Сегодня многие люди с фотоаппаратом в руках думают, что работают в жанре современной фотографии, но на самом деле это не так (или не совсем так). Создание кадров в этом направлении подразумевает полную свободу в выражении идей, абсолютно новаторский подход с использованием как новейших, так и классических методов съемки, а еще много-много творчества ✨
Именно поэтому фотографов, работающих в данном жанре, принято называть художниками, ведь перед ними нет никаких рамок. Сегодня мы постараемся погрузить тебя в контекст современного искусства, а также расскажем историю и покажем кадры нашей героини Софии Филатовой, победительницы чемпионата творческих компетенций ArtMasters 2023 👇
Какая фотография считается современной?
Чтобы понять, что такое современная фотография, надо сначала разобраться, когда она появилась. Важно отметить, что в любой исторический период фотографы творили в данном жанре: работы Энселя Адамса (1930-е) или Анри Картье-Брессона (1940-е), например, принято считать авангардными, так как они были созданы в диалоге со временем, историческим контекстом и современной для их эпохи культуры.
Официальной точкой отсчета в возникновении направления стали 70-е, однако его расцвет приходится на 90-е годы. Все, что создавалось до, называется модернистской фотографией (modern art photography). Возможно, ты удивишься, но за эти годы ничего особо не поменялось: смысл, вкладываемый в создание современной фотографии, остался тем же, что и 30-40 лет назад!
Если коротко, то современная фотография (contemporary photography) — референс к современной культуре. Он всегда создается в контексте сегодняшнего дня, реагирует и комментирует его (рефлексирует). Подпитанный философией актуальности, такой снимок стремится к междисциплинарным и межкультурным взаимодействиям с другими областями.
В чем разница между художественной фотографией и современной?
Еще одним важным моментом для идентификации современной фотографии является авторский замысел. Снимок должен стать неким каналом связи, чтобы мы могли его «слышать» и понимать без слов. Если кадр просто копирует реальность без какой-либо рефлексии и не имеет никаких отсылок к современной культуре, его принято называть художественным (fine-art).
Разберемся на конкретном примере. Испокон веков пейзажные съемки пользуются огромным спросом. Однако снимок моря или заката априори нельзя назвать современным. Это чистой воды художественное изображение, целью которого является показать природную красоту. И на этом все! Язык фотографии в данном случае никак не пересекается с языком жизни, так как у автора нет цели «поговорить» со зрителем или поведать ему что-то новое.
Направления современной фотографии
Существует два важных направления современной фотографии: она может быть концептуальной и междисциплинарной. Давай посмотрим на разницу, чтобы быть ближе к пониманию данного феномена 👇
Концептуальная фотография обращается к интеллектуальному осмыслению увиденного и не занимается воспроизведением красоты окружающего мира. Как правило, такие снимки очень абстрактны и граничат с живописью. Фотография как полноценное искусство в данном случае является предметом съемки и исследует сама себя.
Междисциплинарная фотография работает в междисциплинарных и межкультурных пространствах, исследует через снимок актуальные вопросы современной философии, религии, науки, психологии, социологии и даже политики. Эти работы поднимают такие темы, как повседневность, человек и общество, изменение окружающей среды, миграцию, глобализацию, медиа, общество и так далее.
В чем фишка современной фотографии?
Неосмысленная фотография — неодушевленная. Пожалуй, это главное правило для тех, кто хочет развиваться в данном ремесле. Это может быть стилистически продуманный снимок, который будет понятен каждому, а может быть и загадочный для понимания. Главное — не забывай, что в твоей работе должен прослеживаться авторский замысел в контексте междисциплинарного и межкультурного пространства.
Разнообразие способов при создании современной фотографии тоже поражает: фотограф для одного кадра может обратиться как к новейшим технологиям (например, к компьютерной графике), так и более классическим методам, заложенным великими фотографами много лет назад. Как упоминалось ранее, здесь нет сковывающих границ: творческая свобода, полет фантазии, море креатива и многопрофильность помогут тебе создать свой шедевр в рамках жанра.
