Только подумай: на протяжении всей своей истории человечество постоянно придумывает какие-то игры. И ведь они правда обладают огромной силой, заставляют нас испытывать самые разные эмоции.
Мы увлекаемся процессом, ощущаем причастность к команде и получаем удовлетворение от результата. Вот, например, видеоигры. Кто-то рубится в «Доту», кто-то буквально живет в Sims 4, но те и другие согласятся, что любая хорошая игра строится на правильном сочетании сюжета, интересных заданий, крутой графики и музыкального сопровождения.
Ну и, конечно, на системе вознаграждения — она-то и делает игру особенно привлекательной для пользователя. Кстати, те же принципы можно применять не только в играх, но и в реальной жизни — это помогает справляться с трудностями и в принципе быть эффективнее.
И все же классная музыка — один из самых важных элементов по-настоящему увлекающей игры (да и жизни в целом).
Я до сих пор помню, как играла в GTA: вот еду в тачке, и трек Billy Jean Майкла Джексона кажется мне просто идеальным дополнением к этому прекрасному моменту. А давай попробуем разобраться, почему музыка так сильно на нас действует и какая в ней вообще польза.
Музыкальная геймификация
Геймификация в наше время — штука очень полезная и даже важная. Почему? Объясню. Люди поколений Y и Z (те, у кого с раннего детства был компьютер) уже выросли; те, кто постарше, уже начали работать и занимать активную позицию в жизни общества. Только мотивация у них (то есть у нас с тобой) с раннего детства строилась не на системе долга и «правильности» (учись хорошо, поступи в универ, выйди замуж, чтобы все как у людей), а на увлеченности и вознаграждении (будущее зависит от тебя).
С одной стороны, хорошо — потому что мы свободные, восприимчивые ко всему новому, у нас меньше страхов насчет будущего. Но с другой — нам вечно не хватает мотивации, мы постоянно вязнем в лени. Как и «старичкам» из поколения Х, нам тяжело воспринимать новую информацию, потому что ее слишком много, нам сложно сконцентрироваться.
И карьеру строить трудно, потому что ни работать на корпорацию, ни начинать с самых низов не хочется. Инстаграмная (запрещенная в России экстремистская организация) реальность транслирует истории исключительно успешных и богатых, будто успех и богатство — это не результат упорного труда, а что-то само собой разумеющееся. И это демотивирует.
Авторы книги «Вовлекай и властвуй» Кевин Вербах и Дэн Хантер выделяют три основных вида геймификации: внутреннюю, внешнюю и меняющую поведение. Мы остановимся на последней, потому что именно с ее помощью можно круто изменить свою жизнь. Этот тип геймификации помогает формировать новые привычки.
Как оказалось, влиять на свою реальность можно очень простым способом — через прослушивание музыки.
Она в этом случае играет роль ключа, который открывает дверь в новую жизнь и помогает пристраститься к этому образу жизни.
Что заставляет музыку «работать»
Музыка повышает мозговую активность и за счет этого как бы связывает мозг с сердцем. Не только когда мы слушаем ее в одиночестве. При групповом прослушивании возникает, например, чувство общности и родства. Ушные раковины принимают звуковой сигнал и преобразуют его в импульс, который по нервным окончаниям попадает в гипоталамус. А тот преобразует импульс в эмоциональные переживания и информирует о них кору головного мозга. После этого кора головного мозга объединяет информацию в определенные ассоциации. Таким образом музыка может помочь справиться с негативными эмоциями, даже если они прячутся в подсознании. И если использовать это знание правильно, то можно влиять на свою жизнь еще одним способом.
Пример: заниматься спортом под ритмичную музыку проще, потому что мозг начинает активно вырабатывать гормоны радости и привязанности (дофамин и окситоцин). В какой-то момент прослушивание музыки станет стимулом к занятиям (мозгу захочется снова порадоваться), затем все это превратится в привычку — и вот приседать уже стало куда веселее.
Почему так? Дело в нейропластичности нашего мозга — это способность восстанавливаться, формируя новые нейронные связи (в том числе после травм эмоциональных или физических). Ученые доказали, что музыка может обеспечить стимул для создания новых путей и помочь мозгу перестроить себя.
