Ученье – это, конечно, свет, но далеко не все с этим согласятся. Просыпаться в школу в 6 утра, засыпать на первых уроках, в панике повторять огромный материал перед контрольной, решать бесконечные тесты к ЕГЭ – разве кто-то реально получает от этого удовольствие?
В универе все еще хуже: объемы информации больше не ограничиваются несколькими параграфами в учебнике, нужно читать массу разных источников к каждому семинару. И если на первом курсе ты еще искренне стараешься все успеть, то к последнему уже забиваешь, и новая, действительно интересная информация пролетает мимо тебя. Просто нет времени.
Однако существуют определенные техники и методы, с помощью которых учеба будет даваться легче и занимать не так много времени. Для этого не нужно использовать магию вне Хогвартса: достаточно побольше узнать о том, как устроена память, и каким образом функционирует мозг.
Сфокусированность и диффузность
Ты можешь учиться по-разному: сконцентрировавшись, сидеть за учебниками и напряженно вчитываться в каждую фразу или же позволить своим мыслям немного рассеяться. Это расфокусированное, диффузное состояние, на самом деле, также ценно во время учебного процесса, как и сфокусированное. Ты можешь удивиться, ведь в школе нам настоятельно рекомендуют максимально сосредотачиваться на предмете и не отвлекаться, но сейчас мы тебе поясним.
Многие творческие люди создавали свои шедевры именно в диффузном состоянии.
Вернее, не создавали, а придумывали – то есть, пытались нащупать идеи. Например, Сальвадор Дали. Ты ведь знаешь этого испанского художника, который писал сюрреалистические картины? Даже если нет, сейчас узнаешь. Вот одна из его самых знаменитых картин – «Постоянство памяти».
Что в ней сразу бросается в глаза? Конечно, расплавленные часы. Сальвадор Дали ассоциировал их с плавленным сыром, и идея соединить время с любимым лакомством пришла ему именно в диффузном состоянии: он уместился в кресле, чтобы немного передохнуть, почти задремал, хотя все еще бодрствовал, и в этот момент – эврика! – перед глазами возникли расплавленные часы. Словом, диффузное состояние – это некий переход между сном и бодрствованием, когда ты находишься и не там и не здесь. Как его достичь? На самом деле, очень просто: отвлекаться от основного задания, давать мыслям свободу и думать о других вещах, немного медитировать, делать перерывы.
Твоему мозгу тоже нужен отдых.
Есть одна очень хорошая техника, которая называется метод «помидора». Она довольно простая: 25 минут работы, потом 5 минут перерыва, потом снова 25 минут работы, следом отдыхаешь еще 5 и так далее. Время работы и перерыва можно менять в зависимости от твоей продуктивности: возможно, тебе хватит пятиминутного перерыва на 40 минут работы, или же понадобится 10 минут отдыха на каждые 20 минут работы. Решать тебе, главное соблюдать четкие рамки в отношении работы и перерывов. Для того, чтобы засечь время, используй таймер или будильник на телефоне.
Пазлы
Конечно, речь пойдет не о настоящих пазлах. Есть техника, которая называется chunking – группировка объектов. Ее цель: сделать так, чтобы каждый фрагмент из того, что тебе нужно выучить, превратился в кусок пазла. Каким образом мы собираем пазлы? Подбираем похожие друг к другу части, зная при этом, что должно получиться в итоге.
То есть, у нас перед глазами есть вся картинка.
Так и с концепций chunking: тебе в первую очередь нужно понять, что представляет собой весь материал в целом. Как это сделать? Начать с исследования и первичной обработки информации. То есть, в первую очередь ты пролистываешь книгу/конспект/параграф учебника, чтобы понять идею в целом. Не нужно заострять внимание на мелочах и пытаться сразу вызубрить что-то. Достаточно начать с общей концепции.
Иллюзия знания
Как говорил Стивен Хокинг: «Главный враг знания не невежество, а иллюзия знания». Существует очень много способов убедить себя в том, что мы уже знаем/выучили/достаточно сделали, чтобы точно завтра все ответить. Например, самая распространения иллюзия знания: прочитать, как в учебнике объясняется решение, и подумать: «Ну, это-то понятно…». Да, это понятно, пока решение находится перед глазами, однако если перевернуть страницу и попытаться сделать что-нибудь похожее самостоятельно, может возникнуть немало трудностей. Поэтому нужно обязательно проверять себя, даже если очень лень и кажется, что все понятно.
Это «кажется» на следующей контрольной может сыграть с тобой очень злую шутку.
