Личный опыт: как я наконец-то сняла свой первый фильм
Фото

theGirl | «Кинопоиск»

Я специализируюсь в theGirl на кино и вот уже некоторое время пытаюсь попасть в большое кино как автор, а не как наблюдатель, то есть журналист. Кое-какие попытки помогают привлечь к себе внимание, другие оказываются совершенно провальными. Как бы то ни было, сегодня я расскажу обо всех проблемах, которые ждут тебя при попытке сделать первые шаги в кино.

Важность бэкграунда

Разумеется, я не пытаюсь попасть в кино, что называется, с кондачка, и никогда не пыталась. Не хватает мне на это то ли уверенности в себе, то ли наглости. При этом кино я увлекаюсь с детства — буквально лет с пяти, но там в основном были картины про говорящих собак и как-то затесалась пара ужастиков, — но долгое время думала, что это для избранных. Рождаются какие-то гении и сразу падают на съемочную площадку. Шутка, конечно, но в каждой шутке, сама понимаешь…

Так вот, тихо смотря фильмы целыми днями, я начала задумываться о том, что это реально сделать профессией, лет в 20, когда училась на журфаке МГЛУ. Я начала изучать кино более пристально самостоятельно, а через несколько лет поступила в одну из киношкол на короткий курс, на котором обучали всему — от разработки сценария до монтажа. На него — потому что ну а чего б не попробовать все сразу, да и вдруг не понравится.

Личный опыт: как я наконец-то сняла свой первый фильм
Фото

«Кинопоиск»

Понравилось, и еще через несколько лет я определилась с тем, что конкретно я хочу делать в кино — писать сценарии. Тогда, в 2022 году, я и поступила в «Индустрию» на большой курс дополнительного профессионального образования по направлению сценарное мастерство. И под конец обучения, к лету 2024-го, освоив всю базу и попрактиковавшись на учебных работах, я начала действовать.

Да, путь даже к первым шагам был долгим и замороченным. Не исключаю, что есть самоучки, которые берут смартфоны, делают кино «на коленке» и каким-то чудом выстреливают. Но эта история не про меня.

«Нехватка» авторов

Много лет проработав в журналистике, я не раз слышала от ведущих (да и не только) кинематографистов, у которых мне довелось брать интервью, что в нашей киноиндустрии сейчас острая нехватка талантов. Особенно всем требуются сценаристы с новыми идеями, и если вдруг приходит ноунейм и выдает что-то, что написано хотя бы прилично — никто не говорит идеально, — то проект сразу же возьмут в работу. Так вот, это совершенно не так.

Личный опыт: как я наконец-то сняла свой первый фильм
Фото

«Кинопоиск»

Вполне неплохо показав себя во время обучения и защитившись «на отлично» со сценарием ситкома, я стала рассылать его многочисленным студиям, и только одна из примерно 20 проявила хоть какой-то интерес, но там в итоге решили, что ситкомы сейчас плохо продаются 🤷‍♀️ Честно говоря, при всех этих массовых рассылках у меня возникло подозрение, что заявки, присланные на общие ящики, никто не читает. Хотя представители компаний публично это отрицают.

Ты можешь подумать, что я переоцениваю свои возможности, просто работа так себе, вот и все, но на самом деле нет — насколько я знаю, большинство моих однокурсников пока сталкиваются с аналогичными проблемами. Кое-кто из людей более опытных предупреждает: на вход в индустрию могут уйти годы, может, лет до десяти. Но все это не публично, а публично — «мы вас ждем».

Где взять денег

Переходим ближе к первому фильму. Разумеется, бюджет на него никто тебе просто так не даст. Один вариант — вложиться самостоятельно. Мои учебные работы стоили примерно по 30 тысяч рублей, но там я все делала самостоятельно: снимала по своему сценарию своих знакомых на личную GoPro, потом монтировала и пыталась выправить цвет. Не скажу, что получилось плохо, но до фестивального уровня это явно не дотягивает.