В новаторском исследовании, проведенном Университетом Ньюкасла в Австралии, музыку использовали для оказания помощи пациентам с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Если у человека была амнезия, музыка влияла на способность его мозга восстанавливать связь с воспоминаниями, доступ к которым оказался заблокирован. Чем-то похоже на работу с картой: если дорога перекрыта, то навигатор предложит тебе альтернативный маршрут, чтобы добраться до нужного места, — музыка способна стать этим навигатором. Самое интересное: она может находить не только альтернативные пути к воспоминаниям и эмоциям.
Правильно подобранная музыка может помочь преодолеть трудности, излечиться от травмы или сподвигнуть на достижение целей.
Этот феномен объясняет один из ведущих исследователей эмоциональной сферы личности Изард Кэррол: «Эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Эмоция мобилизует энергию, и эта энергия ощущается как внутренний призыв к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в нужное русло».
Как разная музыка влияет на нас
Немецкий философ Теодор Адорно в книге «Социология музыки» делит ее на серьезную и легкую. Он пишет: «Отношение серьезной музыки к ее историческим формам диалектично. А легкая музыка пользуется своей формой как пустой банкой, в которую запихивают содержимое, — нет взаимосвязи между содержимым и формой».
Здесь имеется в виду, что серьезная музыка вызывает у нас противоречивые чувства, дает возможность поразмыслить о чем-то глубоком, легкая же — лишь заполняет пустоту. Под серьезной Адорно подразумевает музыку классическую и джаз. Ту, к которой просто так не подобраться. При прослушивании таких мелодий приходится размышлять о том, «что хотел сказать автор», ориентироваться на собственные чувственность и фантазию — а это, безусловно, развивает.
Недавно в интервью на YouTube-канале «ещенепознер» известный переводчик и большой любитель музыки Виктор Голышев выразил мысль, которая меня зацепила. Он сказал, что если слушаешь серьезную музыку, но она не отзывается у тебя внутри, значит, она для тебя слишком умная, ты к ней еще просто не готов. Я с этим полностью согласна. Без подготовки некоторые произведения сложно понять и прочувствовать. Но попытаться стоит.
Группа ученых из Медицинской школы Стэнфордского университета использовала образы мозга людей, слушающих короткие симфонии неизвестного композитора XVIII века, чтобы понять, насколько музыка помогает с концентрацией. Оказалось, что пик мозговой активности приходится на короткий период тишины между музыкальными движениями. Когда, казалось бы, ничего не происходит.
Это привело исследователей к теории, что прослушивание классической музыки может помочь мозгу задерживать внимание на какой-то серьезной мысли. Затем выяснилось, что самый-самый пик концентрации приходится на время, предвосхищающее паузу между музыкальными движениями: в этот момент пространство между нотами будто охватывает наше внимание и позволяет занятому уму работать наиболее плодотворно.
Именно в этих безмолвиях, когда наш фокус полон и тотален, мы достигаем духовного равновесия, поскольку наши мозг и сердце движутся согласованно.
Другое дело — музыка массовая. Теодор Адорно считал, что легкая музыка отчуждает человека от самого себя, развивает пассивность слуха, мышления и поведения: «Легкая музыка едва ли вообще терпит спонтанное и сосредоточенное слушание — ведь в качестве своей нормы она провозглашает потребность в разрядке после напряженного процесса труда».
То есть легкая музыка — очередной инструмент для зомбирования, который через телевидение и интернет уничтожает способность человека к рефлексии (осмысление происходящего вокруг).
Особенно ярко это проявляется в ситуации создания и распространения хита, который представляет собой сочетание банального содержания и запоминающейся формы. Адорно воспринимал хит как непрерывно транслируемый рекламный лозунг, который через функцию повторения внедряется в сознание людей, создавая иллюзию близости и коллективности, но на самом деле нас разрушает.
И действительно, определенные типы музыки могут быть деструктивными для сознания — делать нас более раздражительными и отвлекать от дел. В отличие от высокой музыки, вовлекающей во внимательное молчание, легкая — негативно привлекает наше внимание, так как мы невольно становимся частью истории или сцены песни. Тексты из-за своей метафоричности моментально захватывают наше аналитическое мышление, а лирически тяжелая музыка и вовсе перетягивает на себя все «душевное внимание».
