Конец декабря — время подводить итоги года. Вот и издание
Выбор Кристофера Нолана — «Гладиатор 2» Ридли Скотта
Лауреат «Оскара» Кристофер Нолан назвал лучшим фильмом года работу Ридли Скотта «Гладиатор 2». Он объяснил, что высоко оценил стиль коллеги, создавшего кино одновременно и развлекательное, и побуждающее подумать о важных вещах.
По мнению Нолана, Скотт отлично понимает, зачем зрители приходят в кинотеатры, и в своих фильмах мастерски отвечает на все их запросы, даже если некоторые решения кажутся неожиданными. Также режиссер пришел в восторг от структуры ленты, которая получилась одновременно и ремейком, и продолжением первой части. И отметил талант коллеги при помощи продуманных мизансцен и многокамерной постановки делать одновременно детализированное и динамичное действие.
К слову, выбор Нолана вполне понятен: постановщик таких масштабных картин, как «Интерстеллар» и «Начало», он и сам стремится создавать эффектный экшен, который перемешивается с драматическими и философскими историями.
Выбор Альфонсо Куарона — «Я все еще здесь» Уолтера Саллеса
Мастер фантастики и сказок Альфонсо Куарон («Гравитация», «Лабиринт Фавна», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Ведьмы») выбрал биографическую драму бразильца Уолтера Саллеса «Я все еще здесь». В фильме рассказывается о жизни инженера Рубенса Пайвы во время военной диктатуры в Бразилии в 1971-м.
Куарон отмечает, что Саллес, близко знакомый с семьей Пайвы, не только достоверно передает события, но и демонстрирует ужасающий период истории. По мнению Альфонсо, картина — это своего рода предостережение, побуждающее задуматься о течении времени и нашем собственном непостоянстве, а также напоминающее, что лишь любовь может выдержать все.
Хотя «Я все еще здесь» — не самый предсказуемый выбор Куарона, и в его творчестве можно найти нечто подобное. Фильм отчасти перекликается с его работой 2018 года «Рома» о мексиканской семье среднего класса из 1970-х. Жизнь героев переворачивается с ног на голову из-за студенческих беспорядков, организаторов которых подвергают жестокой расправе.
Выбор Криса Коламбуса — «Моя старая задница» Меган Парк
Для Криса Коламбуса фильмом года стала фантастическая комедия Меган Парк «Моя старая задница». Режиссер отмечал, что его сразу заинтересовал постер с фразой «О чем бы вы спросили себя старшего?», однако название отбило все желание смотреть фильм. Позднее он его все же увидел и пришел в полный восторг.
Коламбус сравнил ленту с легендарной картиной Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» и назвал ее острой, эмоционально сложной и совершенно душераздирающей в кульминации. По словам постановщика, он был тронут до слез.
Надо сказать, и сам Крис Коламбус — мастер доброго и необычайно трогательного кино. В его фильмографии — «Двухсотлетний человек», «Миссис Даутфайр», а также по две части «Одного дома» и «Гарри Поттера».
Выбор Джей Джей Абрамса — «Девушка и море» Йоакима Рённинга
Джей Джей Абрамс, в своем творчестве явно тяготеющей к картинам масштабным («Остаться в живых», «Звездные войны: Пробуждение силы», «Звездный путь», «Миссия невыполнима 3»), назвал фильмом года спортивную драму Йоакима Рённинга «Девушка и море». В прокате лента с Дейзи Ридли в главной роли прошла совершенно незаметно. Главная героиня — Гертруда Эдерле, первая женщина, переплывшая Ла-Манш.
Абрамс назвал фильм очень правдивым и душевным и отметил, что подобное кино сегодня — явление редкое, практически вымирающее. На экране личная история человека — обычного, нерешительного, со своими недостатками — гармонично перемешивается с темой спортивных достижений.
«Биографический фильм, который избегает чрезмерной сентиментальности или излишней мифологизации… Картина восхваляет не только то, чего достигла Эдерле, но и то, кем она была. В мире, где истории, подобные этой, рассказываются редко, „Девушка и море“ — это и дань уважения необыкновенной женщине, и свидетельство непреходящей силы старого доброго повествования», — говорит постановщик.
Выбор Рика Фамуйивы — «Как кремень» Рэйчел Моррисон
Еще одна спортивная драма в списке лучших — «Как кремень» Рэйчел Моррисон о первой олимпийской чемпионке в боксе Кларессе Шилдс. Рик Фамуйива («Мандалорец», «Асока») работал с Моррисон на одном из своих проектов и отметил, что не удивительно, что она решила снять фильм о бойце и сокрушительнице барьеров: она сама такая.