Личный опыт: как я наконец-то сняла свой первый фильм
Фото

«Кинопоиск»

Один мой знакомый вложил около 350 тыс. рублей личных денег в примерно пятиминутную короткометражку, нанял необходимых профессионалов, и получилось круто. Также слышала истории, когда люди продавали личные автомобили, чтобы снять первый фильм. Что было дальше — не знаю, но очень надеюсь, что их старания окупились.

Еще один способ раздобыть денег — продакт-плейсмент. Это, по сути, реклама — какая-то компания платит тебе за то, чтобы ее продукция появилась в твоем фильме. Или даже не платит, а просто предоставляет продукцию — а что, тоже экономия. Но для этого тебе хорошо бы участвовать в фестивалях, иметь в картине хотя бы средненькую звезду и прекрасный дар убеждения.

И, наконец, конкурсы. Не раз слышала от кинематографистов, что участвовать в них нет смысла, но лично я так не считаю. Я стараюсь участвовать в максимальном количестве конкурсов — для их поиска рекомендую Телеграм-канал DramaFond, и он мне за это совершенно не платит, — это возможность выиграть хотя бы часть денег на производство, получить помощь более опытных специалистов, а также завести потенциально полезные знакомства. Так с моей первой короткометражкой и вышло.

Личный опыт: как я наконец-то сняла свой первый фильм
Фото

«Кинопоиск»

Проект «Общий план»

Яндекс и школа кино и телевидения «Индустрия» летом 2024-го объявили о старте проекта «Общий план», направленного на повышение видимости актеров с особенностями здоровья в кино. Целью было доказать, что людей с инвалидностью можно приглашать на разные роли, и не только на стереотипные, на любые. В рамках проекта проводился сценарный конкурс с приличным призовым фондом — каждому из четырех победителей обещали выделить по 500 тыс. рублей на съемки короткометражного фильма с участием актеров с инвалидностью.

Осознавая не только личное желание попасть в кино, но и масштаб, а также социальную значимость проекта, я решила поучаствовать как соавтор вместе с подругой, и мы вдруг выиграли. После этого мы приняли участие в нескольких онлайн- и оффлайн-мероприятиях, организованных для погружения в эту область, бесконечно дорабатывали сценарий вместе с редактором «Кинопоиска», потом на каком-то этапе подруга выбыла, и я осталась вместе со всей этой историей одна.

Считаю важным отметить, что, даже если ты выигрываешь в подобном конкурсе, большой творческой свободы не жди. Возможно, впрочем, бывает и по-другому, но в данном случае вышло так, что в целом понятно. Это крупный проект, и его организаторы, естественно, хотят, чтобы все было сделано на высшем уровне. Но в связи с этим сценарий перерабатывался раз 20, идея полностью менялась раза четыре, а часть команды утверждалась без моего участия, как, на минуточку, креативного продюсера 😅

Личный опыт: как я наконец-то сняла свой первый фильм
Фото

«Кинопоиск»

На данном этапе важно понимать: пока ты ноунейм и работаешь от организации, слушать тебя будут не очень-то много. Всегда есть люди более опытные, которые сделают так, как считают нужным, даже если ты не совсем с этим согласна. Порой от этого было грустно, и я даже думала вслед за подругой отказаться от участия, но подзаткнула свои творческие амбиции и выдержала. И все состоялось! Фильм, как и другие короткометражки в рамках проекта, был снят, а не так давно вся подборка вышла на «Кинопоиске» — «Это мой голос», «Попутчик», «Привет, это я», «Миша любит джаз», «Трилогия о людях» и моя лента «Чем могу помочь?», где я выступила сценаристом и креативным продюсером.

Что мне это дало? Разумеется, опыт, интересные знакомства, возможно, перспективы, долгожданную строчку в практически пустом портфолио и страничку на «Кинопоиске» 😁

Вот так, как ты видишь, путь в большое кино сложен и тернист, и с распростертыми объятиями никто там не ждет. Но если работать и стучать во все двери, то какая-нибудь может и приоткрыться.