В своей книге Адорно также высказал мнение о том, что в современных реалиях человеку трудно прочувствовать время. И легкая музыка якобы убивает его, вводит нас в состояние прокрастинации (иными словами, в тупку). Она становится его противоположностью. Высокая же музыка добавляет времени содержания, обеспечивает пребывание слушателя здесь и сейчас.
В общем, мораль, я думаю, ты уже уловила. Если есть желание развиваться, то нужно всеми силами подступаться к классической музыке. Конечно, это не означает, что музыка Баха излечит тебя от болезни и превратит ребенка в вундеркинда (есть и такой миф). Но она определенно может помочь, особенно в сочетании с другими факторами.
А как же другие жанры?
Прошлым летом команда издания Ypulse, пишущего про современное поколение, провела опрос среди 1 тыс. читателей на тему музыкальных предпочтений. Обнаружилось, что 76% молодых людей не смогут прожить без музыки и недели. А 79% респондентов признались, что не слушают музыку какого-то одного жанра. Это интересно, ведь если еще 10 лет назад обсуждали, как тот или иной жанр влияет на психику человека, то теперь это неактуально.
Потому что современное поколение — поколение без жанра.
Объяснение этому в интервью для The Guardian дал Сэм Поттс, глава департамента в Columbia Records. Он считает, что главная причина — в популярности YouTube: «Миллениалы — первое поколение, у которых вся мировая музыка находится под рукой. Нужно лишь нажать кнопку, — говорит он. — Это влияет не только на создателей, но и на поклонников, формирует у них совсем другой вкус. Онлайн-культура глобальна, поэтому жанры, которые были различны и содержались в разных географических точках, теперь перекрестно распространяются по всему миру. Конечно, есть очаги сопротивления выравниванию музыкального саундскейпа: всегда найдутся художники, которые будут бить себя в грудь, доказывая, что именно они — альтернатива надоевшей поп-музыке. Худшее, что может быть в людях, — это музыкальный консерватизм».
Поттс предполагает, что теперь уже нет смысла делить музыку на высокую и низкую, тем более на жанры. Время поменялось, изменились правила игры — теперь важнее подача. Потоковые сервисы типа Tidal, например, предлагают не только жанровые плей-листы или по исполнителям, но и настроенческие — многожанровые тематические подборки треков. И подписок у таких больше всего. Контекст заменил жанр. Плей-листы в каком-то смысле упростили нам задачу. Теперь, чтобы выбрать саундтрек для своей жизни, необязательно искать среди множества треков самый подходящий. Достаточно определиться, чего ты хочешь, а потом просто включить подборку, которая с большей вероятностью поспособствует цели.
И еще кое-что. Нет ни одного исследования, которое бы подтверждало причинно-следственную связь между музыкальной лирикой и антисоциальным поведением. Это еще один камень в огород теоретиков, уверяющих, будто определенные жанры как-то влияют на человека.
Мы можем напевать легкий поп, читать жесткий и политизированный рэп, наслаждаться роком, но все это не делает нас хуже или лучше. Просто каждый выбирает свое.
Музыкальные предпочтения не предшествуют антисоциальному поведению. Но могут быть следствием таких наклонностей. Если человек изначально против алкоголя, то вряд ли будет заслушиваться треками с мотивацией к его употреблению. Любимыми треками чаще всего становятся те, которые максимально отражают твои внутренние идеи или хотя бы настроение в этот период времени.
Выводы
Чтобы изменить свою жизнь, зарядиться мотивацией и достичь успеха, надо просто осознать факт того, что ты находишься в незавидном положении. Многие плывут по течению, живут по инерции, по совету ближних, по установке общественности — живут без прозрения. И если ты поняла, что «перемен требуют наши сердца», то это уже хорошо. Это первый шаг на пути к новой жизни. А дальше используй любые веточки и подарки судьбы, чтобы перейти на следующий уровень: слушай музыку, читай книжки, прыгай с клетки на клетку. Если жизнь — игра, то выиграем мы только в том случае, если проживем ее счастливо.