Полтора века назад выбор парфюмерии был, мягко говоря, не таким богатым, как сейчас. Никаких Tom Ford, Montale, Jo Malone, Byredo и прочих, между которыми мы разрываемся в современных реалиях. И все же приятно пахнуть нравилось всем и всегда, а особенно правителям государств и членам их семей, которые могли позволить себе изысканные духи как отечественного производства, так и зарубежного.
Флаконы с притягательным наполнением, например, можно было обнаружить на туалетных столиках императора Николая II, его любимой супруги и детей. Исключение составлял разве что совсем юный цесаревич Алексей.
Глава семейства и «А. Ралле и Ко»
В 1843 году французский парфюмер Альфонс Ралле решил покорить жителей Российской империи своими ароматами, и у него это получилось на ура. Он открыл в стране собственное производство, а уникальные рецептуры создал совместно с лучшими специалистами отрасли. На заводе трудились не только над парфюмами, но и над косметикой: изготавливались пудры, помады, мыло. Фактически Ралле стал первым, кто объединил парфюмерию и косметику на одном промышленном предприятии.
Вскоре Ралле передал бразды правления над заводом Эдуарду Бо — именно благодаря его брату на свет появились культовые альдегидные духи Chanel No. 5, которые и принесли парфюмеру мировую славу. Производство вышло на новый уровень: продукция получила признание за границей и заработала немало престижных парфюмерных наград.
Новые фабрики разрослись по территории всей Российской империи, а на ее юге появились эфиромасличные заводы, при которых выращивали растения для будущих парфюмерных произведений искусства.
Неудивительно, что бренд не оставил равнодушным самого Николая II: в музее в Царском селе по сей день хранится пустой флакончик духов от «А. Ралле и Ко». На нем выгравирована монограмма царя. Не обошлось и без атрибутов роскоши: золота, серебра и бриллиантов.
Императрица Александра Федоровна и Atkinsons
Супруга правителя Александра Федоровна предпочитала ароматы родом из «туманного Альбиона». Духи под названием «White Rose» от лондонского парфюмерного дома Atkinsons, основанного аж в 1799 году, пользовались большой популярностью среди многих членов королевских семей. Притягательное сочетание ноток малины, личи, жасмина, шафрана, белого мускуса и ванили влюбило в себя и императрицу.
Духи, кстати, можно приобрести и сейчас: в 2018 году бренд выпустил парфюм «White Rose de Alix», посвятив его своей поклоннице (Аликс — это прозвище, которым величали Александру Федоровну в кругу семьи).
Княжны и Francois Coty
Наследницы не разделяли вкусов родителей и довольствовались цветочными ароматами от французского парфюмерного дома Francois Coty. Девушек, вероятно, привлекали в том числе удивительной красоты флаконы, над которыми трудился известный мастер по стеклу Рене Лалик.
Старшая дочь императора Ольга прониклась первым ароматом бренда под названием «La Rose Jacqueminot», что в переводе с французского означает «чайная роза». Он представлял собой притягательное сочетание болгарской, чайной и розы Жакмино. «Мерцает запах розы Жакмино…», — писал поэт Федор Кузьмич Сологуб, по всей видимости, тоже полюбивший этот пряный цветок…
Но вернемся к Ольге: для создания ее фаворита, помимо роз, использовались фиалка, жасмин, сандаловое дерево, амбра и мускус.
Татьяна предпочитала сладкий и достаточно тяжелый аромат «Jasmin de Corse» («Корсиканский жасмин»). Главные ноты и аккорды: жасмин и амбра. Марина Цветаева, кстати, тоже любила этот парфюм.
Мария Романова, в свою очередь, пользовалась духами «Lilas Pourpre» («Пурпурная сирень»), а самая младшая сестра Анастасия — «La Violette Pourpre» («Пурпурная фиалка»). Самым юным представительницам прекрасного пола семейства по душе были более летние и древесно-цветочные нотки.