Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что самым известным японским режиссером является Хаяо Миядзаки. С его творчеством знакомы даже те, кто далек от мира аниме индустрии. Япония, в общем-то, богата на талантливых режиссеров-мультипликаторов, но самых выдающихся из них часто нарекают «вторым Хаяо Миядзаки».
Ты удивишься, но Мамору Хосода связан с Хаяо Миядзаки возможно теснее, чем другие режиссеры. Для него это имя во многом является и символом вдохновения, и причиной идейных конфликтов. Как бы то ни было, именно работа Миядзаки «Замок Калиостро» (1979) подтолкнула его к будущей профессии 😍
Коротко о режиссере Мамору Хосода 📝
Мамору Хосода родился 19 сентября в 1967 году, в небольшом поселке префектуры Тояма на острове Хонсю. Еще в средней школе он делал свои первые шаги в сторону будущего призвания, снимая первые мультфильмы на 8 миллиметровой пленке. После школы поступил в Колледж искусств Канадзавы, где учился живописи.
Окончив колледж, Хосода хотел устроится в Studio Ghibli, но получил отказ от самого Миядзаки (да-да, жизнь бывает жестокой). Письмо гласило: «Мы не можем сейчас взять вас на работу, потому что это пойдёт в ущерб вашему таланту. Пока вам лучше развивать свой дар самостоятельно в другом месте».
Таким образом, карьера Мамору началась в студии Toei Animation. В то время она работала над такими проектами, как «Красавица-воин Сейлор Мун», «Dragon Ball X» и «Дигимон», в которых и участвовал сам режиссер. Именно в этой студии он снял свой первый полнометражный фильм.
Первые полнометражные фильма Мамору Хосоды 🎬
«Дигимон» (2000) на самом деле являлся двумя короткометражными фильмами, склеенными в один. Сюжет рассказывал о детях, спасающих планету, и о противостоянии виртуальной реальности и нашего мира. Очевидно, что фильм подвергся критике за несвязный сюжет, но никто не упрекнул его за анимацию: она была очень хороша 😎
После выхода «Дигимона» Хосода привлек внимание главного продюсера студии Ghibli. Режиссера пригласили снимать «Ходячий замок» (2004), но его раскадровки не пришлись по душе. Хосоду просили снимать так, как снял бы сам Миядзаки, а автору хотелось привнести свое видение фильм. В итоге он был вынужден покинуть проект 🤷🏻♀️
Отказ в сотрудничестве от Ghibli серьезно расстроил Хосоду, — он даже подумывал уйти из мультипликации. Тем не менее он снова начал работу в Toei Animation. Там он занялся экранизацией фильма по мотивам манги «One Piece», которую с нетерпением ждали фанаты серии. В это же время он встретил Ютиро Саито, долгое сотрудничество с которым он начал с совместного проекта «Самурай Чамплу» (2004).
Особым для него стал сериал «Ojamajo Doremi Dokkaan!» (2002), вдохновение к которому он черпал из своего опыта в студии Ghibli. Сериал рассказывает истории о юных девочках-ведьмочках. В своих эпизодах Мамору вводит мотив отказа от навязываемой судьбы ради чего-то нового, которая еще не раз появится в его дальнейших работах.
Работа над этим сериалом дала возможность Мамору присоединиться к студии Madhouse, где и появились его первые прославленные шедевры: «Девочка, покорившая время» и «Летние войны». Что ж, вот мы и плавно перешли к тому, чтобы познакомиться с лучшими аниме Мамору Хосоды. Готовься окунуться в неповторимую атмосферу масштабного и трогательного аниме! 😍
Девочка, покорившая время
2006
Жанры: фантастика, драма, мелодрама
Режиссер: Мамору Хосода
Сценарист: Сатоко Окудэра, Ясутака Цуцуи
Фильм является уже не первой адаптацией популярной японской новеллы авторства Ясутаки Цуцуи. Это история о девочке Макото, которая обнаружила у себя способность перемещаться назад во времени. Поначалу она тратила свой дар на всякие мелочи, но с каждым разом ситуации, в которые она попадает, становятся все серьезнее, а она учится распоряжаться своим даром разумнее.
Фильм хорошо сочетает в себе юношескую непосредственность и серьезные темы. В Макото Хосода воплотил свой любимый типаж главного героя — человека чистого и достаточного смелого, который способен пройти через все жизненные препятствия и совладать с самим собой. Фильм хорошо был принят публикой и критиками и, в свою очередь, победил в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм» на 11-м фестивале анимации в Кобе 😎
Летние войны
2009
Жанры: фантастика, комедия, приключения
Режиссер: Мамору Хосода
Сценарист: Сатоко Окудэра, Мамору Хосода
Старшеклассник Кэндзи, как и примерно треть человечества, сидит в онлайн-игре «Страна ОЗ», которая позволяет тебе и просто развлечься, и вести серьезный бизнес. Внезапно он принимает предложение от девушки, в которую он тайно влюблен, пойти на семейный праздник в качестве ее жениха. Так он и знакомится с шумной семьей Джиннучи. Волей случая, в «стране ОЗ» происходит сбой, который может привести к серьезным проблемам, и теперь героям придется справиться с катастрофой 😂
«Летние войны» перекликаются с ранними работами Хосода по вселенной «Дигимона», где также поднималась тема борьбы реального и виртуального миров. В то же время, эта картина во многом поддерживает семейные ценности и традиционный японский уклад. Последующие фильмы Хосода выпускал уже на собственной студии Studio Chizu, которую основал вместе с Юитиро Саито.
