Привет! Меня зовут Настя, и я учусь в магистратуре Венского университета по специальности «когнитивистика». Это наука о мозге, изучающая высшие когнитивные функции, такие как: память, внимание, особенности процесса обучения. Я случайно увлеклась этим после нескольких лет работы в финансах: однажды я искала информацию в интернете о том, почему мне так сложно концентрироваться и почему я все забываю. И случайно открыла для себя целое научное направление.
В Европе студенты магистратуры часто дополняют свое образование обучением в летних школах в других странах. Так мне посчастливилось пройти курс в Гарварде.
Я всегда мечтала попробовать свои силы в Гарварде, понять, потяну ли программу лучшего университета мира, узнать, как здесь преподают, кто и как здесь учится. Реальность превзошла все мои ожидания!
В Гарварде я решила взять 2 предмета: нейробиологию и саморегуляцию. Курс обучения длится 7 недель, занятия по каждому предмету проходят 2 раза в неделю по 3 часа. Помимо этого есть обязательные еженедельные секции, лекции для повторения материала, личные консультации у профессоров и ассистентов. Таким образом, нередко учеба занимала у меня 5 дней в неделю, и даже каждое второе воскресенье.
Студенты Гарварда получают доступ ко всем интересным программам в кампусе: бесплатные репетиторы, бесплатные консультации в карьерном центре, центре по письму, математике, лекциям по созданию презентаций, поиску работы и многому другому.
Уже на первой неделе учебы мне стало понятно, что я получаю гораздо больше, чем просто два урока в неделю по двум предметам.
Сами занятия проходят в очень интенсивном режиме. Важно понимать, что два предмета – академический максимум, который можно брать в летний семестр. Это считается полной занятостью, что подразумевает 14-недельный осенний и весенний семестры по четыре предмета. За каждый предмет ты получаешь четыре кредита, которые можно перевести в свой университет (или, если ты школьник, сохранить до поступления в университет). Предметы изучаются очень детально, с большим объемом теории, практики и потом экзаменов.
Например, за семь недель по нейробиологии мы сами препарировали мозг, снимали показатели нервных импульсов с ноги живого кузнечика, сдали три экзамена, подготовили анализы нескольких научных работ, опубликовали научно-популярную статью, написали большую домашнюю работу из задач по электрофизиологии и еще много чего. Тем более без единого выходного выдерживать такой ритм очень сложно. К счастью, на территории кампуса много библиотек, которые работают до 22:00 каждый вечер, так что можно заниматься целыми днями.
К слову, за семь недель мне ни разу не удалось выбраться в Бостон. Сам Гарвард находится в пригороде Бостона – Кембридже, между городами ходит прямой автобус, а поездка занимает 15 минут. Позже я узнала местную шутку: «Для студента Гарварда Бостон считается городом, в котором он никогда не был».
Перед поездкой я читала о трудоспособности американского студента. И чего тут удивляться: год в Гарварде стоит 67 тысяч долларов, и студенты выпускаются с огромными кредитами, которые им надо будет годами отрабатывать. И все же уровень интенсивности обучения оказался для меня совершенно неожиданным.
За семь недель я взяла только два выходных дня, когда позволила себе ничего не делать.
Оценки в Америке распределяют по «колоколообразной кривой»: то есть система оценок подразумевает, что должно быть немного отличных, немного плохих оценок и много средних результатов. Если слишком много ребят в классе написали контрольную работу на плохую или отличную оценку – оценивание работ сместят так, чтобы восстановить кривую. С этой точки зрения ты соперничаешь со своими одноклассниками за место на кривой.
Но с другой стороны, все оценки анонимны: преподаватель раздает результаты экзаменов, тактично прикрывая твою оценку. Обсуждать отметки друг с другом не принято. Это здорово, потому что даже при получении неуда, на тебя не повесят ярлык слабого ученика.
Из моего рассказа становится ясно, что у студентов Гарварда немного свободного времени. И тем не менее, все стремятся к активной студенческой жизни – многие участвуют в спортивных соревнованиях по футболу, плаванью, баскетболу, гребле и теннису. Или же состоят в творческих кружках: здесь есть хор, духовые, клавишные и ударные инструменты, журналистика и волонтерство. В первую неделю учебы в университете все кружки проводят дни открытых дверей, где ты можешь попробовать присоединиться к понравившемуся на лето.
В летнюю школу Гарварда могут поехать как взрослые студенты, так и школьники.
Школьники живут в кампусе, в гарвардских общежитиях, красивых кирпичных домах. От их комнат до лекционного зала всего пара минут пешком. Вечером действует комендантский час. В стоимость проживания входит полное питание в Анненберг Холле с его волшебной хогвартской атмосферой!
Кстати, каждую неделю наш профессор по нейробиологии приходил обедать в Анненберг со студентами, чтобы в расслабленной обстановке обсудить материал и просто поболтать об учебе и науке.
Из приятных плюшек: в кампусе можно бесплатно и сколько угодно распечатывать все, что тебе нужно. В десятках библиотек Гарварда можно найти любую книгу, а в компьютерных классах стоят супермощные Mac Pro со всеми навороченными программами, например, Final Cut Pro для монтажа видео.
Для тех, кто хочет поступить, кроме оценок, мотивационного письма и рекомендательных писем, очень важно сдать TOEFL или IELTS – тесты на знание английского. В среднем, проходной бал для Гарварда высокий (103 из 120), поэтому начинать готовиться следует заранее.
Я очень довольна своим опытом учебы в Гарварде и желаю каждому студенту получить возможность пройти через это.
Не важно, учишься ли ты в школе, универе или уже работаешь – обязательно найдешь здесь предмет по душе. Я уверена, что твой опыт обучения в Гарварде будет таким же незабываемым!