С каждым годом в музыке появляется все больше стилей, способных удивлять слушателей. Одни создают новые направления, другие переделывают классические произведения, внося свой вклад. Однако все с чего-то начинается, а значит и в этом искусстве есть основоположники.
Многие жанры со своими особенностями уже не используются при написании композиций. О некоторых ты могла слышать, но никогда прежде не относить их к музыке. Сегодня попутешествуем по старинным стилям, от которых пошли и все остальные 👇🏻
Египетская музыка
Помимо строительства пирамид, в Египте большое внимание уделялось и музыке. Сперва она была дополнением к пению артистов, но постепенно выделилась и стала развиваться самостоятельно. Основой любой композиции был ритм, и уже к нему присоединялось все остальное. Мелодии отличались яркостью, резкостью и даже динамичностью, во многом для удобства танцоров.
Основными инструментами были флейта и арфа. Для создания ритмичности использовали барабаны, которые носили название барабука и хока, а также бубны — рикки. Конечно, египтяне на этом не остановились. Со временем там появились целые ансамбли, а играть начали и на импровизированной лютне — мизмаре, и на аргуле - двойном кларнете.
Древнерусская музыка
На Руси вся музыка делилась на обрядовую и народную. Второй стиль в основном использовался скоморохами, чтобы развлекать публику. Они использовали бубны, гусли, волынки, трубы. Чаще всего их выступление сопровождалось рассказами о подвигах богатырей, былинами и песнями.
С ростом верующих людей появился и новый стиль — церковный. Главным инструментом был голос. Все мелодии исполнялись хором или сольно, без использования дополнительных атрибутов. Потом добавились колокола, характерные лишь для Древней Руси. Их звон созывал народ на службу.
Скандинавская музыка
Формирование скандинавской музыки во многом зависело от путешествий и мифов стран. Например, в Норвегии было очень много баллад о разных духах, троллях, гномах. Нельзя забывать и про викингов-мореплавателей. Их похождения тоже были темами для песен. Часто мелодии делились на колыбельные, пастушьи, богатырские и даже шуточные.
Разновидность инструментов была огромная. Скандинавы пользовались скрипками, древними арфами, лютнями и рогами животных. Часто песни исполнялись только за счет голоса. Подражание природе было важной частью музыкальной культуры — многие мелодии старались походить на перекличку в горах. Да и сами произведения были глубокими и иногда даже жуткими.
Китайская музыка
Китай практически всегда считался обособленным государством. Его культура сильно отличалась от других стран. В древности музыка в основном была в обрядах и различных церемониях. Для них использовались достаточно простые музыкальные инструменты: каменная плита (цинь), железный колокол (чжунь) и глиняный шар (шэн).
Постепенно с развитием искусства появляются и новые приборы. Начинают придумывать различные трещетки, скребки, струнные инструменты типа лютни — пипы. А вскоре из Центральной Азии приходит и ху-цинь (варварская цитра). И хоть сама мелодия получалось плавной, иногда пение исполнителей могло звучать резко.
Японская музыка
Как и во всех других случаях, изначально японская музыка использовалась для магических обрядов. После на ее становление повлияли конфуцианское и буддийское учения. Со временем она стала неотъемлемой частью в императорском дворце. Был создан государственный орган по изучению музыкальных стилей и ответственный за увеселение императора. Выделялся даже отдельный жанр — гагаку (изысканная музыка).
Сперва инструменты использовались достаточно простые — бамбуковые флейты, лютни, духовые инструменты. Мелодия была плавная и однообразная. Зато горловое пение японских буддистов отличалось громкостью и ритмичностью. Такой стиль исполнения молитв называли сёмё.
Французская музыка
Основой для зарождения музыки во Франции послужило народное творчество. Пение было важной частью нижних слоев населения. Постепенно к этому прибавилось и церковные службы, для которых различные композиции были просто необходимы. И все же, творчество простых людей повлияло на культуру сильнее. Колыбельные, сатиры и ремесленные произведения, а также народные танцы положили начало и всему остальному.
Главными инструментами были волынка, скрипка, колесная лира и дудка. Часто они звучали дуэтом или даже целым оркестром. Сама музыка была веселой и заводной, но во многом это зависело и от жанра. Например, когда речь заходила о неразделенной любви, мелодия могла стать грустной.
Африканская музыка
Музыка Африки считается уникальной и необычной. Еще бы, учитывая то, сколько племен ее населяет. У каждого есть свои традиции, боги и ритуалы, а значит и культура сильно различается. Обряды очень чтились коренным населением и передавались по наследству без малейших изменений канона. Молодежь обучали играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.
В основном использовали барабаны, струнные инструменты, разные пластины, рога животных, музыкальный лук и даже дудки из стеблей камыша. Песни чаще всего о героических подвигах, колыбельные или трудовые. И хоть мелодию с пением можно назвать весьма специфическими, с постоянными перепадами тонов, общая картина звучит красиво и приятно.
Арабская музыка
Изначально считалось, что стихи и музыку арабы получали с помощью джиннов. Были широко распространены песни о героических похождениях предков, мелодичные диалоги, а также и простое перечисление всех ремесел. Конечно, и охота, и танцы тоже сопровождались композициями, достаточно яркими и эмоциональными.
Сперва инструменты были достаточно простыми — лютня-мизхар, однострунная скрипка ребаб, бубен дуфф. Постепенно они обогащались различными духовыми, ударными и струнными инструментами. В древности музыку исполняли в основном женщины. Мелодии были ритмичными и бодрыми, но могли переходить и в плавные.
Греческая музыка
Музыкальная культура Древней Греции во многом связана с мифологией. Боги Олимпа даже участвовали в различных состязаниях, чтобы определить, чьи познания в искусстве лучше. Во многом это было связано и с образованием. В сочинительстве мелодий стремились к гармонии, благозвучию и чистому совершенству.
Среди инструментов были щипковые — лира, кифара; духовые — флейта и сиринга; ударные — тимпан (литавры) и кимвалы (тарелки). По музыкальному искусству составлялись даже целые учения. Греки, как всегда, серьезно подошли к вопросу. А мелодии в итоге получались плавными и звучными.
Древнеримская музыка
Музыка занимала важную роль в ежедневной жизни римлян. Сперва она была достаточно самобытной и независимой, и уже потом переняла многие тенденции других стран. Из-за популярности театральных постановок это искусство развивалось очень стремительно. Император Домициан даже организовал соревнования между музыкальными виртуозами.
Кифара и авлос были наиболее распространенными музыкальными инструментами. Среди прочих выделялся водяной орган-гидравлос, а также трубы и другие ударные инструменты, которые пришли в Рим из других стран. Среди аристократии считалось модным содержать целый оркестр рабов, которые услаждали бы слух господ красивыми и мелодичными композициями.
Каждый стиль, присущий разным странам, по-своему уникален. Во многом это обуславливается историческими особенностями государств, религией и народом. И все же, практически все мелодии можно назвать красивыми. Часто при прослушивании такой музыки чувствуешь себя частью древности.
Без сомнений, в будущем еще появится множество музыкальных стилей, которые будут чем-то похожи на уже существующие. Конечно, и отличаться от них, ведь есть еще столько всего, о чем мы не знаем. И все же, истоки никогда не будут забыты, ведь как раз от них и пошло все остальное 👏🏻