Концепция авторского кино — кинематографиста как художника и автора своих работ — зародилась в одухотворенном Париже, где кинематографисты и критики рефлексировали на тему развития и переосмысления кинопроизводства в США и Европе после Второй мировой войны.
В какой-то момент все они задумались: что же делает из режиссера настоящего творца своего шедевра? Так на свет и появилось понятие «авторское кино», которое то и дело появляется в научных статьях или обзорах громких картин. Что же это такое? Все не так сложно, но, пожалуй, начнем мы с са-а-а-мого начала…
Когда возникло авторское кино?
Это понятие появилось во Франции в 1950-х годах и было популяризировано режиссерами Франсуа Трюффо и Жан-Люком Годаром, а также журналом Cahiers du Cinéma. Согласно теории авторского кино, режиссер контролирует и «пишет» аудио- и визуальный сценарий фильма и поэтому считается более ответственным за его содержание, чем кто-либо другой из съемочной группы.
При этом не стоит упускать из виду значение композиторов, художников, исполнителей, редакторов и актеров. Режиссер во всей этой истории — лидер команды и человек, принимающий важные решения.
Чем отличается авторское кино от обычного?
Американский кинокритик Эндрю Саррис сформулировал основные черты авторского кино в своем эссе 1962 года «Заметки о теории авторского кино». Согласно этому эссе, режиссер считается автором фильма, если в нем воплощено его личное послание. Австрийский кинорежиссер и сценарист Михаэль Ханеке («Забавные игры», «Видео Бенни») — один из представителей киноавторов, с помощью которых Саррис объясняет особенности такого кино.
С 1970-х годов Ханеке известен тем, что показывает суровую реальность насилия и хаоса западного общества с помощью своего уникального художественного видения. Для передачи своих мыслей он использует нетрадиционное расположение камеры и другие визуальные эффекты.
В таких фильмах, как «Забавные игры» (1997/2007), «Видео Бенни» (1992), «Скрытое» (2005) и «Любовь» (2012), монтаж, продолжительность сцен, блокировка и освещение — это те визуальные элементы, которые Ханеке использует, чтобы донести свою мысль помимо сюжета. Режиссер вовлечен в каждый этап создания свей картины, контролируя все с первой секунды препродакшена и заканчивая премьерным показом.
В чем разница между авторским кино и артхаусом?
Артхаусное кино, также известное как арт-кино, — это фильмы, которые отклоняются от коммерции (или «зрительского» кино), чтобы стать уникальным художественным высказыванием. Они, как правило, характеризуются серьезным, часто экспериментальным характером, ставящим во главу угла режиссерское творчество и художественное видение, а не массовую привлекательность.
Как правило, они ориентированы на нишевую аудиторию, предлагая глубину, сложность и нетрадиционную структуру повествования, бросая вызов традиционным кинематографическим нормам и раздвигая границы повествования и визуальной эстетики. Собственно, этим оно очень похоже на авторское, но есть нюанс: авторское кино вполне может быть коммерческим, но кинематографисты артхауса к этому не стремятся. Наоборот: чем нишевей картина, тем лучше 😉
В чем смысл артхауса?
Артхаусное кино характеризуется отклонением от мейнстрима. Эти фильмы часто производятся вне системы крупных киностудий, дабы сохранить самобытную структуру повествования, визуальную эстетику, уникальную технику повествования и аудиторию, далекой от коммерческих кинотрендов.
Например…
… в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту «21 грамм» используется нелинейная структура повествования, которая держит зрителя вовлеченным, постепенно и аккуратно раскрывая ключевые моменты сюжета.
… в фильме Вонга Карвая «Любовное настроение» мы видим сочную и выразительную картинку, прекрасно передающую невысказанную тоску между героями.
… в фильме Михаэля Ханеке «Забавные игры» герои напрямую обращаются к зрителям, бросая вызов традиционному ожиданию от просмотра кино.
Но иногда уникальность артхауса оказывается безумно привлекательной для аудитории, обыкновенно идущей на коммерческие блокбастеры. Успех оскароносного фильма «Паразиты» Пон Чжун Хо демонстрирует растущий аппетит к артхаусному кино по всему миру.
Что такое интеллектуальное авторское кино?
Многие кинокритики, если ты произнесешь это словосочетание, вспомнят культового кинокритика и писателя Сьюзен Зонтаг. Для Зонтаг кино было наиболее перспективной формой выражения модернизма, отчасти потому, что оно избавляло интеллигенцию от доминирующего и интерпретационного высокомерия.
