«Премия ASTA — очень важная инициатива, появившаяся на российской арт-сцене. Несмотря на то, что она проводится в первый раз, мы получили большое количество заявок и смогли представить в публичном поле много неожиданных проектов, созданных молодыми авторами.
Интересно, что научно-технологическое искусство оказалось востребованным не только среди профессионального сообщества, но также у бизнес-партнеров и научно-исследовательских институтов. Для нас это стало еще одним доказательством того, что междисциплинарная коллаборация сегодня имеет крайне высокое значение для развития культуры в целом», — рассказала куратор премии ASTA Христина Отс.
Мы рассматриваем премию ASTA как проект, который даст импульс молодым авторам к дальнейшему развитию в арт-среде.
Генеральный продюсер Премии Марина Смирнова добавила, что научно-технологическое искусство активно развивается и в России у этого направления огромный потенциал.
Однако художникам все еще не хватает поддержки, считает Марина: «Нам хотелось предоставить ее — так появились восемь номинаций премии. Она направлена на поддержку молодых художников, поэтому все наши призы связаны с дальнейшим развитием — это резиденции, персональные выставки, помощь в доработке проекта. Хочу поблагодарить команду премии, членов жюри и наших партнеров».
Кстати, статуэтки для номинантов и видео-оформление церемонии разработаны художником Романом Солодковым, а музыкальное сопровождение подготовил саунд-дизайнер Александр Пономарев.
Нейротехнологическое искусство
Иван Заславец
«Лаборатория Боли, или К чему приводит Овидий»
(Автор идеи, режиссер: Иван Заславец; Драматург: Ирина Уманская; Актер: Евгений Рыжик; Актриса: Анна Дразнина)
Перформанс с использованием датчиков и нейроинтерфейсов, созданный на основе исследования Лаборатории психофизиологии исполнительских искусств и Института мозга человека РАН.
В рамках перформанса «Лаборатория Боли, или К чему приводит Овидий» происходит фиксация данных электрической активности верхней коры головного мозга, что позволяет реальном времени отследить состояния актера на сцене. Драматургическая основа проекта — анонимные тексты «Лаборатории боли».
Биоарт
София Баринова-Осбанова
«Я — Другой»
(Научные консультанты: Ипполит Маркелов, Екатерина Скорб; Художник-постановщик: Екатерина Егорова; Операторы: Екатерина Егорова, Рамазан Валиев; Саунд-дизайнер: Антон Щеголев)
Проект обращается к нашим отношениям с животными, в которых мы зачастую видим отражение собственных переживаний. В проекте представлены воспроизведенные в лабораторных условиях слезы трех классов животных — рептилий, птиц и млекопитающих — как символ их ускользающей чувственности, которую нам не дано постичь и которая не дана животным, чтобы быть прожитой через плач.
Через нанесение на собственную кожу воспроизведенных по составу слез животных мы обращаемся к опыту Другого, символически оплакивая невозможность его постижения.
Робототехническое искусство
Анатолий Кучин, Анна Пряхина
MODIS-TD
Инсталляция MODIS-TD представляет собой механизм, который создает возможность диалекта между зрителем и данными из космоса. Основной алгоритм управляется данными с сайта NASA, который ежедневно собирает изображения с температурой поверхности океана, собранные прибором MODIS.
Каждое полученное изображение раскладывается на пиксели, выводится в визуальный ряд на экран дисплея, конвертируются в числовые данные о координатах и каналах RGB перебираемых пикселей, переводится в алгоритмические звуковые композиции и выводится на термопринтер.
Медиаискусство
Данила Логвиненко
AcCord
AcCord — это аудиовизуальная интерактивная инсталляция, представляющая собой интерфейс альтернативной перцепции звуков. Название инсталляции отсылает к музыкальному термину и одновременно к пуповине (англ. Cord). В проекте аудиовизуальные импульсы передаются на телесном уровне: зритель воспринимает звук через изменение вибраций и света.
Ритмическая основа, складывающаяся из биения сердец, изменяющегося давления и внешних шумов, по звучанию напоминает басовую партию. С помощью низкочастотных вибраций на кончике пуповины, и динамично изменяющегося освещения, художник воссоздает звуковую и чувственную перцепцию, приближенную к слышанию мира младенцем.
Перформанс
Kami Usu
X-ray Sound of Bones
«Музыка на костях» — феномен советской музыкальной культуры вдохновивший автора на создание звуковой инсталляции X-ray Sound of Bones, которая заставляет звучать визуальное содержание рентгеновских снимков и светопроводящие свойства материала, при этом не деформируя его физически.
