Режиссерский стиль Даррена Аронофски очень уникален и интересен. Его манера режиссуры дает актерам много свободы, что может показаться сложным для работы, но на деле позволяет создавать нечто уникальное. Это же влияет и на смысл его фильмов — трактовка просто не может быть однозначной.
Режиссеру очень важно знать, как должны выглядеть и ощущаться его фильмы. Если его идеи передаются правильным образом, то именно они выделяют конкретные картины среди других. Какими же могут быть идеи мистера Аронофски? Попробуем разобраться!
Кто такой Даррен Аронофски?
Даррен Аронофски — американский кинорежиссер и сценарист, создавший целый ряд культовых фильмов: «Пи» (1998), «Реквием по мечте» (2000), «Фонтан» (2006), «Рестлер» (2008), «Черный лебедь» (2010), «Ной» (2014) и «Мать! (2017).
Даррен Аронофски родился 12 февраля 1969 года в Бруклине, Нью-Йорк. Учился в Гарвардском университете, где поставил несколько пьес, включая постановку мюзикла «Кабаре». Его дипломная работа, «Зачистка супермаркета», была приобретена каналом MTV и показана в 1992 году.
В 1994 году Аронофски вместе с продюсерами Скоттом Франклином и Ари Генделем основал продюсерскую компанию Protozoa Pictures. Компания выпустила несколько фильмов, в том числе «Пи» и «Реквием по мечте».
Как работает Даррен Аронофски?
Даррен Аронофски выделяется тем, что сочетает форму с функцией, то есть его сюжетные решения неразрывно связаны с уникальными визуальными и слуховыми стимулами, которыми он их украшает. При этом персонажи фильмов Аронофски часто находятся в тисках одержимости или безумия: в «Реквиеме по мечте» и «Черном лебеде» мы видим главных героев, чьи желания доводят их до ручки, толкают на грань между реальностью и воспаленной фантазией.
Как же безумные герои и стимулы сочетаются друг с другом? Сначала поговорим о звуке в фильмах Аронофски — там это не просто слой или часть проекта, это отдельный персонаж. Едва уловимое нагнетание интенсивности музыки часто предупреждает нас о надвигающейся гибели его героев.
То же касается и окружения, то есть визуальных решений: Аронофски встраивает символизм в декорации, костюмы и цветовую гамму. Вспомни мотивы зеркал в «Черном лебеде», подчеркивающие двойственность разбитой личности главной героини.
О чем фильмы Даррена Аронофски?
Нежелание Аронофски избегать сложных тем ставит его в ряд великих кинематографистов. Проблемы зависимости, саморазрушения и стремления к совершенству — постоянные темы его фильмов, как самых мрачных, так и полных надежд. В основе режиссуры Аронофски лежит голод художника, и именно он позволяет нам лучше оценить его работу, ведь стремление к расширению границ позволяет сделать каждый фильм уникальным, погружающим в атмосферу и побуждающим задуматься.
Звучит сложно, но именно это ощущение становится откликом зрителя и ведет к увеличению преданных поклонников Аронофски, а также неизменному признанию от критиков. Способность режиссера переплетать и без того закрученные сюжеты с новаторскими визуальными эффектами раздвигает границы кинематографа.
Думаю, ты не удивишься, что работы Аронофски известны своим глубоким влиянием как на мейнстрим, так и на инди-кинематографистов. Его подход вдохновил множество фильмов, которые осмелились исследовать темные стороны человеческой натуры. Психологическая драма + сюрреалистический ужас + новаторская научная фантастика = коктейль из тем и визуальных образов, которые еще долго остаются в памяти после финальных титров.
Фильмы Даррена Аронофски, которые должен увидеть каждый
Кит (2022)
В центре сюжета — Чарли (Брендан Фрейзер), 600-килограммовый мужчина, который никогда не выходит из дома и хочет наладить отношения со своей дочерью Элли (Сэди Синк). Под огромным количеством грима Фрейзер демонстрирует замечательную игру, которая подарила ему заслуженный «Оскар». В то время как окружающий Чарли мир постоянно ругает, оскорбляет и смотрит на него свысока, герою удается находить хорошее в людях, и именно эта любовь к человечности становится душой этого фильма.
Пи (1998)
Дебютная работа Даррена Аронофски демонстрирует огромные перспективы молодого режиссера. Сюжет рассказывает о теоретике чисел, который верит, что число Пи содержит удивительный ответ, но затем начинает параноить, что за ним охотятся финансовые аналитики, считающие, что оно разблокирует фондовый рынок, а также евреи-хасиды, считающие, что оно содержит ответы на вопросы Торы.
Мать! (2017)
Аронофски говорил о множестве метафор, которые применил в этом фильме, и о том, какой глубокий смысл за этим кроется, но «Мать!» все еще превосходит его другие работы из-за того, насколько она безумна. Аронофски бросает столько трэша на пути героини-матери (Дженнифер Лоуренс), что зрители всеми фибрами души и клеточками тела чувствуют всепоглощающее безумие мира вокруг этой героини.
Реквием по мечте (2000)
Это фильм, который, возможно, сделал Аронофски звездой и сделал музыку Клинта Мэнселла мастхэвом для трейлеров на полдесятка лет. «Реквием» выглядит как самая эффективная в мире антинаркотическая реклама, но Аронофски, кажется, просто стремится к тому, что лежит в основе его фильмографии, — к одержимости и страданию. Эти две темы пересекаются в самом сердце зависимости, что и делает «Реквием по мечте» таким мощным посланием.
Черный лебедь (2010)
Психологический хоррор Аронофски 2010 года неожиданно оказался в центре оскаровской гонки, получив номинации за лучшую картину, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу и лучший монтаж, а также завоевав награду за лучшую женскую роль для Натали Портман. Ее работа действительно поражает воображение, а сам фильм заходит в поистине сюрреалистические и ужасающие места — сцена с Вайноной Райдер в больнице безумно страшна для матерей).