Как можно представить себе кавказскую музыку? Очевидно, первое, что приходит на ум — это лезгинка, фольклорные кавказские мотивы и много танцев. Еще, конечно, жанр, именуемый «поп-лезгинкой», о котором наслышан каждый из нас благодаря таким песням как «А горький вкус твоей любви» или «За тебя Калым отдам». Дальше кабацких песен под кальян и заедающих мотивов, звучащих из каждой «приоры», Дагестан не продвинулся, подумаешь ты….
Однако не тут-то было. На просторах интернета, словно свежий глоток кавказского воздуха, появляется группа «нееет, ты что?», выпускающая треки в экспериментальных жанрах: фанк, соул, читка, электроника. Приправь это все большим количеством эстетики, и, вуаля, на замену закоренелым стереотипным кавказским песням приходят молодые парни, не желающие иметь ничего общего с кальянным рэпом или пресловутой лезгинкой.
Библиотека Расула Гамзатова, книжные стеллажи и растение в стильной вазе на фоне. Эпатажные музыканты, особенно барабанщик, который абсолютно не похож на типичного кавказца пожилых лет. Фанковый припев, чем-то напоминающий некоторые работы Ивана Дорна, и неожиданная читка в куплетах от одного из вокалистов группы.
«Нееет, вы что», — скажешь ты, ведь представить, что такой саунд делают в Дагестане практически невозможно! Однако вокалисты группы — Рамазан Маллаев и Расул Махалиев выросли на такой музыке и благодарят старших по цеху за внесенный в их творчество вклад:
«В советское время, в 1984–1986-м, в Каспийске было очень много рок-групп. Были хард-рок-коллективы, которые участвовали во всесоюзных фестивалях. Например, группа „Северный ветер“ — эти люди сидели на Deep Purple, Led Zeppelin и Black Sabbath и пытались делать что-то похожее. В Каспийске была совсем своя музыкальная среда. Она и сейчас есть. Нам повезло, мы общаемся со старшим поколением. Они нас принимают как музыкантов, и им удалось передать нам опыт. Они нам многое показывали — развивали наши вкусы».
Группа появилась в 2019 году и впечатлила своими выступлениями на фестивалях «СтереоЛето» и Chess & Jazz. Этим летом состоялось их выступление на крупнейшем фестивале VK Fest в Москве и Санкт-Петербурге, где им выпал шанс разделить сцену с мастодонтами, занимающими ведущие позиции в российских музыкальных чартах.
Но вот парадокс: их музыка не похожа на ту, что в России становится хитовой… Несмотря на это, парни не расстраиваются, гнут свою линию и продолжают придерживаться собственной идентичности и самобытности: «Мы пытаемся заполнить нишу качественной музыки, — говорит Расул Махалиев. — Такой, о которой можно сказать — да, хоть какая-то толика искусства в ней присутствует. А в России очень мало качественной музыки».
На просторах Сети, кстати говоря, ребят очень поддерживают и считают, что это абсолютный феномен в мире дагестанской музыки:
«Я, когда узнал, что вы из Дагестана, у меня мир перевернулся)) Ребята, вы крутые!!! Такой вайб! Побольше бы таких талантов из Дагестана!»
«Господа, вы — изумруды в ожерелье богатств Дагестана. Хочу вашу пластинку. Делюсь со всеми знакомыми, до которых только дотягиваюсь. Когда я впервые увижу Дагестан, в голове будет играть ваша музыка»
«Кажется, это самое крутое музыкальное открытие в РФ за долгое время. Ребята, красавцы!»
Вот такие амбициозные ребята. Остается лишь ждать новой музыки от «латающих дыры в индустрии» (строчка из трека «Пластилин» — ред.). А ждать, по всей видимости, долго не придется: «Ситуация меняется к лучшему, — заключает Рамазан. — Пять лет назад многие даже не знали, что Дагестан находится в составе России. Или спрашивали: „У вас там война идет?“ После того как случился коронавирус, в Дагестан хлынул туристический поток; стало много туристов, и в последнее время регион бурно развивается экономически».
«В Дагестане плохо никогда особо не было. Жили нормально, — добавляет Расул. — Это СМИ навязывали предрассудки. Может быть, какие-то тупари еще думают, что у нас живут дикие люди. В Дагестане живут такие же люди, как везде в России: с такими же проблемами, желаниями и мечтами».