История вне времени, актуальная как в середине XIX века, так и в начале XXI, — это «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт. Роман экранизировали уже много раз.
Может, ты смотрела фильм 94-го года, где одну из главных ролей исполнила молодая Вайнона Райдер. Может, даже краем глаза видела сериальную аниме-адаптацию 80-х годов. В любом случае попытки представить историю семьи Марч уже были, и большая часть оказалась довольно успешной. Почему же Грета Гервиг решила вновь обратиться к героям Луизы Мэй Олкотт и почему именно сейчас?
Вечная парадигма
Ты наверняка знаешь Грету Гервиг как режиссера «Леди Бёрд» — оскароносного фильма про девочку-подростка, которая пытается найти себя и свое место в этой жизни. И, несмотря на то что события «Маленьких женщин» помещены в определенный пространственно-временной отрезок — действие происходит в США в гражданскую войну, — Грета Гервиг увидела в этом романе вечную парадигму того, как девушки создают собственные истории.
И неважно, сколько веков назад это было: все, что переживали тогда героини, хорошо знакомо и нам, современным девчонкам. «Для меня все это действительно близко, — призналась Грета. — И сейчас этот фильм кажется мне самым автобиографичным из всех, что я снимала».
Пересечение миров
Отчасти автобиографичным произведение стало не только для Греты Гервиг, но и для самой писательницы, Луизы Мэй Олкотт. Точно так же, как ее героини, она жила в доме с тремя сестрами, и в эту историю она привнесла довольно много личного.
Чтобы соединить эти две вселенные — выдуманный мир сестер Марч и реальный — их создательницы, — Грета Гервиг исследовала семейный дом Луизы Мэй Олкотт в Конкорде и часть фильма была отснята именно там.
«Грета полностью погрузилась в мир Олкоттов — мир художников, радикалов и свободных мыслителей, — поделилась художница по костюмам Жаклин Дюрран. — Поэтому у нас было очень интересное место съемок».
Центральные темы
Но самым главным, конечно, было перекинуть мостик из прошлого в настоящее — сделать так, чтобы все поднятые в фильме темы отозвались у современных зрителей и заставили их ассоциировать себя с главными героинями. По словам Греты Гервиг, эта миссия оказалась не такой уж и сложной. Ведь центральные темы «Маленьких женщин» — это отнощения между сестрами, самоидентификация и создание будущего, удовлетворяющего по всем параметрам. Все очень жизненно.
Каст мечты
А добиться отличной репрезентации этих тем помогают хорошо прописанные персонажи вкупе с умело подобранным кастом. Что скрывать, первое, за что цепляется взгляд на афише, — это звездные имена. Эмма Уотсон в роли старшей сестры Мег — романтичной, женственной и в то же время очень серьезной и ответственной. Будто Гермиона перенеслась в прошлое с помощью своего друга, маховика времени, и не захотела возвращаться :)
А своенравную пацанку Джо играет Сирша Ронан. Она сразу почувствовала особую связь со своей героиней: ей тоже знакома эта вечная дилемма между преданностью собственной семье и стремлением к амбициозным мечтам. «Я думаю, что эта история актуальна как никогда, — заметила Сирша. — Ведь речь здесь идет о молодых девушках, которые пытаются гнуть свою линию и найти свой путь. Джо, на мой взгляд, очень похожа на современных девушек, вплоть до ее движений и манеры говорить».
Парни на втором плане
Конечно, у героинь есть любовные интересы: кто-то игнорирует внимание, кто-то, наоборот, безответно влюблен; но парни все равно где-то на бэкграунде. Они поддерживают главных героинь, восхищаются ими, любят их, но как самостоятельные личности проявляются мало.
«Одна из самых замечательных особенностей этого фильма — что мужчины второстепенны, — сказал Боб Оденкёрк, который играет отца семейства Марч. — Они не бессмысленны, просто это кино посвящено историям женщин». И это отличный ход, схема-перевертыш, когда в центре внимания наконец девушки и их мечты, которые совсем не обязательно должны быть романтическими.