По мнению Фамуйивы, постановщице удалось избежать жанровых штампов и создать многослойную историю, полную «человечности, страсти и вдохновения».
Выбор Майкла Манна — «Неукротимый» Уильяма Голденберга
В ленте Уильяма Голденберга «Неукротимый», выбранной Майклом Манном («Али», «Ford против Ferrari»), идет речь об одноногом борце Энтони Роблесе. По мнению кинематографиста, его коллеге удалось увлекательно рассказать человеческую историю, способную вызвать у зрителей массу эмоций. Фильм оставляет сильное впечатление и после просмотра долгое время не выходит из головы.
Выбор Ритеша Батры — «Все, что нам кажется светом» Паял Кападиа
Индиец, мастер фестивального кино Ритеш Батра («Ланчбокс», «Наши души по ночам») выбрал работу своей соотечественницы Паял Кападиа «Все, что нам кажется светом» об индианках, вынужденных бороться с навязанными обществом стереотипами.
«Самое большое достижение фильма Пайал Кападиа „Все, что нам кажется светом“ в том, что он остается с вами еще долго после того, как вы покидаете кинотеатр. Это один из тех фильмов, которые проникают в вашу кожу и становятся частью вас», — говорит Батра.
От хвалит плавный темп повествования и повороты в истории, каждый из которых неожиданный, но находится на своем месте, и отмечает, что в этой истории даже самые драматические моменты подаются не как сложные препятствия, а как чудеса: «как будто багаж жизни — это нечто прекрасное».
Выбор Эндрю Хэя — «Блитц» Стива МакКуина
По мнению Эндрю Хэя («Северные воды», «OA»), фильм года — это военная драма Стива МакКуина «Блитц». По сюжету, во время Второй мировой мать 9-летнего мальчика отправляет его в эвакуацию. Он же решает вернуться к семье и сам отправляется в дорогу.
Фильм Хэй назвал настоящим откровением, картиной одновременно эпической и интимной, захватывающей от начала до самого конца. Отдельно постановщик выделяет достоверность — в декорациях и костюмах команде проекта удалось в полной мере передать дух времени.
Выбор Александра Пэйна — «Конклав» Эдварда Бергера
Еще один фильм года — драматический триллер Эдварда Бергера «Конклав» о кардиналах, которым необходимо выбрать нового Папу. Процесс курирует Лоуренс (Рэйф Файнс). Ему открываются довольно нелицеприятные тайны о коллегах, которые могут оказать влияние на всю католическую церковь.
Мастер драматических человеческих историй Александр Пэйн («Короче», «Оставленные», «Потомки») восхитился тем, как Бергер работает с актерами, а также отметил масштабность картины и скрупулезность, с которой кинематографисты подходили ко всему, от сюжета до декораций.
Выбор Тейлора Хэкфорда — «Эмилия Перес» Жака Одиара
Тейлор Хэкфорд («Адвокат дьявола», «Паркер») остался в восторге от фильма Жака Одиара «Эмилия Перес». По его словам, проект — результат непревзойденного оригинального режиссерского видения, и ничего подобного никогда не сможет сделать искусственный интеллект.
«Одиар использует все инструменты из своего кинематографического арсенала, чтобы проиллюстрировать эту историю об удивительном пути самопознания одного человека», — говорит Хэкфорд.
В фильме рассказывается об адвокате, которая помогает главе картеля исчезнуть из криминального мира.
Выбор Барри Дженкинса — «Мальчишки из „Никеля“» РаМелла Росса
Герои ленты РаМелла Росса «Мальчишки из „Никеля“» — два молодых афроамериканца, которые вместе преодолевают мучительные испытания в исправительной школе во Флориде.
Режиссер Барри Дженкинс назвал кино захватывающим и очень богатым эстетически и духовно, а также высоко оценил точные и эффектные образы, через которые автор фильма доносит свои мысли. Он отмечает, что хотя физически герои не проходят большой путь — они заперты в школе, — их внутреннее путешествие монументально.
Надо сказать, драматические истории о внутренней трансформации — сильная сторона и самого Дженкинса. В частности, он получил «Оскар» за ленту «Лунный свет» о герое, который растет в непростых условиях и в конце концов находит собственный путь.
Выбор Дэвида Лоури — «Носферату» Роберта Эггерса
Похвалы от Дэвида Лоури («Легенда о Зеленом Рыцаре», «Пит и его дракон») удостоился фильм ужасов Роберта Эггерса «Носферату». Лоури рассказал, что его коллега мечтал снять эту картину большую часть своей жизни, и вся радость, которую испытывал Эггерс, прекрасно считывается с экрана. Любовь, с которой автор подходил к истории, заметна и в организации потоков крови, и в выверенном блеске в глазах Уиллема Дефо, и во всем остальном.