Волчьи дети Амэ и Юки
2012
Жанры: фэнтези, драма, мелодрама
Режиссер: Мамору Хосода
Сценарист: Сатоко Окудэра, Мамору Хосода
Стимулом к созданию этой истории послужила личная драма режиссера. Долгое время они с женой не могли завести ребенка, и, в попытках найти способ утешить свою супругу, Хосода начал работу над «Волчьими детьми…». Он хотел дать возможность хоть как-то ощутить опыт материнства своей жене. К счастью, совместно с выходом фильма у пары появился первый ребенок 😭
Сама история рассказывает о студентке Хане, которая знакомится с парнем-оборотнем и влюбляется в него. Через некоторое время у пары рождаются дети — Амэ и Юки — но их отец погибает. Матери-одиночке теперь приходится переехать с детьми в провинцию и с головой окунутся в трудную миссию воспитания детей-полуволчат 💔
Ученик чудовища
2015
Жанры: фэнтези, драма, боевик
Режиссер: Мамору Хосода
Сценарист: Мамору Хосода
«Ученик чудовища» повествует о сироте Рене, который сбежал от своих опекунов и скитался по Токио. Там он встречается с Медвежутом — чудищем из другого мира, пришедшим в наш в поисках ученика. Им и становится Рен. Под чутким руководством наставника он не только становится мастером боевых искусств и участвует в захватывающих приключениях, но и обретает семью.
В этом фильме Хосода продолжает ранее поднятые темы: важные этапы юности, трудности родительства и ценность семьи. Это яркое и веселое приключение, сделанное в духе японских традициях, которое не боится говорить на серьезные темы. Очень рекомендуем к просмотру! 😍
Мирай из будущего
2018
Жанры: фэнтези, драма, приключения
Режиссер: Мамору Хосода
Сценарист: Мамору Хосода
После появления младшей сестрёнки в своей жизни, четырехлетний Кун больше не может спокойно наслаждаться детством. Мальчик ревнует родителей к младенцу, поэтому прячется на заднем дворе, где растет волшебное дерево. Оно переносит героя в мир, где переплетено настоящее, прошлое и будущее. Там он встречает своих родственников, каждого в разный этап его жизни.
История является иллюстрацией многогранности отношений в семье и их развития в потоке времени. Прошлые поколения не уходят бесследно, — они оставляют свою культуру и знания, чтобы мы пользовались ими в настоящем и передали в будущее. Картина впечатлила критиков и получила номинацию «Лучший анимационный фильм» на «Оскар» 😎
Красавица и дракон
История является иллюстрацией многогранности отношений в семье и их развития в потоке времени. Прошлые поколения не уходят бесследно, — они оставляют свою культуру и знания, чтобы мы пользовались ими в настоящем и передали в будущее. Картина впечатлила критиков и получила номинацию «Лучший анимационный фильм» на «Оскар» 😎
Красавица и дракон
2021
Жанры: фантастика, драма, музыка
Режиссер: Мамору Хосода
Сценарист: Мамору Хосода
Старшеклассница Судзу делила свою страсть к пению с матерью, но после ее смерти она больше не может заниматься любимым делом. Девушка решает создать свой аватар в виртуальном пространстве U, где становится, по ее мнению, полностью другой личностью. Теперь она Belle, и в этом мире она снова может петь. Однажды она сталкивается с загадочным пользователем в образе дракона, и эта встреча приносит в ее жизнь новые испытания.
Режиссер по-новому рассматривает виртуальное пространство. Медиа пугает нас различными опасностями, которые могут преследовать в Интернете, но редко раскрывают полезную и вдохновляющую сторону Сети. Судзу с помощью виртуального мира возвращает себе способность творить и приобретает любовь фанатов. Очень вдохновляюще и красочно! А уже в апреле его будут показывать у нас в кинотеатрах 😉
Мамору Хосоду называют «вторым Миядзаки» в связи со значимостью этого имени для мира искусства. Если ты «второй Миядзаки», то значит, ты добился ошеломительного успеха в своем деле. И все же, как бы сильно сам Мамору не вдохновлялся работами мэтра, раскрыл он свой талант именно тогда, когда решил пойти по собственному пути. Уважаем и ждем новых шедевров! ✊🏻