Искусственный интеллект
Полина Чернышева
«Это просто»
Проект «Это просто» — зин, собранный из ответов нейросети на важные жизненные вопросы, на которые сложно ответить человеку. Книга дает возможность получить «рецепты», инструкции к жизни, когда у вас самих ответов не находится. Зин создан при помощи языковой модели нейросети GPT-J, обученной на кулинарных рецептах.
Специальный приз от члена жюри в номинации «Искусственный интеллект»
Даша Азбиль, Лена Бузуева
«В ДЕБРИ»
Смешивая науку и вымысел, авторы реконструируют звуковой ландшафт, в котором поют вымершие виды птиц. Найденные изображения вымерших птиц сонифицированы нейросетью, у которой свои представления о том, как поют птицы.
Звуки раздаются в темноте, которая предстает совокупностью всевозможных вариантов того, как мог выглядеть лес, когда все эти птицы еще жили на земле, или как он может выглядеть в гипотетическом будущем, когда мы можем навсегда забыть, как пели птицы.
VR / AR
Надежда Бей
Corpoirreality (v.1)
Название проекта «корпоирреальность» — оксюморон, образованный на стыке двух английских слов: corporeality и irreal. Работа исследует флюидность тела в цифровом мире, проблемы коммуникации человека с телом себя и другого, его принятия и трансформации, а также показывает, как виртуальность пытается впитать в себя физическое и наоборот.
Проект существует одновременно в нескольких жанрах и может разворачиваться, как перформативный акт, когда художница взаимодействует с человеком и «запечатлевает» его тело линиями в виртуальном пространстве при помощи техники VR-рисования, так и в виде отдельного VR-экспириенса с возможностью побывать среди «отпечатков» других людей.
Народное голосование
Данил Маевский, Арина Воробьева
«В состоянии живого»
(Специальная отметка кураторов Премии ASTA «Биоарт»)
«В состоянии живого» — сайт-специфичная тотальная инсталляция, реализованная в Галерее «Синара Арт» с 9 сентября по 6 ноября 2022 в рамках программы поддержки молодых художников «Новость». «В состоянии живого» исследует природу человеческого восприятия и ощущения, акцентируя внимание на нечеловеческих формах, новой агентности и постгуманизме.
На выставке зрители могли разделить с художником его экзистенциальный поиск, а также проявить заботу об искусстве и поучаствовать в исследовании.
Это еще не все! Некоторые участники получили специальные призы от партнеров премии — и theGirl, конечно, тоже выбрали своего победителя. Символично, что им стала девушка (мы не специально!) 😎 На волне особой популярности и активности нейросетей и искусственного интеллекта этот проект показался нам особенно интересным и очень трендовым.
Выбор издания theGirl.ru
Яна Сорокина
Арт-подкаст «Что думает робот?»
В мини-сезоне арт-подкаста «Что думает робот?» художница общалась с искусственным интеллектом, пытаясь понять, что он думает о мире и как представляет себе человечество.
Подкаст — это серия интервью, где каждый выпуск освещает отдельную тему. Как искусственный интеллект видит будущее и свое место в нем? Знает ли он, что такое любовь? Умеет ли отдыхать? Понимает ли, кто такой человек, или ему это без разницы?
Интервью с Яной Сорокиной скоро опубликуем на сайте и, разумеется, парочку вопросов зададим и ее подопечному. Интересно ведь, что ИИ думает о девушках и их (наших) проблемах 😉
Специальный приз от Masters Digital Gallery получил Степан Терещенко за работу «Лиминальный аттракцион»
Знакомство с виртуальной вселенной происходит с помощью «Лиминального аттракциона». «Лиминальный» значит «переходный». Этот термин появился в компьютерных играх для обозначения пограничного пространства между разными вселенными. В проекте представлена модель фантазийного пространства, выполненная в техниках цифрового 3D-моделирования и видеоарта. Она помогает представить место человека в метапространстве и заглянуть за границы материального мира.
Специальный приз от Yandex Cloud получили Арина Лир и Анна Клай за серию генеративных пейзажей New View
Это нейрофотографии, передающие первое впечатление от Владивостока. Серия передает образ города глазами тех, кто его увидел впервые, тех, кто не знает его истории, тех, кого впервые встретил объятиями местный туман, влажный воздух, бесконечное море и сопки. Художницы обучили нейросеть на основе фотографий, сделанных в первый день их пребывания во Владивостоке, чтобы проанализировать, совпадают ли их впечатления с ощущениями жителей города, которые видят его каждый день.