«Роберт снял фильм о вампирах, пропитанный горем, но я могу только представить, как он был счастлив работать над ним. Кто знает, смеялся ли он на самом деле за камерой, но не услышать его смех (внутренний. — theGirl) все равно довольно сложно», — говорит Лоури.
Выбор Калила Джозефа — «Урок пианино» Малкольма Вашингтона
Любитель музыкального кино Калил Джозеф остался верен себе и выбрал фильм Малкольма Вашингтона «Урок пианино» о семье, которая пытается придумать, что делать с семейным инструментом. В заглавном символе — фортепиано — он увидел порог, связывающий живых и мертвых и напоминающий о человеческом наследии. К нему же кинематографист относит «печали и желания, мечты и боль, историю, запечатленную в плоти и крови».
Выбор Сета Рогена — «Шоу субботним вечером» Джейсона Райтмана
По мнению Сета Рогена, фильм года — биографическая комедия «Шоу субботним вечером» о создании одноименной телепрограммы. Кинематографист, больше известный как комедийный актер («Жизнь прекрасна», «SuperПерцы», «Та еще парочка»), отметил, что выглядеть смешным на экране сложно, но еще сложнее изображать людей, которые пытаются выглядеть смешными. В этом фильме же рассказывается о самых смешных людях телевидения, причем убедительно и увлекательно. По словам Рогена, эта картина превозносит комедию и тех, кто ее делает, поэтому она ему и понравилась.
Выбор Кевина Макдональда — «5 сентября» Тима Фельбаума
Верен своим интересам остался и Кевин Макдональд, выпустивший не один триллер («Мавританец», «11.22.63», «Большая игра»). Он в 2024 году обратил внимание на историческую картину «5 сентября». В основу ее сюжета легли события 1972 года, когда по телевидению транслировались события, связанные с захватом заложников на Олимпиаде в Мюнхене.
Макдональд рассказывал об этом в своем документальном фильме «Однажды в сентябре», за который получил «Оскар», так что он действительно хорошо владеет материалом. В новой картине его поразила достоверность, которая видна даже в мелочах. Еще одна сильная сторона фильма — тонкая человеческая драма.
Выбор Джеффа Николса — «Синг-Синг» Грега Куидара
Джефф Николс («Укрытие», «Байкеры», «Мад») высоко оценил драму Грега Куидара «Синг-Синг». В ней рассказывается о заключенных одноименной тюрьмы, которые решают создать театральную труппу. Николса покорила главная мысль, заложенная в картине — люди изначально хорошие, и если дать им хоть малейший шанс, то они направят свои силы на созидание. По мнению кинематографиста, этот фильм действует «как противоядие от цинизма», что очень важно в наши дни.
Выбор Феде Альвареса — «Головоломка 2» Келси Манна
В список фильмов года попали и анимационные картины. Среди них — «Головоломка 2» об эмоциях, управляющих подростком. Любопытно, что ее выбрал мастер триллеров и хорроров Феде Альварес («Не дыши», «Чужой: Ромул», «Зловещие мертвецы: Черная книга»).
Его восхищает тот факт, что «Головоломка» способна перевернуть восприятие жизни. Так, после первой части Альварес осознал важность «впускать печать в сердца наших детей, а также в наши собственные». Вторая напомнила постановщику о его личных подростковых проблемах и показала, что все они нормальны — с подобным сталкиваются многие.
Выбор Майкла Грэйси — «Трансформеры: Начало» Джоша Кули
Еще один высоко оцененный мультфильм — «Трансформеры: Начало». По мнению режиссера «Величайшего шоумена» и продюсера ленты «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы» Майкла Грэйси, лента — целый мастер-класс по повествованию в анимации, сочетающий уважение к любимой многими франшизе со смелыми творческими инновациями.
Выбор Дина ДеБлуа — «Дикий робот» Криса Сандерса
Дин ДеБлуа, приложивший руку к созданию таких анимационных хитов, как «Лило и Стич», «Мулан» и «Как приручить дракона», тоже назвал лучшим мультфильм — «Дикий робот». По сюжету, герой оказывается на безлюдном острове, пытается приспособиться к жизни и подружиться с животными.
По мнению ДеБлуа, «Дикий робот» очаровывает прекрасным визуальным рядом и хорошо продуманными диалогами, которые никогда не бывают лишними, но порой уступают место «волнующей музыке Криса Бауэрса». Кинематографист назвал картину шедевром и отметил, что продолжает учиться у своего коллеги.
Будешь что-то смотреть?