За последние несколько лет в мировую поп-культуру буквально хлынула волна южнокорейского культурного контента: от топовых групп вроде BTS и BLACKPINK и до фильмов с дорамами, включая «Игру кальмара» и «Решение уйти». Сразу за ними следует еще один элемент корейской индустрии развлечений — веб-комиксы, известные как вебтуны.
Вебтуны — это вертикально прокручивающиеся комиксы, оптимизированные для мобильных телефонов и публикуемые по сериям, которые превратились в огромную и перспективную индустрию. И хоть начало им было положено в Южной Корее, сегодня они стали всемирно известным и доступным видом комиксов, авторами которого необязательно корейцы.
Сегодня я объясню, как корейские вебтуны меняют индустрию комиксов и почему они стали такими популярными. Не удивлюсь, если тебе захочется тоже прочитать какой-нибудь вебтун к концу этой статьи 😉
Вебтуны: приключение на ладони
Свое происхождение вебтуны ведут от корейских комиксов в классическом их виде — манхвы. От нее веб-комикс отличает формат вертикальной прокрутки, который позволяет легко читать их на смартфоне. Доступность для просмотра на ходу — это ключ к сохранению конкурентоспособности в современных медиа. Визуальные истории вообще позволяют удерживать внимание читателя чуть дольше, так что вебтуны оказались очень успешным способом найти своего читателя.
Вебтуны: связь с аудиторией
Поскольку вебкомиксы — это эпизодические произведения, то и подход к их созданию немного иной. Так еще одним существенным отличием вебтуны от манхвы стала эволюция стиля общения между писателями/художниками и их фанатами: создатели веб-комикса получают мгновенную обратную связь через комментарии и общаются с поклонниками по мере развития своей работы. С помощью самого простого анализа они смогут понять, что аудитория захочет увидеть дальше.
Вебтуны: из смартфона в кино
На этом преимущество веб-комиксов не заканчивается: такие медиа-формы полны потенциала для адаптации. Корея давно стала не только пионером в создании визуальных историй в интернете, но и одним из ведущих игроков на мировом рынке мобильных игр, анимации и кинематографа. В последнее время все больше и больше вебтунов превращаются в полноценные игрушки, аниме или вебтуны. Ниже я покажу тебе лишь некоторые из них:
Истинная красота (2020)
Эта дорама основана на одноименном вебкомиксе. Его создательница Яоги в своем видеоролике на YouTube заявила, что для нее было большой мечтой увидеть, как ее работа превращается в полноценную телеисторию.
Кроме того, «Истинная красота» была номинирована на индонезийскую премию Hallyu Fans Choice Award и получила награду в номинации «Корейская дорама года».
Мы все мертвы (2022)
Многие знают о хоррор-дораме Netflix, но не все знают, что она основана на одноименном вебтуне NAVER, написанном Чжу Дон Гыном. В дораме «Все мы мертвы» много жути и захватывающего дух экшена, но при этом он никогда не отказывается от центральной сюжетной линии в угоду ужасу.
Дорама получила настолько высокую оценку, что была номинирована на девять премий, в том числе на APAN Star Awards, Baeksang Arts Awards и Blue Dragon Series Awards.
Милый дом (2020)
Дорама может похвастаться леденящим кровь сюдетом о монстрах и выживании, но сначала «Милый дом» был вебтуном на Naver, созданным Ким Кан Би и Хван Ён Чаном. Насыщенная захватывающими драками и потрясающей актерской игрой, дорама длится уже три сезона, а в прошлом была номинирована аж на 18 премий, получив шесть.
Добро пожаловать в круглосуточный магазин (2014)
В 2014 году вебтун «Добро пожаловать в круглосуточный магазин» стал основой для мобильной игры, распространяемой через KakaoTalk. Видеоигра, получившая название Work It! Convenience Store, быстро стала одной из самых продаваемых в Google Play. В 2014 году игра получила награду «Лучший корейский бизнес мобильных игр». В первые недели после запуска Work It! превысила 500 000 загрузок, а по состоянию на март 2016 года ее скачали более пяти миллионов человек.
