска пытаются арестовать Луиджи Феррариса (скрывающегося под псевдонимом инженера Джорджио Манфреди), коммуниста и лидера Сопротивления. Хозяйка его ночлежки вовремя предупреждает его о плане немцев, и Луиджи скрывается в доме Франческо, еще одного бойца Сопротивления.

Похитители велосипедов (1948)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Похитители велосипедов»

Режиссер Витторио де Сика использует ребенка в качестве главного героя, а также взрослого как «второго» важного персонажа, демонстрируя два разных поколения, их радости и страдания. Взрослый представляет собой «старую» жизнь, борющуюся за выживание в несправедливой Италии, а ребенок — это символ добра и надежды, который своим оптимизмом и любознательностью поддерживает отца и спасает его.

Умберто Д. (1952)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Умберто Д.»

Еще одно произведение де Сика, которое стало своеобразным завершением периода неореализма в итальянском кино. Почти все роли в фильме исполняют непрофессиональные актеры, а сюжет рассказывает об одиноком пожилом мужчине и его собаке, которые пытаются выжить в жестоком и равнодушном Риме. Единственный человек, кто неравнодушен к пенсионеру — это беременная служанка его домовладелицы, завязавшая неудачный роман с солдатом, который отказывается признавать свое отцовство.

Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны (1958)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны»

Немного отвлечемся от драмы и посмотрим очаровательную криминальную комедию Марио Моничелли. Несколько жуликов пытаются ограбить ломбард, и сама жизнь постепенно приводит их к тому, что за такие дела лучше не браться, если ты ничего в них не смыслишь (и это вообще-то незаконно). В 1958 году фильм стал настоящим хитом, тотчас возведя задействованных актеров в ранг итальянских суперзвезд. После выхода «Злоумышленников» фильмы-ограбления стали очень популярными (да-да, «Бумажный дом» из той же оперы).

Маска Сатаны (1960)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Маска Сатаны»

От комедий быстренько бежим к хоррорам. «Маска Сатаны» показал, что итальянцы великолепно умеют в ужастики, причем без особых спецэффектов. Это готическая драма повествует о колдуньях и парочке ученых, перешедших им дорогу. Древняя ведьма накладывает проклятье не только на профессоров, но и на живущую неподалеку семью, всячески отравляя тем жизнь. Ужастик выигрывает не сценарием, а стилем и операторской работой, которая может вызывать мурашки даже у современного зрителя.

Сладкая жизнь (1960)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Сладкая жизнь»

«Сладкая жизнь» до сих пор считается одним из шедевров Феллини и остается одним из величайших изображений итальянской «сладкой жизни», которая была настоящим lifestyle-трендом на протяжении конца 50-х и 60-х годов. Это одна из лучших ролей Марчелло Мастроянни и один из самых длинных фильмов Феллини — длится фильм аж 180 минут! Фильм следует за любовью и драмой Рубини — журналиста светской хроники, и именно в этом фильме слово «папарацци» было употреблено впервые. Фильм состоит из семи разных эпизодов, разделенных на части.

Развод по-итальянски (1961)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Развод по-итальянски»

И снова фильм с Мастроянни (да, он был настоящей иконой комедии). Женатый сицилийский барон влюбляется в свою кузину и клянется жениться на ней, но поскольку развестись со своей женой он по закону не может, он должен придумать преступление на почве страсти, чтобы избавиться от супруг раз и навсегда. И нет, это не триллер, а искрометная комедия, элементы которой можно встретить даже в современном кино.

Конформист (1970)

Культурный ход: шедевры итальянского кино

Эта история начинается в 1938 году в Риме, где главный герой устраивается на работу к Муссоллини и ухаживает за красивой молодой женщиной, которая делает его конформистом, то есть приспособленцем. Марчелло едет в Париж в свой медовый месяц, и у его начальства есть для него задание — найти и устранить старого профессора, бежавшего из Италии, когда к власти пришли фашисты. Эта драма анализирует фашизм и феномен «следования толпе», превращаясь из шпионского триллера в психологическую трагедию.

