Отсчет корейской музыкальной индустрии принято начинать с девяностых. Именно тогда потихоньку начали появляться развлекательные агентства и первые k-pop айдолы, которые дали дорогу всем молодым и популярным артистам, треками которых мы заслушиваемся сейчас. Конечно же, вместе с лицами менялась и музыка, и вот тут давай остановимся, чтобы обсудить ее поподробнее.
Всего в k-pop на данный момент 4 поколения исполнителей. Некоторые даже делят их еще и пополам (на 1.5 и так далее), потому что отрывки между волнами получаются ну очень большими. Сегодня давай ненадолго сядем в машину времени на экспресс-экскурсию по музыкальной истории k-pop, чтобы посмотреть, как же менялись тренды в нашем любимом жанре 👇🏻
Первое поколение
K-pop исполнители: H.O.T., BoA, Sechskies, Seo Taiji and Boys, g.o.d, Rain, Fin.K.L и другие
Весь путь k-pop начинается в начале девяностых, где сольные артисты вместе с небольшими группами до пяти человек начали создавать всю корейскую музыкальную индустрию. О многих из них ты точно краем уха слышала, но до зарубежных фанатов их песни доходят, конечно же, гораздо медленнее и неохотнее, чем до тех, кто на них вырос 😅
Тогда корейцы во всем ориентировались именно на западный рынок, а потому в их музыке ты можешь легко услышать то, что тогда же крутили на мировом MTV. Тогда песни делились на три лагеря:
Милые воодушевляющие песни (по классике от женских исполнителей), которые могли вдохновить на большие подвиги или признание в любви (например, S.E.S. «Dreams Come True» и BoA «No.1»)
Революционные шумные техно от мужских групп, которые стремились сломать стереотипы в Корее (H.O.T «Warrior's Descendant» и g.o.d «Dear Mother»)
Поп-треки нулевых в духе Джастина Тимберлейка и The Black Eyed Peas (Rain «Rainism» и SHINHWA «Only One»)
Рамки у границ поколений в k-pop довольно размыты: некоторые делят все ровно по пятеркам-десяткам лет, другие же больше смотрят на поворотные моменты индустрии, а не смену времен года. В любом случае, следующее поколение k-pop началось в самую смелую эпоху — в начале нулевых 👇🏻
Второе поколение
K-pop исполнители: Super Junior, TVXQ, BIGBAND, Girls' Generation, SHINee, f(x) и другие
Здесь уже начала зарождаться та база всей k-pop индустрии, которую мы видим в усовершенствованном виде уже сейчас. Более сложный подход к созданию артистов сподвиг компании дебютировать группы с бо́льшим количеством участников, типа Super Junior и Girls' Generation, что имело огромный успех 😎
В начале второго поколения была особая мода на электро-поп, танцевальные биты, автотюн и мощнейший вокал. Конечно же, тогда и родилась любовь корейцев к экспериментам, которая дала толчок к такому невероятному развитию индустрии. Тексты стали более общими и понятными широкому слушателю — кто круче, полюби меня, на свете нет ничего невозможного. Классика 🤷🏻♀️
Далее уже идет новая волна 2.5, которую многие помнят по EXO, SISTAR, Infinite, Apink и другим. Тогда лейблы и артисты стали больше обращать внимание на собственную концепцию, а не только на глобальные тренды чартов западной музыки. Именно в этот момент k-pop стал вносить свою идентичность в жанр, обособившись от остального мира. Не сильно, но достаточно, чтобы создать что-то свое.
Тут начинает путь та самая система трейни, которая доведена до состояния конвеера в наши дни. Музыка стала более разнообразной, появились хореографии (пусть и не такие сложные, как сейчас), а также участникам начали давать позиции в группе. С этого момента рэп стал важной частью k-pop и отдельной заявкой на прослушиваниях, а иностранные участники — не явлением, а нормой 🎤
Третье поколение
K-pop исполнители: Red Velvet, BTS, TWICE, GOT7, Monsta X, BLACKPINK и другие
Безусловно, предшествующие поколения открыли корейцам окно не только в Японию и Китай, но и в США. И все-таки, наибольший «бум» пришелся именно в период третьего поколения, которое фанаты между собой не зря называют «золотым». Скорее всего, именно кто-то из этого списка и привел тебя в k-pop, а потому можно с уверенностью сказать, что именно они были на гребне Корейской волны, в самый ее пик ✊🏻
В этот период корейцы поняли, что чем громче бит и чем тяжелее басы, тем лучше. Тут родилась особая мода на концепт girl crush, вперемешку с миксом всевозможных жанров, которые компании начали разбирать для своих групп, чтобы быть их «представителями» на корейской сцене. Как можно было заметить, стало важно придумывать более сложные и глубокие названия артистам, которые все мудренее стали использовать во время промо.
Песни стали более цепляющими, а структура треков подстроилась под стандарты k-pop, где частенько нужен дэнсбрейк и место для английского хука (цепляющей фразы) для широкой аудитории. Если раньше корейцы не часто обращались к музыкальным мотивам других стран, то именно с третьего поколения это стало настоящим спасением и возможностью выделиться от резко выросшего числа конкурентов 😯
Этот период стал самым большим и насыщенным по количеству артистов, ведь дебюты k-pop айдолов стали происходить все чаще и чаще (а места на сцене и времени в сутках больше, как ты понимаешь, не стало). Весь креатив, треки на любой вкус и самые культовые звезды нашего времени пришлись именно на третье поколение, за что оно стало особенно любимо многими фанатами 😍
Четвертое поколение
K-pop исполнители: ITZY, (G)I-DLE, aespa, EVERGLOW, TXT, Stray Kids, ATEEZ и другие
Вот мы и добрались до нашего времени и исполнителей, за чьими камбэками все следят прямо сейчас. Можно с уверенностью сказать, что настала эра талантливейших и самых трудоспособных, потому что другие сейчас пробраться среди тысячи конкурентов и дебютировать просто не могут. Также настала новая эра экспериментов и революции, которая, похоже, в обновленном виде перебралась от второго поколения. Говорят же, что все циклично? 😂
Группы вновь уменьшаются до вменяемых размеров, а альбомы становятся все меньше и меньше. Сейчас многие возвращаются к трендам нулевых, выкручивая их на максимум с помощью возможностей современных продюсерских студий. Пока некоторые утопают в ретро и city pop, другие же вспоминают трэп и создают безумно перенасыщенные шумные треки, от которых даже может звенеть в ушах. Так что не включай все на полную громкость, побереги слух 😂
Важным аспектом четвертого поколения, который сильно повлиял на тренды в музыке, стал концепт группы. Не тот концепт, который выбирают перед каждым камбэком, а общий для группы перед дебютом. Например, у ATEEZ ты всегда найдешь отсылки к пиратскому стилю как визуально, так и в заглавках. Не будем забывать и про очень технологичных aespa, которые наполняют свои треки звуками и рандомными (но хитро продуманными) сегментами, будто это уже ремикс.
К счастью, разнообразие в k-pop сохраняется (хоть и с переменным успехом), так что можно найти что-то себе по душе, если самый «типичный k-pop» тебе уже кажется чем-то однообразным. На горизонте в ближайшие пять лет чувствуется еще одно обновление/дополнение поколений, так что ждем новой музыкальной волны 🎧