Со стремительным развитием искусственного интеллекта расширились и возможности репрезентации виртуальных артистов от более анимационных до максимально реалистичных персонажей.
Виртуальные айдолы — это не просто цифровые герои, а революционное слияние творчества и технологий. Персонажи обретают жизнь, наделяются уникальными чертами характера и историями и покоряют глобальную аудиторию, стирая границы между реальным и цифровым. Как и когда это начало происходить и к чему пришло сейчас, разбираемся вместе 👇🏻
90-е и начало 00-х: первые шаги в виртуализации айдолов и эпоха Хацунэ Мику
В 1995 году японское агентство Horipro создало первого цифрового айдола — Кёко (Kyoko Date). Ей придумали биографию, сформировали стиль, а в 1996 году она выпустила дебютный сингл «Love Communication». Хотя Кёко можно по праву назвать пионером среди виртуальных артистов, ее популярность затмила по-настоящему легендарная Хацунэ Мику. Она — не просто персонаж, а один из главных символов эпохи голографического искусства.
В 2007 году компания Crypton Future Media выпустила голосовой синтезатор VOCALOID 2 с персонажем Хацунэ Мику. Ее голос, основанный на семплах актрисы Саки Фудзиты, и аниме-дизайн от иллюстратора KEI стали сенсацией. Мику обрела глобальную популярность, собирая огромные концертные залы в разных странах мира. Это было настоящим прорывом в виртуальной реальности: цифровые и реальные миры соединялись на ее голографических турах.
Хотя сейчас возможности метавселенной гораздо более расширенные, Хацунэ Мику все так же популярна и имеет своих преданных поклонников во всем мире.
10-е: вторжение k-pop и дебют K/DA
C конца 10-х корейская музыкальная индустрия постепенно начала внедрять виртуальные технологии и в свой шоу-бизнес. В 2018 году разработчик игр Riot Games представил K/DA — виртуальную женскую группу из персонажей League of Legends.
Их дебютный трек «POP/STARS» с участием популярной группы (G)I-DLE собрал 600 млн просмотров, а AR-выступление на чемпионате мира стало эталоном цифрового шоу.
20-е: битва за метавселенную между ведущими музыкальными лейблами
После 20-х k-pop индустрия активно включилась в мета-гонку на совершенно новых уровнях. Сейчас виртуальные айдолы — это не просто цифровой код или стерео-голограмма, а гораздо более сложные и интересные процессы.
Виртуальные артисты подразделяются на два типа по методу их создания: сконструированные с помощью только искусственного интеллекта и с использованием реальных людей в специальных костюмах, на которые накладывается виртуальный образ.
Самые популярные виртуальные k-pop айдолы 👇🏻
PLAVE — анимированные люди
PLAVE — пример одной из самых успешных современных виртуальных k-pop групп. Бойзбэнд, сгенерированный с помощью компьютерной графики в стиле персонажей вебтуна, дебютировал в 2023 году с альбомом «Asterum» под крылом VLAST и HYBE Labels Japan.
Участники PLAVE создаются с помощью моушн-кап технологии — люди надевают специальные костюмы с датчиками, фиксирующими движения и мимику. Эти данные преобразуются в анимацию, позволяя цифровым айдолам выступать как живым артистам.
У PLAVE довольно внушительная фанбаза. Их YouTube-канал насчитывает около 530 000 подписчиков. Дважды в неделю участники проводят прямые трансляции, где общаются со своими фанатами. Также группа PLAVE взяла награду за звание «Лучший новичок года» на церемонии Seoul Music Awards 2024 и за неделю продала более 200,000 копий своего нового альбома.
Поклонники отмечают, что несмотря на необычный формат, интересно наблюдать за взаимодействием персонажей, особенно увлекательно их шоу на YouTube.
IITERNITI и MAVE: — айдолы, созданные с использованием ИИ
IITERNITI (ранее ETERNITY) и MAVE: — примеры виртуальных групп, созданных исключительно с помощью технологий ИИ.
IITERNITI, состоящая из 11 участниц, дебютировала в марте 2021 года. Каждый цифровой аватар был выбран через онлайн-конкурс, где фанаты голосовали за своих фаворитов из 101 ИИ-музыканта. Персонажи созданы на основе данных существующих k-pop групп: каждая из них имеет уникальный внешний вид и характер. Однако группа вызвала споры из-за пугающей неестественности участниц.
MAVE: — одна из самых гиперреалистичных виртуальных групп, совместно созданная Kakao Entertainment и Netmarble. Дебютный клип «Pandora» набрал 27 миллионов просмотров за 11 месяцев. У MAVE: также есть собственная вебтун-вселенная.
Благодаря новым технологиям участницы группы выглядят наиболее естественно из всех ранее созданных виртуальных айдолов. Голоса и хореография в музыкальном клипе были исполнены настоящими людьми, затем обработаны с помощью технологий захвата движения и 3D-рендеринга в реальном времени.
Виртуальные k-pop айдолы SM Entertainment: aespa и naevis
Один из ведущих корейских музыкальных лейблов начал активную интеграцию виртуальных артистов в свою деятельность с дебютом гибридной группы aespa. Каждая из участниц имеет цифрового двойника.
Через мобильный портал SYNK они соединяются с более крупной вселенной под названием Кванья, созданной SM Entertainment. Вместе восемь персонажей путешествуют по этой вселенной и борются против вымышленного суперзлодея — Черной мамбы.
В этом им помогает виртуальная сольная певица naevis. Разработка Naevis началась еще в 2017 году. Ее голос синтезирован с помощью искусственного интеллекта, а визуальные элементы, включая музыкальные клипы и фотографии, созданы в партнерстве с LG Uplus.
naevis дебютировала с сольным синглом «Done» в сентябре 2024 года. Она также появлялась в различных музыкальных клипах aespa («Next Level», «Savage» и «Girls»). В дальнейшем SM Entertainment планирует расширить ее роль как самостоятельного артиста и усилить продвижение ее музыки.
Будущее виртуальных k-pop айдолов
С совершенствованием ИИ-технологий популярность и влияние виртуальных артистов будут только расти. Благодаря разнообразию контента и доступности, цифровым артистам удается охватить большую аудиторию по всему миру, а задействование людей в процессе создания делает их более человечными, сохраняя энергетику и эмоции. Кроме того, такие артисты точно не попадут в скандалы, и репутационные проблемы им не грозят, что значительно ценится фанатами.
Виртуальные айдолы стирают границы между реальным и цифровым миром, предлагая новый взгляд на развлечения. Их способность объединять технологии, творчество и человеческие эмоции делает их не просто трендом, а важной частью будущего музыкальной индустрии. Однако вопрос, удастся ли им заменить настоящее человеческое общение и живое творчество, остается открытым. Делись своим мнением в комментариях 🤔
Любишь виртуальных k-pop айдолов?