Паскуалино «Семь красоток» (1975)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Паскуалино „Семь красоток“»

Во время Второй мировой войны неаполитанец Паскуалино Фрафузо считает себя центром мира из-за особенных усилий по защите чести своей семьи, состоящей из его матери и семи малопривлекательных сестер. Он знает, что тоже не особо красив, но считает, что все равно вызывает романтический интерес у большинства женщин. Защищая честь своих сестер, он часто называет себя Паскуалино Сеттебеллеззе, что в переводе Паскуалино означает «Семь красавиц». Режиссер фильма, Лина Вертмюллер, стала одной из первых женщин, получивших «Оскар» за лучшую режиссуру. И неудивительно: она создала невероятный фильм, совмещающий в себе черный юмор и опустошающе трагичные сцены.

Суспирия (1977)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Суспирия»

Культовый хоррор Дарио Ардженте стал своеобразной «Библией» для создателей ужастиков, ведь в нем прекрасно все, от постановки до актерской игры. Главная героиня фильма — балерина Сьюзи, которая приезжает в Германию, чтобы учиться в престижной школе танцев. Постепенно девушка начинает сходить с ума, ведь вокруг нее происходят странные и пугающие вещи. Постепенно Сьюзи понимает, что попала не в училище, а в место, где собираются ведьмы, так что о безопасности там можно и не мечтать.

Новый кинотеатр «Парадизо» (1988)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Новый кинотеатр „Парадизо“»

Юный Сальваторе Ди Вита (Сальваторе Кашио) находит идеальный способ сбежать от жизни в своей раздираемой войной сицилийской деревне: кинотеатр «Парадизо», где киномеханик Альфредо (Филипп Нуаре) прививает мальчику глубокую любовь к кино. Когда Сальваторе вырастает, то влюбляется в красивую местную девушку (Агнесе Нано) и становится киномехаником Парадизо. Альфредо должен убедить Сальваторе покинуть свой маленький город и заняться своей страстью к кинопроизводству. Этот фильм, получивший премию «Оскар», трогательно признается в любви кинематографу и демонстрирует магию невероятной музыки Эннио Морриконе.

Жизнь прекрасна (1997)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Жизнь прекрасна»

Фильм Роберта Бениньи был не просто хитом, а настоящей провокацией, ведь он вызвал немало споров среди зрителей и критиков. Сюжет драмы вращается вокруг итальянского еврея и его семьи, которую высылают в концлагерь во время Холокоста. Но Гвидо находит неожиданный способ справиться с этим испытанием: он превращает пребывание в лагере в настоящую сказку для своего сына, чтобы не помешать тому переживать светлые моменты детства. Именно этот момент и стал предметом споров — шутки и оптимизм в теме Холокоста — но сейчас понимаешь, что такой подход лишь усиливает ужас того, что происходило в немецких концлагерях во всей Европе.

Гоморра (2008)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Гоморра»

Ну что, криминал? На этот раз весьма серьезный, ведь мы говорим о драме Маттео «Гомоорре», признанной критиками и получившей Гран-при Каннского кинофестиваля. Этот фильм рассказывает о жизни пяти преступных группировок, тем самым рисуя картину жизни современной бандитской Италии без лоска и шика. Эта неприукрашенная история призвана развеять стереотипы о мафии и гангстерах, показывая весь ужас положения тех, кто жаждет подражать бандитам и их «богатой и счастливой» жизни.

Великая красота (2013)

Культурный ход: шедевры итальянского кино
Фото
Кадр из фильма «Великая красота»

Широко обсуждаемая и любимая синефилами картина Паоло Соррентино рассуждает о старости, молодости и смысле жизни. Ее главный герой — престарелый писатель Джепе Гамбарделле, который предается воспоминанием во время прогулки по Риму. Он принадлежит к высшему классу, был невероятно популярен и много времени отдал вечеринкам, интрижкам и светской жизни. В этом водовороте эмоций он потерял остроту пера, а теперь, в старости, переосмысливает свои принципы через встречи со знакомыми и улицы родного города. Этот фильм получил премию «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке» не просто так, ведь в нем прекрасно все, но особенно — посыл и визуал.