Как видишь, theGirl в этом году тоже погрузились в интересную сферу с конкурсом ArtMasters и влюбились в работы победительницы Софии Филатовой! Предлагаем вместе с нами изучить историю становления нашей талантливой героини, которая, возможно, замотивирует тебя заняться фотографией 🥰
Уже понятно, что современной фотографией способны заниматься люди исключительно креативные и творческие. Как личность «многожанровая» и «многопрофильная» София предана искусству с раннего возраста: «Мой творческий путь начался с того, что в 4 года я победила в национальном конкурсе детского рисунка, — поделилась девушка. — Это была моя первая награда — медаль и диплом, а мой рисунок был представлен на московской выставке детского творчества».
«В возрасте от 6 до 10 лет я обучалась мультипликации, создавала мультфильмы из пластилина своими руками и оживляла персонажей на монтажном столе. Уже в 6 лет я узнала о специфике монтажа и использовании программ, – продолжила она и добавила: — В таком юном возрасте я принимала участие в фестивалях мультипликации и выиграла свою первую награду в сфере визуального искусства за лучший драматический мультфильм».
В 14 лет юная девушка поступила на курсы фотографии, где ее всему и обучили. Она практиковалась на друзьях, одногруппниках, а также впервые попробовала себя в создании студийных портретов и натурной съемки. Затем София поступила в киношколу имени МакГаффина, где, собственно, познакомилась с кинематографией. Поучаствовав в различных фестивалях и проектах, София окончательно поняла, что визуальное искусство — это то, с чем она хочет связать жизнь 👇🏻
«Я прошла множество курсов и получила образование в киношколе „Артерия кино“ по специализации „Кинооператор“, что дало мне еще больше знаний в сфере кино и фотографии. Там нам предоставляли четкие задачи по композиции кадра, киноосвещению, монтажу и съемке фото и видеороликов. Именно с этого момента я окончательно взяла камеру в руки и начала фотографировать людей, что принесло мне первую оплату за мои услуги».
Далее наша героиня готовилась к поступлению во ВГИК на факультет режиссуры, кино и ТВ. София выбрала первое, потому что всегда ощущала тягу к созданию творческой картины. Работа с актерами на съемочной площадке, сотрудничество с операторами и звукорежиссерами, а также формирование четкой драматургии в сценариях — все это очень привлекало девушку.
Так, сразу после окончания школы, в 17 лет София поступила на режиссерский факультет ВГИКа, а в уже в 19 победила на международном кинофестивале им. Владимира Меньшова с картиной «Оркестр 18-» в номинации «Лучший студенческий документальный фильм». Также одну из работ девушки показали в кинотеатре «Англетер» в Санкт-Петербурге в рамках кинофестиваля «Влюбленные в искусство».
Но ты не подумай, София про фотографию ни на секунду не забывала и камеру из рук не выпускала. Она щелкала людей на заказ или просто для удовольствия, проводила предметные и каталожные съемки и даже работала штатным фотографом в театре! Увлечение ремеслом привело героиню на конкурс ArtMasters, где ей удалось войти в топ-10 лучших фотографов на чемпионате и испытать свои силы, соревнуясь с сильными участниками.
«Задание заключалось в следующем: снять рабочую семейную династию, передать характеры героев и их сферу деятельности. Мне попалась семья Уляковых-Юсовых, они представители локомотивостроительной династии на Коломенском заводе. Для реализации этой фотосъемки я выбрала индустриальный стиль Александра Родченко и попыталась сделать его актуальным в наше время. По итогу я заняла 4-е место в компетенции «Фотограф“».
Талантливые и амбициозные люди всегда добиваются поставленных целей. София — прямое тому доказательство: девушка не стоит на месте, экспериментирует и продолжает развиваться в искусстве. Как и у любого творческого человека, у нее грандиозные планы на будущее, которыми она любезно с нами поделилась 👇🏻
«Осматривая свою карьеру, я уверена в том, что у меня есть две мечты: режиссура кино и фотография. Я считаю, что хороший режиссер должен обладать обширными знаниями во всех смежных творческих областях. Кроме киносъемки, я всегда мечтала работать в качестве фотографа для престижного журнала, быть глазами стильного издания и вносить свою моду с помощью фотографии, — заключила София и добавила: — Надеюсь, что в ближайшее время мои мечты станут реальностью, и я смогу полностью реализоваться, ведь каждый день я нахожу что-то новое в своем творчестве» ✨