Еще одна техника, которая может создать иллюзию знания: подчеркивание и выделение частей текста маркерами. Ими, бесспорно, можно пользоваться, однако подходить к этому надо с умом. Если 90% текста на странице будет выделено ярким желтым цветом, это вряд ли поможет. Наш мозг устроен так, что он сразу обращает особое внимание на что-то, отличающееся от привычного: жирный шрифт или курсив сразу же настораживают его, и он автоматически думае: «Ага, если это выделено, значит это важно». Тоже самое с цветом:
Выделенный ярким цветом текст считается особенно важным.
Но если почти вся страница раскрашена в желтый, то этот цвет становится обычным. То есть, неважным. То есть, ты вряд ли запомнишь все 90% выделенного хайлайтером текста. Поэтому старайся отмечать по минимуму, а лучше делай отдельные заметки, в которых будут содержаться основные тезисы из текста. Обязательно от руки, можно даже проговаривать вслух: так запомнить будет легче.
К слову, о коротких заметках после прочитанного. Для этого есть одно волшебное слово: recall. После прочитанного фрагмента отвлекись и попытайся самостоятельно сформулировать то, что ты только что прочитала. Почему это важно? Ты наверняка знаешь, что у нашей памяти есть много разных видов. Здесь речь пойдет о кратковременной и долговременной памяти. Емкость кратковременной памяти ограничена, а информация в ней хранится около 20 секунд. Представляешь?
Тот текст, который мы просто пробегаем взглядом, может попасть в отсек кратковременной памяти и выветриться оттуда уже через полминуты.
Поэтому нам важно перенести прочитанное в долговременную память: туда, где можно хранить гораздо больше информации, причем бесконечное количество времени (по крайней мере, потенциально). Тут нам и поможет recall: закончив чтение, закрой учебник и попытайся воспроизвести то, что запомнила, опять же, лучше всего вслух или, если ты находишься в людном месте, запиши все, что осталось в голове после прочтения, от руки.
Тестики
Бесспорно, проходить тесты, чтобы узнать, кто ты из сестер Кардашьян, это весело и хорошо отвлекает. Однако важно уделять время не только им. Как бы неприятно это ни звучало, но один из лучших способов хорошо запомнить материал – не дожидаться теста на уроке, а протестировать свои знания самостоятельно. Можно поискать тесты на нужную тематику в интернете или хотя бы поотвечать на вопросы в конце параграфа. Не бойся ошибиться, в этом и суть самостоятельного тестирования: понять, в каких темах ты все еще плохо ориентируешься, вернуться к ним, повторить на них уже пройденные техники.
Не переусердствуй
Может быть, ты уже вдохновилась новыми техниками и хочешь побыстрее начать готовиться к очередной контрольной? Это хорошо, но не переучись: если ты будешь 4 часа подряд готовиться к важному тесту, не вставая, то вся информация определенно смешается. Попытайся начать готовиться заранее, уделяй подготовке по 30-60 минут каждый день. К тому же, мало у кого есть терпение сидеть за уроками несколько часов подряд, обычно большую часть из отведенного времени мы прокрастинируем, листая ленты социальных сетей. Таким образом, время идет, а пользы никакой. Почему так происходит? Ты думаешь: «Блин, мне нужно написать курсач на 60 тысяч знаков». Результат – огромный курсач – может пугать своей значимостью и количеством знаков.
Однако если ты будешь думать не о результате, а о процессе («Сегодня я потрачу 40 минут на работу над курсачом»), то твое подсознание не будет так противиться.
Это ведь всего 40 минут, после этого ты сможешь заняться более приятными делами. Награди себя после проделанной работы, так дело точно пойдет веселей.
Teamwork
Работу в команде любят далеко не все, особенно это касается студентов. Когда преподаватель объявляет: «Ну, этот проект вы сделаете в группах», мало кто будет радостно улыбаться.
В групповых работах всегда есть так называемые free-riders: любители прокатиться за чужой счет.
Те, кто ничего не делает, и от них всегда жалко избавляться (ну а вдруг начнут работать?/ну ладно, у него же и так много дел…). А есть те, кто берет на себя всю ответственность и делает большую часть работы. Словом, не самое приятное занятие. Однако в команде можно не только работать над каким-нибудь проектом, но и учиться: собирайтесь вместе с друзьями, читайте параграфы вслух, прогоняйте друг друга по вопросам, придумывайте тесты. Вчетвером или даже вдвоем вы явно быстрее пройдете заданный объем информации, чем по одиночке.