Башня Бога (2020)
Впервые опубликованный в 2010 году, вебтун «Башня Бога» выходит уже почти 12 лет. Его популярность ничуть не уменьшилась, и он по-прежнему считается одним из самых успешных и популярных экшн-вебтунов на платформе.
В 2019 году «Башня Бога» даже превратилась в ролевую игру под названием Hero's Cantare, а в 2020 году аниме-адаптация стала доступна для международной аудитории на канале Crunchyroll. Второй сезон был анонсирован в августе 2022 года.
Naver Webtoon: соперник Marvel и DC
Компания Naver Webtoon сыграла главную роль в распространении вебтунов среди мировой аудитории и стала самой популярной платформой для их чтения. Число активных ежемесячных пользователей Naver Webtoon превышает 60 миллионов человек по всему миру! Поскольку популярность индустрии продолжает расти, рост выручки компании в четвертом квартале 2019 года составил 128%. И на спад Naver идти точно не собирается!
Успех компании Naver Webtoon зависит от многих факторов. Помимо качества и доступности ее контента, важную роль играет успешный план «IP-бизнеса». В Южной Корее термином «IP-бизнес» принято называть бизнес-модели, использующие известные объекты интеллектуальной собственности и интегрирующие их в различные форматы. Компания Naver Webtoon успешно развивает свои продукты через телевидение, фильмы, аниме и игры. Это не просто компания. Это — многомиллиардная корпорация!
Вебтуны: автором может стать каждый
Все серьезно, это не кликбейт: на той же платформе Naver Webtoon публикуются не только корейцы. Авторы из США, Европы, Филиппин и той же Японии имеют все шансы делиться своим контентом на английском, французском и других языках. Главное — заполучить своего читателя, который выведет твое произведение в топ. Голословной я тут быть не собираюсь, так что лови мини-подборку из авторов, которые доказывают, что вебтуны могут создавать люди со всего мира.
Три Выонг — «Странные истории Оскара Занна»
Страна: Канада
Сдержанный английский юмор — вот что отличает этот вебтун и его автора. В истории о призраках такие шутки незаменимы, поскольку комизм здесь не такой, как в большинстве случаев. Однако автору также хорошо удается затронуть сердечные струны читателя, сделав призраков, которым помогает Оскар, такими симпатичными или, по крайней мере, вызывающими сочувствие.
Бонни Пан — «Журнал улицы Рева»
Страна: Гонконг
Вебтун написан с потрясающей реалистичностью. Несмотря на то, что каждый из героев — животное, они ощущаются как люди. У каждого из них есть свои проблемы, с которыми можно сравнить свои собственные. Пан относится ко всем одинаково, независимо от того, насколько они велики или малы. Она умеет писать и трогательные истории, и истории с чистым юмором. А это то еще искусство 😉
Кейтлин Нарваза — «Где касательные встречаются»
Страна: Филиппины
В своих вебтунах Кейтлин говорито реальных проблемах, и хотя в ее произведениях много откровенных моментов, там точно нет клише. Кроме того, она делает своих героев умными, живыми и неидеальными. Писательница интересна еще и тем, что находит проверенные временем романтические тропы, к которым многие из нас привыкли испытывать сильную неприязнь, и дает им второе рождение.
Стивен МакКрейни — «Космический мальчик»
Страна: США
Стивен — один из лучших авторов, когда речь идет о персонажах, похожих на людей. У каждого есть причины быть таким, какой он есть, и это не кажется надуманным. Даже когда ты думаешь, что герой раскрыл свое истинное лицо, оказывается, что в нем есть еще больше, чем ты думала. В этом и заключается талант: показать человека, который кажется милым, потом злым, а потом совсем другим.
Корейские вебтуны — огромная индустрия, у которой есть все шансы если не вытеснить Marvel из игры, то составить ей отличную конкуренцию, особенно в азиатском регионе. Naver Webtoon и другие платформы для выпуска вебтунов продолжают завоевывать авторитет среди любителей комиксов, без труда пробуя интегрировать истории в кино и гейм-бизнес. Это ли не будущее? 😉