«В хороших фильмах всегда есть непосредственность, которая полностью освобождает нас от зуда интерпретации», — писала она в 1964 году. «Позволяя поверхностной эстетике и повседневному существованию задерживаться на камере и обеспечивая „непосредственный опыт языка лиц и жестов“, фильмы могут заставить нас ощутить жизнь так, как никогда не сможет сделать письменное слово».
Грубо говоря, интеллектуальное авторское кино — это кино, которое провоцирует зрителя интерпретировать его по-своему. Хорошо это, плохо, душно или нет — решать тебе самой и всем тем друзьям, кого ты затащила на «странный» фильм в небольшой и уютный кинотеатр.
Какое авторское кино посмотреть?
Чтобы ты прочувствовала стиль фильмов, которые кинокритики считают true auteur art, я собрала в одном месте картины определенных режиссеров, пронизанных индивидуальностью до последнего кадра. Наслаждайся!
Любовное настроение (2000)
Вонг Карвай
Двое соседей образуют крепкую связь после того, как оба начинают подозревать своих супругов во внебрачных связях. Сблизившись, они соглашаются поддерживать платоническую связь друг с другом, тем самым поддерживая друг друга и протестуя против предательства.
Синий бархат (1986)
Дэвид Линч
Студент колледжа возвращается домой после того, как у его отца случился инсульт. Обнаружив в заброшенном поле отрезанное ухо, студент объединяется с дочерью детектива, чтобы разгадать эту тайну. Они считают, что с этим делом может быть связана красивая лаунж-певица, и наш герой оказывается втянут в ее темный, извращенный мир, где сталкивается с сексуально развращенным психопатом.
Гражданин Кейн (1941)
Орсон Уэллс
Когда репортеру поручают расшифровать предсмертные слова газетного магната, его расследование постепенно раскрывает увлекательный портрет сложного человека, поднявшегося из безвестности до ошеломительных высот. Несмотря на свидетельства близких к магнату людей, репортер боится, что ему никогда не удастся разгадать тайну его последнего слова — «Роузбад».
Расёмон (1950)
Акира Куросава
Воспоминания об изнасиловании невесты и убийстве ее мужа-самурая доносятся до зрителя с помощью четырех точек зрения: бандита, несчастной невесты, призрака ее супруга-самурая и дровосека.
Малыш (1921)
Чарли Чаплин
Бродяга заботится о брошенном ребенке, но внезапно закрутившиеся события ставят их отношения и даже безопасность под угрозу. Первый полнометражный фильм Чаплина — это немой шедевр, чей создатель сам его срежессировал, спродюсировал, исполнил главную роль и написал к нему музыку.
На последнем дыхании (1960)
Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо
Мелкий бандит считает себя обаятельным злодеем вроде Хамфри Богарта. Однажды он импульсивно убивает полицейского, заставшего его за рулем угнанной машины. В бегах он обращается за помощью к начинающей журналистке и прячется в ее парижской квартире, пока пытается собрать достаточно денег на бегство. Но когда девушка узнает, что ее парень находится под следствием по обвинению в убийстве, она начинает сомневаться в своей преданности.
Зеркало (1974)
Андрей Тарковский
Используя нелинейный сюжет, перемежающийся сновидениями и флешбэками, режиссер Андрей Тарковский рассуждает о войне, памяти и времени в потоке сознания, в значительной степени опираясь на события из собственной жизни. Альтер-эго Тарковского — умирающий мужчина за 40, чье повседневное общение с женой и детьми вызывает у него множество воспоминаний, начиная с развода родителей и заканчивая полями сражений Второй мировой войны.
Седьмая печать (1957)
Ингмар Бергман
Шведский рыцарь возвращается домой после крестового похода и обнаруживает, что его страна охвачена чумой. Он бросает вызов Смерти, решив сыграть с ней в шахматы со ставкой на жизнь. Думая, что Бога нет, рыцарь отправляется в путешествие, встречаясь с такими же странствующими игроками, и твердо намерен ускользать от Смерти достаточно долго, чтобы сделать доброе дело до того, как умрет.
Цельнометаллическая оболочка (1987)
Стэнли Кубрик
Умница-рядовой, которого несносный сержант быстро окрестил «Джокером», а также его сослуживец, прозванный «Гомером», проходят суровую базовую подготовку новобранцев. Их пути разделятся: Гомер отправится в жуткое путешествие, а Джокер закончит службу в морской пехоте и отправится во Вьетнам в качестве журналиста, освещая — и в конечном итоге участвуя — в кровавой битве при Хуэ.