В прокат выходит драматическая комедия «Моди: Три дня на крыльях безумия», редкая режиссерская работа Джонни Деппа. В фильме рассказывается об известном итальянском художнике и скульпторе Амедео Модильяни — его блистательно сыграл Риккардо Скамарчо, — но назвать ленту стандартным байопиком ни в коем случае нельзя. Она охватывает всего три дня из жизни художника — не первые, не последние и не самые важные — и скорее представляет собой портрет знаменитого итальянца.
Моди предстает перед нами дерзким обаятельным хулиганом, который живет бедно, перебивается случайным заработком, зато по вечерам весело проводит время в ресторанах с такими же друзьями. Есть у него и прекрасная муза — поэтесса и литературный критик Беатрис Гастингс в исполнении Антонии Деспла. Мы встречаем Моди, когда у него на горизонте появляется шанс огромных перемен — крупный коллекционер как будто бы заинтересовался его работами.
Джонни Депп не снимался в этом фильме, но вайб его безумных персонажей — от капитана Джека Воробья до Рауля Дюка из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — сопровождает нас повсюду. Конечно, нашли воплощение они в основном не в Моди — он представлен более классическим персонажем-творцом со всеми присущими типажу метаниями, — а в его друзьях: художниках Морисе Утрилло и Хаиме Сутине, впрочем, кое-где и самому Модильяни перепадает немного депповской безуминки.
На фоне их веселья разворачивается история довольно трагическая, свойственная любому экранному творцу. Пьянство, забиячества, а местами моральные принципы мешают его прогрессу и постепенно убивают его и так нездоровое тело.
Прекрасно то, что история, которая могла быть совершенно банальной и переполненной жанровыми клише про драматичного творца, который философствует о созидании и разрушении, такой не получилась. Все это благодаря тому, что в серьезное повествование порой бесцеремонно, но так удачно вторгаются дерзкие шуточки, зажигательные развлечения героев, а порой и вовсе немного сюрреализма.
Так, в фильме разворачивается целая эпопея по поводу мухи на щеке Сутина и дележки таракана двумя друзьями Моди. Отдельная комедия — когда один из них вдруг решает пойти на войну. Да, автор и это умудрился показать смешно. Все это делает повествование очень динамичным, легким, несмотря на драматичную основу, и таким оригинальным. Немного, правда, корявым, но лучше так, чем совсем без этого. Словом, стилистически фильм Деппа весьма причудливым образом прыгает между комедией и мрачной серьезностью, поскольку ужасы войны время от времени выходят на передний план, а главного героя мучают кошмарные видения его гибели.
Из значимых минусов картины — разве что крайне наигранная сцена с видениями измененного сознания Моди, явно отсылающая к немому кино. Очевидно, такой стиль выбран автором совершенно осознанно, но для чего — не совсем понятно. Вставка получилась совершенно не органичной и вызывающей больше вопросов, чем интереса. И если фильм в целом нельзя назвать совсем гармоничным, то этот момент выбивается особенно.
Второстепенные персонажи здесь нужны в первую очередь для того, чтобы превозносить Моди и способствовать его раскрытию для зрителя. Его бурные отношения с Беатрис разворачиваются на фоне разговоров о потенциальном наследии, творчестве и разрушении Моди. Друзья-художники и вовсе показаны не вполне адекватными и отвечают, помимо подчеркивания утонченной души Амедео, как раз за юмор.
Джонни Депп определенно превозносит своего героя, восторгается им и, возможно, даже в какой-то мере отождествляет с собой, привнося в фильм так много из своих прошлых работ. Звучит в картине и что-то вроде послания кинокритикам, когда Амедео говорит Беатрис — «я создаю искусство, а ты только пишешь о нем». Девушка взрывается злостью, и вполне справедливо.
Важной изюминкой фильма стало появление Аль Пачино в роли богатого коллекционера Мориса Ганната, который буквально меняет судьбу Моди, открыто высказывая свое мнение по поводу его работ. Известно, что актер сам мечтал сыграть Модильяни — не в этом фильме, ранее, — но не сложилось, он же в какой-то момент был прикреплен к проекту как режиссер, но тоже что-то пошло не так. Это же его блистательное камео получилось невероятно эффектным и запоминающимся. Отсылающим, однако, к «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино.
Печально и то, что в фильме показаны не настоящие работы Модильяни — вероятно, у кинематографистов возникли проблемы с авторским правом. Те полотна, что представлены на экране, весьма небрежно копируют стиль Амедео. Но едва ли в этом стоит винить одних лишь авторов ленты.
Как уже было сказано, фильм выхватывает три практически обычных дня из жизни Амедео Модильяни. Он начинается не с какого-то крупного конфликта и заканчивается не четкой развязкой. Внешне за почти два часа фильма произошло совсем мало ключевых событий, но внутренне за эти три дня творец пережил огромную трансформацию, сделал для себя глобальные выводы и определил свой дальнейший путь.
Очень нетипичная для биографических картин, «Моди: Три дня на крыльях безумия» получилась увлекательной, стильной, яркой, не безупречной, но любопытной авторской работой, доказывающей, что опытный актер Джонни Депп дорос до того, чтобы быть режиссером.